Спустя почти 40 лет житель России избавился от эпилепсии

В Петербурге врачи прооперировали 37‑летнего мужчину с эпилепсией

После этого заболевание, мучившее больного почти всю его жизнь, исчезло, приступы прекратились, а мужчина сумел вернуться к полноценной жизни, о которой мечтал.

В Петербурге врачи прооперировали 37‑летнего мужчину с эпилепсией
Алексея почти всю жизнь мучали приступы, и только сейчас он начал жить так, как всегда мечтал. Фото предоставлено Алексеем Носовым

ЕЖЕДНЕВНЫЕ ПРИСТУПЫ

Эпилепсию жителю Мичуринска Тамбовской области Алексею Носову диагностировали в младенчестве. Когда врачи сообщили супругам Носовым о диагнозе ребенка, Алеше не было еще даже года. Для родителей это, конечно, стало шоком. Болезнь наложила свой отпечаток на жизнь семьи. Алешу не водили в детский сад — точнее, водили, но совсем недолго. Школу мальчик окончил, но на домашнем обучении. Лечение значимых результатов не давало. Иногда приступы становились реже, но совсем не прекращались. А иногда, напротив, начинали частить — по словам Алексея, в иные дни эпилепсия настигала его по 4–5 раз в день.

— Я старался как мог минимизировать приступы и облегчить их, — рассказывает «МК в Питере» Алексей Носов. — Вел здоровый образ жизни, не пил алкоголь, не курил, своевременно принимал лекарства. Но, конечно, полностью приступы не исчезали.

Несмотря на заболевание, Алексей жил отдельно от родителей и обеспечивал себя сам. Еще ребенком он увлекся компьютерами, и это стало профессией: Алексей стал зарабатывать ремонтом компьютерной и другой техники — к счастью, это можно было делать на дому. Затем освоил изготовление сайтов и стал зарабатывать еще и этим.

Но многое оставалось мужчине недоступным. Как ни старался, он не смог найти работу в офисе, хотя очень хотел это сделать, чтобы больше общаться с людьми.

— Несколько раз находил работу — но только до первого приступа, — рассказывает Алексей. — Как только случался приступ, меня просили уйти.

Выпроводили Носова и из спортклуба, куда он только записался. Посоветовали прийти потом, когда вылечится.

Не задалось и с семьей. Жена выдержала несколько лет, а затем ушла. Девушки тоже не задерживались — жизнь с больным эпилепсией не каждому по силам.

Со временем Алексей с этим смирился и жил бы так и дальше, но эпилепсия стала прогрессировать. Приступы начали случаться чаще, проходили тяжелее, препараты помогали все меньше. Во время одного из приступов Алексей потерял зубы. Стало понятно, что жить так дальше не получится, надо ­что-то менять. Родители Алексея начали искать варианты и выяснили, что в некоторых случаях в лечении эпилепсии помогают операции. Алексей согласился попытаться.

— Собственно говоря, у меня выбора большого не было, — разводит руками мужчина. — Либо умирать, потому что приступы были очень тяжелыми, либо — рискнуть. Хотя гарантий сначала никаких, конечно, не было.

Так Алексей попал в Петербург.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПОЛОМКА

— Эпилепсия — распространенное заболевание, — рассказывает заведующая нейрохирургическим отделением № 2 РНХИ им. проф. А. Л. Поленова — филиала Центра Алмазова, кандидат медицинских наук Виктория Нездоровина. — В мире этим заболеванием страдают 6,3 человека на каждую тысячу населения. В России — примерно 3,2 человека на 1000. Можно предположить, что в Северо-­Западном федеральном округе проживает примерно 30 тысяч человек, страдающих эпилепсией. Около 9 тысяч из них можно рассмотреть как кандидатов на лечение с помощью операции.

Причина развития эпилепсии — в возникновении нарушений в головном мозге, которые приводят к образованию так называемых эпилептических очагов. В группе риска — люди, перенесшие инсульт, травму головы, также эпилепсия может развиться вследствие токсического поражения головного мозга, в частности при употреблении наркотиков или алкоголя. Но все же большая часть случаев — это врожденные структурные изменения головного мозга — фокальные кортикальные дисплазии, гетеротопии серого вещества, полимикрогирии и прочее. Так, к слову, и произошло у Алексея.

Алексей уверен — его родителям (на фото он с мамой) нужно ставить памятник при жизни. Фото предоставлено Алексеем Носовым

Пациентом он считался сложным. Во-первых, потому что форма заболевания у него была тяжелой. А во‑вторых, к моменту операции Алексею было уже 37 лет, эпилепсия мучила его почти всю жизнь и уже была весьма запущенной.

— Как правило, результаты хирургического лечения у людей, которые так долго болеют эпилепсией, значительно хуже, а некоторым из них уже приходится отказывать в операции из-за высокого риска побочных явлений, — объясняет руководитель научно-­исследовательской лаборатории эпилептологии Центра Алмазова, кандидат медицинских наук Галина Одинцова.

Врач поясняет, что, к сожалению, на операцию страдающие эпилепсией люди часто решаются только от безысходности. Но хирургическое вмешательство — полноценный метод лечения. Просто начинать его нужно своевременно: после того как два года лечение медикаментами не дает результата, пациентам следует прийти на консультацию к нейрохирургу.

К слову, по данным медиков, в зависимости от формы заболевания у 50–75% прооперированных людей приступы эпилепсии прекращаются, у остальных высока вероятность уменьшения степени их тяжести и частоты. Успешные истории за плечами врачей — не единичны. Другое дело, что срок заболевания накладывает свой отпечаток.

НОВАЯ ЖИЗНЬ

Алексею повезло. При обследовании врачи выявили у него в мозге ведущий эпилептический очаг и согласились оперировать. Операция длилась более трех часов, но прошла успешно. Период восстановления непростой, но Алексей его тоже сумел пройти.

— Это было непросто. Я не мог встать, у меня двоилось в глазах, на протяжении двух-трех дней я просто не мог ходить. Врачи предупредили, что много времени находиться на ногах нельзя. Это надо было вытерпеть, и я вытерпел. А моим родителям надо памятник поставить при жизни, — рассказывает Алексей.

После операции Носову назначили продолжать лекарственную терапию, но со временем количество принимаемых мужчиной препаратов по рекомендации врачей стало уменьшаться. Сейчас, спустя три года после операции, 41‑летний Алексей Носов принимает только два препарата, и его состояние, согласно электроэнцефалографическим данным, продолжает улучшаться, а приступы прекратились полностью. Все это время петербургские врачи наблюдали пациента. И только сейчас могут сказать: операция прошла более чем успешно — пациент не только перестал страдать от приступов эпилепсии, наладилась и его социальная жизнь. Конечно, Алексей Носов еще продолжает наблюдаться у врачей. Через пять лет, по словам Галины Одинцовой, ему могут полностью отменить препараты, а спустя еще пять лет диагноз «эпилепсия» заменят на «разрешение от эпилепсии» (не «выздоровление», согласно рекомендациям Международной противоэпилептической лиги на данный момент).

— Но мы очень надеемся, что развитие современных методов лечения эту ситуацию через ­какое-то время изменит и мы сможем сказать, что пациент поправился, — рассказывает Галина Одинцова. — У меня есть в практике пациенты, которые уже пять лет без препаратов, и уже вот-вот мы скажем им, что эпилепсии сейчас у них нет. Но, к сожалению, она может возникнуть снова.

Пока же Алексей Носов счастлив и чувствует себя здоровым. Он ­наконец-то начал жить полной жизнью, о которой раньше лишь мечтал.

— Я устроился на работу в офис, — делится радостью он. — Теперь я ремонтирую компьютеры, но уже не дома. Я хожу на работу, как и все, мне это всегда нравилось. Смог заняться спортом, женился на чудесной женщине. Раньше, куда бы я ни пошел, чем бы ни занимался, где бы и с кем бы ни был, я думал только об одном: лишь бы не стукнуло. А сейчас все по-другому.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 8 сентября 2021

Заголовок в газете: Обыкновенное чудо

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру