Герман Зонин рассказал о пьянстве в «Зените» и отсутствии унитазов на базе

Журналист «МК в Питере» побывал в гостях у легенды и узнал, с чем столкнулся тренер, возглавив ленинградскую команду

В сентябре исполнилось 95 лет трижды заслуженному тренеру (СССР, РСФСР и Украинской ССР) Герману Семеновичу Зонину. Единственному здравствующему петербуржцу, кто побеждал в качестве тренера еще в Советском Союзе. А разработки Зонина в тогда еще ленинградском «Зените» открыли дорогу для будущих славных страниц футбольной истории города.

Журналист «МК в Питере» побывал в гостях у легенды и узнал, с чем столкнулся тренер, возглавив ленинградскую команду
Зонин не пропускает матчи «Зенита», но после больницы вынужден смотреть их по телевизору. Фото автора

«ТЕБЯ САМ БУТУСОВ ПОЗВАЛ»

Жителем Северной столицы Зонин стал ровно 73 года назад — когда в октябре 1948 года приехал играть за ленинградское «Динамо». Хотя, по словам юбиляра, зазывало тогда его и московское «Динамо», на тот момент уже четырехкратный чемпион страны. Выбери уроженец Казани тогда Москву — его игровая карьера могла сложиться в разы лучше. Но получил бы в этом случае отечественный футбол выдающегося тренера?

На выбор в пользу города на Неве повлияла личность великого ленинградско-­петербургского футболиста и тренера Михаила Павловича Бутусова, который зазывал молодого игрока в Ленинград. Зонин склонялся к переходу в более титулованное московское «Динамо», но веское слово сказал дядя Зонина: «Тебя же сам Бутусов позвал. Только Ленинград!»

Еще совсем недавно Зонина можно было назвать самым влиятельным человеком в петербургском футболе. Да-да — на стареньком «Петровском» (Герман Семенович — почти ровесник старейшего городского стадиона) ветеран часто оказывался в ложе с главным зенитовским боссом Алексеем Миллером.

По признаниям ветеранов, в таких вот неформальных встречах заслуженный тренер «пробивал» у зенитовского патрона помощь для нуждающихся бывших игроков и тренеров команды, просил содействия в разрешении некоторых ситуаций, порой за одну минуту решая вопросы, которые прежние менеджеры питерского клуба пытались решать месяцами (если не годами).

«Я и «Газпром Арену» до пандемии посещал, — поясняет Зонин. — Сейчас уже только по телевизору смотрю — после больницы (ветеран упал в квартире и повредил тазобедренный сустав. — Прим. ред.) передвигаюсь на коляске, да и ограничения из-за вируса ввели. Но до этого ходил. Спасибо клубу — присылали машину, подвозили прямо к лифту».

95‑летний юбилей пришлось встретить в больнице. Но покой там Зонину только снился — в прямом смысле.

«Девятого сентября поздравления шли бесконечно, — вспоминает он. — Я уже думал, не выдержу — телефон звонил с 7 утра до 12 ночи. Как всегда, поздравил «Зенит» — генеральный директор Александр Иванович Медведев. По традиции звонил мой ровесник Никита Павлович Симонян. Теперь я сам его буду поздравлять». (12 октября олимпийскому чемпиону 1956 года, выдающемуся футболисту и тренеру тоже исполнилось 95 лет, наш разговор с Зониным состоялся накануне.)

НАУЧНЫЙ ПОДХОД

Отношение болельщиков к Зонину опровергает теорию о взаимосвязи титулов и принадлежности к легендам. Германа Семеновича называют легендой «Зенита», хотя знаковые тренерские победы он одерживал вдали от Ленинграда-­Петербурга. Начав тренерскую карьеру на берегах Невы, Зонин почти полтора десятка лет разъезжал по далеким командировкам. И почти везде — очень успешным. Подняв в Высшую лигу воронежский «Труд», молодой специалист впервые отбыл в Украину, где добился повышения в классе с ворошиловградскими «Трудовыми резервами».

Заслуги Зонина были оценены и поощрены высшим спортивным руководством страны — в 1965 году тренер был командирован в сборную Бирмы, с которой на следующий год выиграл Азиатские игры.

Выделяясь образованностью и фундаментальным подходом, Герман Семенович стал первооткрывателем в своей профессии той поры. Среди тренеров послевоенной эпохи было много экспериментаторов. Таких, кто, не обладая глубокими знаниями в педагогике и физиологии, ставил эксперименты над футболистами. Гоняя их так же, как и гоняли ­когда-то их самих.

Это сейчас десяток узких специалистов в штабах команд, научный подход и индивидуализация тренировочного процесса стали считаться нормой и даже банальностью. Но для 60‑х и даже 70‑х годов прошлого века это было прорывом в футбольной индустрии.

Окончивший институт имени Лесгафта Зонин одним из первых тренеров той эпохи уловил бесполезность некоторых популярных в футболе упражнений и низкий эффект коллективного подхода. Его команды становились пилотными примерами, где тренировочный процесс отличался специальной направленностью и индивидуальной нагрузкой для каждого футболиста.

«Зенит» середины 1970‑х (именно тогда Герман Семенович защитил диссертацию кандидата педагогических наук) стал первой в Советском Союзе командой, где к работе тренерского штаба привлекалась научная группа.

ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН ЛУГАНЩИНЫ

Но то будет уже намного позже главной тренерской победы самого Зонина. После короткого перерыва на преподавательскую работу (в том же институте имени Лесгафта) ленинградский тренер снова отправился на Украину, в тот же Ворошиловград, но уже в «Зарю» — аутсайдера Высшей лиги. И осенью 1972 года выиграл чемпионат СССР!

Для понимания масштаба этого достижения «Зари» под руководством Зонина достаточно привести один факт — это единственный чемпион в СССР из областного центра. Ведь кто выигрывал до и после: «Спартак», «Торпедо», тбилисское и киевское «Динамо», ереванский «Арарат» — команды из столиц республик, по сути их сборные! До сих пор те золотые медали остаются у «Зари» единственными, хотя следующей осенью этой победе исполнится уже 50 лет. А значимость того успеха для спортивной и социальной жизни региона подтверждает звание тренера — «почетный гражданин Луганщины», присвоенное к 80‑летию Зонина.

После большой победы, на стыке 1972 и 1973 годов, Герман Зонин мог разминуться с Ленинградом во второй раз и с большой долей вероятности — навсегда. Спрос на тренера-­чемпиона вырос запредельный.

«В ЦСКА меня лично приглашал министр обороны СССР маршал Гречко, — вспоминает ветеран. — В киевское «Динамо» звали с подачи Щербицкого (секретаря ЦК Украины), заманивал и «Арарат». Много было предложений о работе в хороших условиях».

Но все эти заманчивые предложения перебила уже состоявшаяся встреча с секретарем ленинградского Горкома Борисом Аристовым, который попросил принять «Зенит».

«На предложения из ЦСКА, Киева и все остальные я отвечал одинаково — дал слово вернуться в Ленинград, — объясняет Герман Семенович. — Когда встретился с Аристовым, он мне сказал, что пора возвращаться домой. Я пообещал вернуться после сезона, в том числе болельщикам, на ленинградском телевидении выступил. Как мог после этого подвести?!»

Среди наград Зонина есть и такой диплом. Фото автора

ТЕСТИРОВАНИЕ ПРОТИВ ПЬЯНСТВА

В итоге вместо себя Зонин порекомендует в Киев Валерия Лобановского, который за несколько лет станет знаковой фигурой в истории «Динамо».

Хотя «Зенит» той поры для широко востребованного тренера-­чемпиона не мог быть командой мечты. На фоне отличных условий для футбола в других командах быт «Зенита» выглядел полулюбительским. Поэтому Зонину пришлось быстро осваивать еще и навыки генерального менеджера. Это сегодня сей термин известен каждому, а 50 лет назад и ­слов-то таких не знали, хотя функциональные обязанности главного (в то время — старшего) тренера этому вполне соответствовали. В Ленинграде Герману Семеновичу приходилось в прямом смысле поднимать стандарты функционирования футбольной команды.

«Я отвечал за всё, — говорит Зонин. — На базе — ни кола ни двора, в жилом корпусе даже душевой и туалета не было. Убеждал директора базы сделать все это, поставить унитазы. Потом футбольным полем занимался. Добивался, чтобы питание для команды улучшили и разнообразили, чтоб в рационе стало больше витаминов. Иногда приходилось напрямую звонить Аристову — некоторые люди, курировавшие команду, отказывались выделять средства. Меня это возмущало — я ж не для себя просил, а для команды, для футбола!»

В эпоху отсутствия интернета (а еще и дефицита) выбор для развлечений у советских футболистов был скудноват, они, что не секрет, часто проводили досуг в компании алкогольных напитков.

Для борьбы с этим в «Зените» Зонин использовал свои научные знания: придумал метод определения функционального состояния «пульсометрия». Проводил много воспитательных бесед.

«Я им говорил: ­меня-то вы можете обмануть, но сердце свое никогда не обманете, — вспоминает специалист. — Если «поддавали», режим нарушали, то при тестировании будет виден сбой работы сердечно-­сосудистой системы. После этого они начали задумываться, пить стали меньше».

ТЯЖЕЛАЯ РАБОТА В «ЗЕНИТЕ»

С «Зенитом» Герман Семенович Зонин кубков и медалей не выиграет, но создаст фундамент, на который команда будет опираться еще много лет. В конце 1970‑х тренер напутствует на свое место Юрия Морозова, который уже в 1980‑м выиграет с «Зенитом» первые в истории медали (третье место).

Тогда же, после ухода из ленинградской команды, он дал обязательную в то время характеристику для поступления в школу тренеров Павлу Садырину. Который был при Зонине капитаном команды, а возглавив «Зенит», уже на второй сезон привел его к первому в СССР чемпионству.

Но и у Германа Семеновича после «Зенита» были серьезные тренерские проекты. На стыке 1970‑х и 1980‑х возглавлял ростовский СКА, создав костяк той команды, которая в 1981 году выиграет свой первый и единственный в истории трофей (Кубок СССР).

А рассказ о своем вкладе в историю «Зенита» Зонин завершает драматичным поворотом. «Врачи очень рекомендовали с тренерской работой заканчивать, — объясняет он. — Пришлось взять паузу по состоянию здоровья — заявление об увольнении из «Зенита» я в больнице секретарю Аристова отдал. Так меня эта работа выхолостила. Но ничего — уже 96‑й год живу. И даже себя трехлетнего помню!»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 13 октября 2021

Заголовок в газете: Ломоносов петербургского футбола

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру