Освоение Севморпути тормозится: суд обвинил Балтийский завод в предвзятости при строительстве ледоколов «Сибирь» и «Урал»

Освоение Севморпути тормозится: суд обвинил Балтийский завод в предвзятости при строительстве ледоколов «Сибирь» и «Урал»
БАЛТИЙСКИЙ ЗАВОД СТРОИТ ПЯТЬ МОЩНЕЙШИХ В МИРЕ ЛЕДОКОЛОВ СЕРИИ 22220

«Кировский завод» заставил строителя мощнейших в мире ледоколов, необходимых для круглогодичного судоходства по Северному морскому пути, отсрочить поставку силовых установок. Цена вопроса – 400 миллионов рублей, а общая сумма тяжбы между промышленными гигантами – 1,7 миллиарда рублей.

Освоение круглогодичного судоходства по Северному морскому пути между Владивостоком и Мурманском через Северный ледовитый океан — одна из самых масштабных задач, поставленных российским президентом перед отечественными судовладельцами и судостроителями. В частности, петербургский Балтийский завод строит для этой цели пять мощнейших в мире ледоколов серии 22220, головной из которых, «Арктика», уже вышел на маршрут.

АО «Завод «Киров-Энергомаш» (100% дочернее предприятие ПАО «Кировский завод») должно было поставить двигатели строящему ледоколы АО «Балтийский завод» еще в марте и ноябре 2017 года, однако в срок этого не сделало.

«Балтийский завод» и «Завод «Киров-Энергомаш» отправились выяснять, кто виноват в срыве контракта в суд и 18 сентября Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области опубликовал решение: двигатели для строящихся ледоколов должны быть поставлены в сентябре 2021 года и в июне 2022 года.

Речь идет о паротурбинных установках для ледоколов «Сибирь» и «Урал», которые «Киров-Энергомаш» изготавливает по заказу «Балтийского завода» в рамках контракта, заключенного в мае 2016 года. Общая сумма контракта превышает 15 миллиардов рублей. Решение суда пока не вступило в законную силу.

Драма развивалась в лучших российских традициях. Сначала «Киров-Энергомаш» и «Балтийский завод» обо всем договорились, а потом выяснилось, что у заказчика суперледоколов ФГУП «Атомфлот» (входит в госкорпорацию «Росатом») изменился режим финансирования, и так два раза. Правительство, конечно же, все документально оформило, выпустив постановления, из которых следовало, что Северный морской путь мы покорим, но позже, когда чуть-чуть распухнет кошелек. Так строительство «Сибири» и «Урала» отодвинулось на несколько лет.

- Постановлением Правительства РФ от 28.08.2017 №1027 сроки поставки ледокола «Сибирь» перенесены на 2020 год, ледокола «Урал» на 2021-й;

- Постановлением Правительства РФ от 24.04.2019 №490 сроки поставки ледокола «Сибирь» перенесены на 2021 год, ледокола «Урал» на 2022-й.

Однако, как следует из судебного решения от 18 сентября, выяснилось, что руководители Балтийского завода не ко всем своим партнерам относятся одинаково. Другим участникам строительства ледоколов (суд перечислил таковых восемь, включая проектировщиков ЦКБ «Айсберг» и ОКБМ «Африкантов»), были перенесены сроки исполнения обязательств, а вот «Киров-Энергомашу» почему-то нет. Вместо этого Балтийский завод предъявил два иска в сумме на 400 миллионов рублей за то, что паротурбинные установки не появились у него вовремя. Процессы еще не завершены и ждут вступления в законную силу решения от 18 сентября. Оно поставит точку в сути спора, можно ли считать данное опоздание опозданием.

Позиция завода в процессе: это «Киров-Энергомаш» виноват в том, что сроки сдачи ледоколов пришлось дважды переносить, потому как ненадлежащим образом исполняет взятые на себя обязательства. Суд такому не поверил. «Позвольте, сроки перенес не Кировский завод, а российское правительство, и про плохую работу изготовителя турбин в выпущенных по такому случаю постановлениях ничего не сказано», — написано юридическими корректными фразами в мотивировочной части судебного решения.

«Из … договора не следует, что истец должен нести риск изменения обстоятельств, от него не зависящих, но влияющих на сроки исполнения … обязательств … и создающих невозможность выполнения обязательств … в установленный̆ срок… Исполнение договора без изменения его условий нарушает соотношение имущественных интересов сторон и может повлечь для истца такой̆ ущерб, что он в значительной̆ степени лишится того, на что вправе был рассчитывать при заключении договора… Изменение условий договора в части сроков поставки паротурбинных установок … не повлечет невозможность исполнения ответчиком собственных обязательств по Государственному контракту…», — написано в решении петербургского арбитража.

Руководство «Балтийского завода» с решением суда категорически не согласно. По мнению официального представителя завода, в мотивировочной части судебного решения фактически изложена лишь позиция «Киров-Энергомаша».

«Оба постановления правительства о переносе сроков сдачи атомных ледоколов «Сибирь» и «Урал» появились на свет как раз из-за того, что «Киров-Энергомаш» задерживал сроки изготовления турбинных установок. Мы сами готовили пояснительные записки для обоих постановлений, там это четко указано. Решение суда вообще абсурдно — оно позволяет «Киров-Энергомашу» поставить нам турбины тогда же, когда мы должны отдать «Атомфлоту» ледоколы. Но, согласно технологии, паротурбинные установки монтируются на судах за два года до их сдачи в эксплуатацию…», — рассказал «МК в Ленобласти» представитель Балтийского завода.

Пока что «Балтийскому заводу» удалось взыскать со своего оппонента 157 млн рублей за опоздание в поставке турбины для головного ледокола серии 22220 «Арктика» и отбить иск на 1,1 миллиарда рублей, которые «Киров-Энергомаш» пытался взыскать за непредвиденное строительство испытательного стенда.

В этой истории довольно трудно найти правых и виноватых. Один и тот же Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, подтверждая позицию о невиновности «Киров-Энергомаша» в просрочке изготовления турбинных установок для «Сибири» и «Урала» в одном процессе, наказывает его за тоже самое в других. Тем временем обличающий необязательность «Киров-Энергомаша» «Балтийский завод» сам уже больше года с переменным успехом отбивается от аналогичных претензий со стороны заказчика ледоколов «Атомфлота» — в общем, за такие же задержки.

Фактически же на Северный морской путь пока вышла только «Арктика» — и то с дефектным двигателем, который сейчас меняют на том же Балтийском заводе. Остальные ледоколы серии ожидаются на СМП к 2024 году.

Справка:

Непубличное акционерное общество «Балтийский завод», по данным системы «СПАРК-Интерфакс», на 97,79% принадлежит государственной «Объединенной судостроительной корпорации».

Основная продукция предприятия сегодня — атомные ледоколы серии 22220, предназначенные для организации круглогодичного грузового транзита по Северному морскому пути. Завод строит их в рамках контракта с подконтрольным «Росатому» ФГУП «Атомфлот».

Головной ледокол «Арктика» был в октябре 2020 года передан «Атомфлоту», после чего сразу отправился осваивать Северный морс кой путь. Ледоколы «Сибирь» и «Урал» уже спущены на воду, но пока не достроены. Ледоколы «Якутия» и «Чукотка» заложены 26 мая и 16 декабря 2020 года соответственно.

В ноябре 2020 года «Балтийский завод» сдал «Росморпорту» один из самых мощных дизель-электрических ледоколов в мире – «Виктор Черномырдин» (серия 22600).

Непубличное акционерное общество «Завод «Киров-Энергомаш», по данным СПАРК с актуализацией на 1 квартал 2021 года полностью принадлежит ПАО «Кировский завод».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру