Как ювелирные изделия с «претензией» помогают человеку заявить миру о себе, не произнеся ни звука

«МК в Питере» с по­мощью специалистов разбирался, о чем говорит новая мода — о молчаливом протесте, желании выделиться из толпы или попытке найти себя

Современная мода иногда действительно вводит в ступор. Яркие и вычурные цвета входят в контраст с абсолютно незаметной одеждой, которая практически камуфлирует и скрывает хозяина от посторонних глаз. К­то-то ходит в огромных кроссовках и копирует хоббитов, ­кто-то придерживается исключительно природной гаммы (Петербург, по пантону, собирает все оттенки серого). Но данная тенденция касается не только одежды. В последнее время все чаще можно увидеть на петербуржцах громкие, кричащие украшения или браслеты с политической повесткой.

«МК в Питере» с по­мощью специалистов разбирался, о чем говорит новая мода — о молчаливом протесте, желании выделиться из толпы или попытке найти себя
Украшения сегодня становятся не только дополнением образа, но и ярким акцентом. canva.com

МОЛЧАЛИВЫЙ КРИК

Сегодня современные художники нередко используют окружающую нас действительность, превращают предметы обихода в произведения ювелирного искусства. Подвеска из серебра, выполненная в виде таблетки для домофона, серьги из белого золота в виде канцелярских скрепок. Украшения становятся не только дополнением образа, но и ярким акцентом. А иногда и способом заявить о своей позиции. Спрос, как известно, всегда рождает предложение. Потому современные мастера стараются включить в свои работы политическую и остросоциальную повестку. Например, недавние обсуждения закона об иноагентах вылились в работы одной из ювелирных студий — на свет появились серебряные бирка с оттиском «иноагент» и цепь с буквами. Как отмечали мастера в своем телеграм-­канале, «если предметов с этим словом будет как можно больше, то негативный контекст, возможно, уменьшится, а «позорный» статус — обесценится».

Как сообщили «МК в Питере» мастера петербургской ювелирной студии AJJ Андрей Плужников и Евгения Смирнова, такие украшения подпадают под определение «смелые украшения для смелых людей». Они являются открытым выражением своего мнения и возможностью заявить о своих правах, выступить в ­чью-то поддержку.

«Мы живем в период, когда с помощью украшений люди снова начали транслировать свою индивидуальность и свободу самовыражения. Также мы видим, что люди всё больше стремятся к гармонии между своим внешним и внутренним состоянием, — объясняют Андрей и Евгения. — Они создают свой, ни на кого не похожий образ — комфортный и удобный для них самих. Поэтому сейчас используется масса способов заявить миру о себе, но украшения — это всегда акцентная часть образа человека».

Ювелиры и психологи, с которыми пообщался «МК в Питере», сходятся во мнении, что ювелирные украшения всегда были отдельным самостоятельным элементом, который мог сказать о владельце больше, чем весь остальной образ. И сейчас мы наблюдаем бум — серьги и кольца на любой вкус и цвет. Украшение становится не только изящной деталью, но и способом заявить о себе и своей позиции, сообщить миру посредством визуального языка то, о чем иногда страшно говорить вслух. Кричать о себе, не произнося ни звука.

Глядя на некоторые украшения, невольно задаешься вопросом: а смогла бы я надеть такое? Грубые шипы, гравировки, возрождение давно забытых национальных элементов с акцентами на определенную культуру и ее наследие. Список бесконечен. Такие украшения, как принято говорить, с претензией, не могут оставить хозяина без дополнительного общественного внимания.

«Яркие эксцентричные украшения — это вызов. Возможно, вызов самому себе, своим страхам. А может быть, вызов близким людям, например, когда ребенок украшает себя ­чем-то, что раздражает, возмущает родителей, — объясняет психолог, доцент СПбГУПТД Марина Васильева. — Украшения, как и одежда, татуировки, пирсинг — дополнительная информация о человеке, его история, которую он рассказывает визуальным языком окружающим. Как минимум это история о его настроении в момент, когда он собирался выйти «в люди». Максимум — это может быть история семьи, рода, если украшения фамильные».

Как подчеркнула Марина Васильева, украшение может многое сказать о своем владельце. Например, что он любит язык символов, которые зашифрованы в образах или камнях.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

«По нашему мнению, творцы последнее время всё чаще стали обращать внимание на прошлые эпохи, искать в них вдохновения. У любой народности мира имеется свой огромный багаж культурного наследия, в котором можно найти артефакты, несправедливо затерянные во времени, — поделились своим мнением Андрей Плужников и Евгения Смирнова. — Современные художники и мейкеры выступают неким мостом между прошлым и будущим. К примеру: кельтские животные и растительные мотивы V–I веков до нашей эры сегодня не что иное, как современные украшения с фактурами скал, древесины, волн и прочим. Это всё об одном и том же — о единстве человека с природой, просто современная интерпретация».

На современном рынке попадаются и уже давно забытые украшения, которые сейчас обретают новую жизнь, смотрятся не только по-новому, но и вполне экзотично. Хотя стоит отметить, что эти украшения несут в себе и культурное наследие. Речь идет о таких вещах, как кокошники, накосницы (маленький тубус с креплением для волос, украшается росписью, гравировками, камнями и прочими декоративными элементами; накосницы было принято вплетать в волосы — на косу).

«Неоязычество, возврат к традициям, в том числе и к традиционным украшениям, — не дань моде. Это своеобразный механизм защиты национальной, исторической, родовой памяти. Да, конечно, это напрямую связано с самоидентификацией, поиском самости в своих корнях. Условно это можно выразить в формуле: «Я уважаю, чту предков, их знания, опыт, они — часть меня, а значит, я не один, я часть большой важной системы», — добавляет психолог Марина Ва­сильева.

В своих работах мастера-­ювелиры совмещают драгоценные металлы с древесными и горными породами. Это, по словам наших собеседников, создает ощущение единства с природой, и люди выбирают такие украшения осознанно. Отчасти речь идет об осознанном потреблении, стремлении к экологичности и индивидуализации, желании человека поставить себя как отдельно взятую личность, а не часть общественной массы.

«Сейчас в моде осознанное производство и потребление, экологичность, социальность. Вдобавок мировой рынок уже много лет перенасыщен, и дополнительная, нематериальная ценность вещей становится важна как никогда, — поделилась с «МК в Питере» основатель собственной марки и мультибрендовых магазинов 47 Store Екатерина Толстая.Качественный винтаж или новая вещь, часть средств с которой идет на благотворительность, будут гораздо более заметны и обсуждаемы, чем новая форма, созданная просто ради формы».

Екатерина подчеркивает, что в поисках ­чего-то нового художники находят и форматы украшений. Это может быть как ранее незнакомой идеей, так и переработкой и переосмыслением старых концепций.

«Текстуры — очень широкое поле для фантазии дизайнера. Поэтому появление их разнообразия как тренда логично и свое­временно в эпоху, когда на рынке происходит всплеск популярности маленьких авторских марок», — объясняет Екатерина.

ВРЕМЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Фотографы часто выступают наблюдателями — это основа их профессии. Они привыкли подмечать детали, выискивать в массе ­что-то яркое и необычное.

«Я часто обращаю внимание на украшения. Считаю, что правильно подобрать деталь образа очень сложно, если украшать себя бездумно, можно легко испортить общую картину, — делится своим мнением фотограф Кристина Черных. — Украшения подчеркивают изюминку человека и выделяют его. Мне кажется, сейчас началось десятилетие под названием «индивидуальность и естественность». Ты можешь быть максимально ярким, но какой в этом смысл, если это не про тебя?»

По мнению Кристины, современному человеку важно знать не только автора украшения, но и какая философия стоит за созданием того или иного бренда. Отмечает она и спрос на «старину» и естественность.

«Мода циклична, художники порой идут за вдохновением в прошлое. Винтажные вещи всегда будут восхищать, а тема природы всю жизнь несет сильную эмоциональную нагрузку, думаю, это вечный тренд», — говорит Кристина.

В ряду современных украшений можно выделить «профессиональную» ювелирку — это вещи, которые создаются для людей разных профессий. В линейке некоторых брендов, например, можно встретить брошь со стетоскопом, колье со структурной формулой серотонина и дофамина. В том числе встречаются и такие специфические вещи, как брошь «Аппарат Илизарова» или браслет «Позвоночник», а также кулоны в виде сердца, зуба, мозга, спирали ДНК, матки, мужского полового органа, эмбриона и пакета с кровью. Однако в числе наиболее популярных сейчас подвеска «Коронавирус».

В числе наиболее популярных сейчас украшений — изделия с «коронавирусом». Скриншот instagram.com/dr.vorobev/

Нетрудно догадаться, что смысл таких украшений — демонстрация себя и гордости за дело всей жизни. Наверное, такие украшения приятно получить в подарок. И, будем честны, дарить. Особенно если история из разряда «что дарить тому, у кого все есть».

Как отметили собеседники «МК в Питере», сегодня можно говорить о том, что внешний вид будущего украшения, неважно, ювелирное оно или бижутерное, зависит исключительно от позиции мастера. Одни делают вещи исключительно на продажу, основываясь на спрос. Другие создают концептуальные изделия, которые находят исключительно «своего» покупателя. В последнем случае, как считает фотограф Кристина Черных, посыл работы зависит исключительно от философии художника-­мастера.

«Мои украшения ни в коем случае не про борьбу и не про излишнюю смелость. Они про уют и тепло, спокойствие, интеллигентный стиль, — развивает тему ювелир Екатерина Толстая. — Это разнообразие, в котором всегда больше чувств, чем идеологии, концептуальной легкости, романтизма и просто приятной дружеской беседы. Все изделия передают ту самую природную теплоту, которая свой­ственна авторским, неравнодушно спроектированным вещам».

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Психолог Светлана Филатова:

«Каждый выбирает украшения по своему достатку и вкусу, поэтому его внешний вид зачастую не столь важен, сколько место, на котором человек носит кольцо или подвеску.

Украшения несут о владельце огромное количество информации. Так, каждый палец, на который мы надеваем кольцо, обладает определенной энергетикой. И если дама или мужчина усиливают эту энергетику кольцом, значит, данная тема для них в приоритете.

Кольцо на указательном пальце скажет о том, что перед нами человек, привыкший командовать или же стремящийся достичь равновесия. На большой палец кольца надевают люди с высоким чувством собственного достоинства. Мизинец отвечает за коммуникацию и сексуальную сферу. Средний палец — палец дисциплины. На него надевают кольца люди, которые любят порядок, чтобы все было «по полочкам», на своих местах. На безымянном пальце (если речь не об обручальном кольце) украшения носят люди амбициозные, которые хотят иметь вес в обществе.

А вот ношение бус имеет очень древние корни. Когда люди жили в племенах, кланах, главная роль всегда отдавалась вождю, и он определял свою женщину с помощью бус. Вешал ей на шею украшение и этим показывал, что женщина становится неприкосновенна для других мужчин племени. Вообще же шея — это самое незащищенное место на теле человека. Поэтому если на нее ­что-то вешается, то это почти всегда имеет значение.

Надо отметить, что человек может не отдавать себе отчет, почему носит украшение на определенном месте. Он может делать это интуитивно, но тело само подсказывает, на какой палец надеть кольцо, куда прицепить брошь».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 29 сентября 2021

Заголовок в газете: Золото протеста

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру