Опасность на парковке: эксперты назвали работающие методы защиты автомобиля от угона

Машины, оставленные на улицах, уже к утру гуляют по рынкам в виде запчастей или едут к новым владельцам

Количество угоняемых в Петербурге автомобилей растет с каждым днем. Кажется, что для злоумышленников не существует ни заборов, ни замков. И уже становится неважно, оставляете ли вы машину под камерами, на охраняемой территории, или просто во дворе под собственными окнами. Украдут, разберут или перепродадут. Так есть ли спасение? Что делать, если вы стали жертвой угонщиков? Как защитить четырехколесного друга? Об этом и многом другом «МК в Питере» поговорил с адвокатами, аналитиками и автолюбителями.

Машины, оставленные на улицах, уже к утру гуляют по рынкам в виде запчастей или едут к новым владельцам

ТЕХНОЛОГИИ НА СЛУЖБЕ ЗЛА

В Петербурге только за первое полугодие 2021 года было угнано 1,5 тысячи автомобилей. Тематические группы пополняются объявлениями об угонах практически ежедневно, что не может радовать, так как создается впечатление, что вот-вот и на твой автомобиль ­кто-то положит глаз.

«Если говорить в целом об угонах, то спрос формирует предложение. И по статистике угнанных автомобилей мы видим, что сейчас требуется на рынке», — говорит руководитель петербургского филиала компании «Цезарь Сателлит», занимающейся установкой охранных систем, Василий Курсин.

По его мнению, если ­какой-то автомобиль пользуется популярностью, то количество угонов будет расти. Причем не особо важно, «уведут» для перепродажи или на запчасти.

«В современных способах угонов лидируют два вида. Первый — с помощью удлинителя штатного ключа. Его часто используют на парковках торговых комплексов, где могут стоять машины премиального сегмента. Второй — с применением специального оборудования под конкретные марки автомобилей, — объясняет Василий Курсин. — В основном это представители массового сегмента — Hyundai, KIA, Mitsubishi, которые похищают в вечернее время со дворов жилых домов. Таких машин намного больше, поэтому и угоны происходят чаще. Причем, как показывает практика, для угонщиков определенная машина не принципиально важна. Был инцидент, когда в одном дворе было три автомобиля. Угонщики один попробовали — не получилось, второй — не вышло. Тут же нашли третий, без противоугонной системы, сели в него и уехали. Скорее всего, угоняли на запчасти».

Как объясняют в «Цезарь Сателлит», у угонщиков сегодня есть несколько высокотехнологичных способов похищения машин. Примерно год назад появилось новое специальное оборудование (в компании его называют «тетрис»), которое позволяет открывать автомобили как будто с помощью штатного ключа. Важный момент при его использовании — машина должна быть оборудована системой комфортного доступа, то есть кнопкой на двери. При нажатии на нее злоумышленниками автомобиль «просыпается», и запускается режим сканирования. Это оборудование, грубо говоря, копирует код исходного ключа, и устройство запоминает этот автомобиль. Если у вас такой автомобиль, то, как говорят «антиугонщики», единственный выход — страховаться и молиться. Впрочем, как показывают криминальные сводки, особо талантливые угонщики «уведут» что угодно. Правда, об их талантах становится известно, как правило, из сообщений полиции, которые начинаются со слов «задержаны».

РИСУНКИ — НЕ ЗАЩИТА

Мысль о том, что яркий цвет, аэрография и прочая кастомизация может спасти ваш автомобиль от угона, звучит логично и даже отчасти верно. Однако сейчас это отходит на второй план. Украдут и даже не взглянут на «реснички» на фарах.

Автолюбитель Александр Аникейчик свой «тазик» холил и лелеял. Машина ВАЗ‑21093 (2003 года выпуска) состояла в гоночном клубе RaceWars и была «широко известна в узких кругах» гонщиков-­стритрейсеров. Александр полностью кастомизировал свой аппарат — у «девятки» появился обвес, оптика «про-спорт», салон от Opel Vectra. Также на правом «собачнике» (стекло задка, за пассажирской дверью) присутствовала наклейка гоночного клуба. Машина специально делалась для того, чтобы привлекать внимание. Она и привлекла. 22 июля 2021 года автомобиль украли со двора. Даже хозяин в шоке от угона. Нагло, глупо и не рентабельно.

«Я, честно говоря, не думал, что ­кому-то может понадобиться это «ведро с гайками». Логика этих людей мне непонятна, так как даже на запчасти этот автомобиль не разобрать. Все детали там эксклюзивные. Автомобиль так и не нашли. История и правда странная, отечественный автомобиль в эксклюзивной комплектации и с незаурядным внешним видом глупо угонять, эра тюнинга «девяток» давно прошла, и я думал, что ее угнали покататься местные школьники. Но каково было мое удивление, когда в полиции сообщили, что смогли отследить часть пути по камерам — она с родными номерами поехала в сторону Пскова», — рассказал «МК в Питере» Александр.

Тюнинг «девятки» гонщика не защитил ее от угонщиков. Фото предоставлено Александром Аникейчиком

По словам бывшего гонщика, в полиции сообщение об угоне тюнингованной «девятки» восприняли неоднозначно. Полицейские сначала проверили хозяина авто на полиграфе и лишь после этой процедуры начали оперативно-­разыскные действия. Об угоне машины, оставленной возле дома друга во Всеволожске, Александр узнал, находясь в подмосковных Люберцах.

«Когда я узнал, что автомобиль угнали, то сразу пошел в ближайшее отделение полиции. Поначалу заявление принимать не хотели. Мне пришлось давить на то, что, если на моем автомобиле будут совершены незаконные и противоправные действия, пусть потом не предъявляют претензий ко мне, ведь я заявляю об угоне, — рассказывает Александр. — Уже во Всеволожске я вторично подал заявление. И вот тут следователи были более профессиональны. Выезжали на место, фотографировали, проверяли нас с другом на полиграфе. Следователи получили на руки все необходимые документы, ключи с сигналом и сказали нам ждать».

С момента угона автомобиля прошло уже два месяца, и, как показывает практика, шансы, что автомобиль все же вернется к законному владельцу, стремительно приближаются к нулю. Автоугонщикам достаточно суток, чтобы полностью разобрать автомобиль, и еще сутки на то, чтобы «расфасовать» запчасти по рынкам. К сожалению, в скорости они сильно опережают сотрудников полиции.

СТАВКА НА ЦВЕТ

«На практике единственное, что сделают оперативно, — зарегистрируют ваше сообщение об угоне. Далее — все по сценарию, а это долго, нудно и, как правило, бесперспективно. Раскрываемость угонов варьируется в районе 6–7%. Кроме того, ситуацию осложняет то, что большинство автомобилей среднего сегмента моментально разбирается на запчасти, и найти ТС будет еще сложнее», — говорит адвокат Андрей Добрынин.

О том, что кастомизация не спасает, заявили и в «Цезарь Сателлит». Сейчас у угонщиков есть ресурсы и возможности самостоятельно перекрасить автомобиль или изменить его внешний облик под свои нужды. Если же машина угоняется «на разбор», то есть ради запчастей, внешний вид авто и вовсе не играет никакой роли. Единственное, что может смутить злоумышленников, — яркую машину легче отследить по камерам.

«Сейчас, в XXI веке, какая-то кастомизация (самостоятельное изменение внешнего вида автомобиля) особо не спасает от угонов. Если раньше автовладельцам помогала аэрография, то в настоящее время у угонщиков по цвету есть только одно ограничение. Они стараются не брать яркие машины, так как в этом случае легче отследить маршрут похитителей. А если автомобиль неприметный, то его в потоке будет отследить достаточно сложно. Кроме того, популярными являются угоны в вечернее и ночное время», — объясняет Василий Курсин.

Автомобиль, к примеру, желтого или красного цвета хочешь не хочешь будет привлекать внимание, причем не только сотрудников в форме, но и простых прохожих. Это в теории может помочь: если ваш автомобиль будет находиться в «отстойнике» (место, где машина пережидает время поиска, после чего отправляется дальше — на разбор или перепродажу), то его могут опознать случайные граждане.

ТРИ ШАГА ПОСЛЕ УГОНА

На форумах и в тематических группах пользователи отмечают, что в данный момент от угона не спасают ни защитные системы, ни камеры. Громкая сигналка и вовсе — детский сад. Однако если же вы ответственный хозяин и понимаете, что ваша машина может приглянуться злоумышленникам, стоит воспользоваться системами страхования. Потому что это один из немногих способов вернуть хоть ­что-то. В остальных же случаях шансы 50 на 50.

Так что же делать, если ваш автомобиль угнали? На этот вопрос специально для читателей «МК в Питере» ответил адвокат Алексей Добрынин:

Шаг первый. Для начала убедитесь, что ваш автомобиль действительно похитили. Прежде чем идти в полицию, стоит исключить правомерные варианты выбытия авто из вашего владения. Поэтому первым делом следует позвонить 112 и узнать, не эвакуировали ли авто за неправильную парковку. Можно также позвонить в дежурную часть ГИБДД. Часто «угнанный» автомобиль обнаруживается на штрафстоянке. В этом случае дело обернется потраченными нервами, оплатой штрафа и затратами на поездку до штрафстоянки.

Шаг второй. Если авто все же угнали, обратитесь в ближайшее от места угона отделение полиции. Сделать это можно как устно по телефону, так и подав письменное заявление напрямую в отдел или через сайт «Обращения в МВД». Для возможности контролировать процесс расследования, конечно же, заявление следует подать письменно и проследить, чтобы его зарегистрировали. В таком случае на руки владельцу автомобиля выдадут талон-­уведомление с регистрационным номером поданного заявления (называется «КУСП»). В заявлении стоит указать максимально подробную информацию о вашем автомобиле, а также приложить копии документов на авто.

Шаг третий. Если ваш автомобиль застрахован по каско, в течение двух дней необходимо подать заявление о страховом случае. Не забудьте приложить документы, подтверждающие обращение в полицию. В случае угона автомобиля выплата страхового возмещения осуществляется страховой компанией не ранее чем через два месяца. Но во многих страховых компаниях свои правила и условия выплаты.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру