ДОМ, КОТОРЫЙ ОРГАНИЗОВАЛ…
«Моей целью было найти жилье, в которое можно было бы заехать с кошкой. Подумала, почему бы не организовать коливинг. Так в 2015 году появился «Зверинец». Я сразу взяла курс на некоторую автократию — задала все правила, которые будут работать в доме. Например, четко обозначила, что в нашей квартире раздельный сбор мусора, запрещена ксенофобия, все едят что хотят, содержание животных допустимо. Бывало сложно собирать деньги на какие-то важные вещи в квартире. Стиральную машину мы купили без проблем: скинулись и вместе купили. А вот с покупкой дополнительных шкафов или продуктов уже бывали сложности», — рассказала «МК в Питере» организатор коливинга Марина Кудрявцева.
Объединяет коливинги несколько факторов — каждому дают название и в каждом устанавливают правила совместного проживания. А еще постояльцев обязательно должна объединять какая-то идея: раздельный сбор мусора, желание самореализоваться, экология, ЗОЖ и так далее. Должна быть и готовность скидываться на общие нужды, например, на покупку стиральной машины, туалетной бумаги или современного Wi-Fi-роутера. В одних коливингах это делают по мере необходимости, в других — посредством ежемесячных взносов в общий фонд. Как правило, постояльцы таких мест — студенты, фрилансеры и люди творческих профессий. Но питерский опыт показал, что в коммуне легко уживаются и врачи, и иногородние полицейские, и программисты. Совместное проживание и общие интересы позволяют им не чувствовать себя одинокими в большом городе.
Над названием своей квартиры-коммуны Марина долго не думала. Жилье, расположенное в одном из домов на Зверинской улице недалеко от Ленинградского зоопарка, получило наименование «Зверинец». Начинался он с одной пятикомнатной квартиры, а на сегодня разросся до половины дома.
«МОГУ ЖИТЬ С СОБАКОЙ И НЕ НА ОКРАИНЕ ГОРОДА»
Еще один пример квартиры-коммуны — коливинг Early Birds на Большой Морской улице, всего в двух шагах от Исаакиевского собора. Он позиционирует себя как первое подобное пространство для творческих молодых предпринимателей. Он напоминает смесь коммуналки и хостела. Здесь можно снять как комнату, так и «бокс» — несколько квадратных метров с кроватью, отделенные от остальной комнаты шторкой. Перед заселением необходимо пройти небольшое собеседование: рассказать о себе, своих интересах и объяснить, почему хочешь жить в коливинге.
О том, как попасть в квартиру-коммуну, рассказал житель Early Birds Миша: «Есть люди, которые точно не приживутся в коливингах. Это очень замкнутые, скрытные и щепетильные люди, которые не любят общение, шум. У нас живут молодые ребята, самым старшим — 30–35 лет. Скорее всего, 50‑летнему человеку будет сложно ужиться с другими постояльцами. Ему необходимо разделять ценности окружающих его людей, иначе возникнет недопонимание».
Ценности и идеология — это, как стало ясно из общения с организаторами и жителями коливингов, — основное связующее звено. Из них вытекают правила совместного проживания. Где-то они строже: веганство, раздельный сбор мусора, запрет на обсценную лексику. Где-то таких норм нет и основное «требование» — любить квартиру-коммуну как свой дом. Такой формат гораздо удобнее, считает Миша, чем жизнь на окраине города: «У меня есть комната, вся бытовая химия, кофе, чай, я в самом центре города, с классными ребятами. К тому же у нас можно жить с собаками».
ЗАКРЫТЬ, НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ
И все же закрываются и коливинги. Причина, как бы это банально ни звучало, — рост цен на аренду, неготовность владельцев квартир, сдаваемых коммуне, ремонтировать жилплощадь или позволить делать это арендаторам и прочие бытовые моменты.
Один из коливингов, который был вынужден закрыться, — «Кубометр» на Мастерской. Сами постояльцы не стеснялись называть свою квартиру коммуналкой, но добавляли приставку «нео». Пространство существовало с 2013 года, но 2021‑й не пережило.
«Во время пандемии жизнь из «Кубометра» постепенно стала уходить, — рассказывает «МК в Питере» постоялец коливинга Александр. — Собиралось все меньше людей, появились проблемы с бытом. Квартира ветшала, а собственники не хотели идти на контакт. Ультимативно объявили, что либо повышают арендную плату, либо «решают вопрос другим способом». В таких условиях жить стало некомфортно, люди начали потихоньку съезжать. Сначала одна комната освободилась, затем вторая, и в какой-то момент сообщество просто распалось».
«Кубометр» прекратил существование этим летом: проблемы так и не решили, постояльцы съехали в течение месяца. Организаторы пытались перенести коливинг в другое место. Ничего не вышло, от сообщества осталась только группа в соцсети «ВКонтакте». Сам Александр сейчас снимает с друзьями двухкомнатную квартиру.
«Получился мини-мини-коливинг», — шутит он.
Трудности в организации коливинга, как рассказали «МК в Питере» организаторы таких форм проживания, часто связаны и с бюрократическими вопросами: оформление договоров аренды, субаренды, постановка постояльцев на регистрационный учет.
Законодательно в России эта сфера никак не регулируется. Совместное проживание — это скорее социальное, а не правовое явление и регламентируется общими правилами аренды жилья. Однако определенные требования со стороны закона все же есть.
«Если организатор коливинга желает предоставить право пользования жилым помещением другим лицам, ему следует заключить договоры коммерческого найма жилого помещения с каждым из граждан или же один договор коммерческого найма с множественностью на стороне нанимателей, — разъясняют в Юридической клинике СПбГУ. — Если собственник планирует совместно проживать с членами коливинга, ему следует также поставить данных лиц на регистрационный учет по месту временного проживания. При этом собственнику жилого помещения необходимо помнить об уголовной ответственности за фиктивную регистрацию граждан».
Но все же чаще камнем преткновения являются отношения с собственниками квартиры, которых ежегодный рост цен на жилье заставляет повышать арендную плату. Коливинг перестает быть выгодным, люди разъезжаются, сообщество распадается. Так, за последнее время прекратило существование не только пространство «Кубометр», но и «Уютное гнездышко».
ТОЛПЫ СТРАННЫХ ЛЮДЕЙ
Конечно, чтобы пространство спокойно существовало, найти общий язык нужно не только с собственником недвижимости, но и с соседями. Некоторые коливинги периодически проводят на своей территории творческие встречи и мастер-классы. В глазах соседей по дому это выглядит как нескончаемый поток людей, которые приходят в одну из квартир. А дальше бывает по-разному. Либо царит подозрительная для большого количества людей тишина, либо многоголосый гомон. И то и другое может действовать на нервы соседям.
Непросто жить и рядом с постояльцами, которые, например, не едят мяса. Запахи жарящейся у соседей свинины их могут раздражать, о каком же добрососедстве тут может идти речь? А каково петербуржцам, рядом с которыми поселились, например, любители эзотерики и духовных практик (был такой коливинг на улице Римского-Корсакова), которые еще и домашние концерты, поэтические вечера и квартирники устраивают?
Между тем, несмотря на то что коливинг стал набирать обороты в последние 5–10 лет, форма совместного проживания существует в России и Европе еще с 20–30‑х годов XX века. Именно тогда появились дома-коммуны. Чем объясняется возрождение старых и почти подзабытых течений, «МК в Питере» рассказала социолог, научный сотрудник социологического института РАН Любовь Чернышева: «Интерес к коливингам связан с идеологическими потребностями людей и с жилищной политикой страны. С одной стороны, это история о самоуправлении и обучении жить в сообществе среди единомышленников. Попытка стать более коллективными, вылезти из своего приватного мирка. Одинокая или семейная жизнь в сером спальном районе Петербурга — не тот способ потребления города, который хочет современный человек. Кто-то готов жить в более стесненных условиях, но не тратить время на дорогу до центра и отказываться от досуговой инфраструктуры. С другой стороны, это тревожный сигнал о том, что жилищная сфера переживает кризис и люди не могут позволить себе купить или арендовать квартиру в удобном для них районе».
К слову, пары, тем более влюбленные, как правило, в квартирах-коммунах — персоны нон-грата. Как объяснили редакции жильцы и организаторы коливингов, влюбленные часто замыкаются друг на друге и уже не могут полноценно разделять интересы живущих рядом. К тому же им нужно место для уединения, а найти такое в общей квартире практически невозможно.
В целом коливинг может показаться идеальным вариантом жилья для молодого одинокого человека, который учится или работает на фрилансе. В то же время это постоянное соседство с незнакомыми людьми, практически полное отсутствие личного пространства и необходимость соблюдать свод правил, выдвинутых организатором. При их несоблюдении постояльца могут выселить, а оказаться на улице в чужом городе — печальный исход. К тому же коливинг — не такое уж и дешевое жилье: в месяц за комнату придется отдавать от 11 до 16 тысяч. Поэтому вариант переехать в квартиру-коммуну должен быть взвешенным решением, а не просто экономической необходимостью.