ДОМ БИЛЬДЕРЛИНГОВ (Большая Морская ул., д. 53)
Первый особняк на месте современного был построен в 1741 году. За все время своего существования он сменил десятки хозяев. Здесь бывал Гоголь, жили семейства чиновников, купцов и даже потомки полководца Кутузова. Все владельцы как-то перестраивали и меняли дом под себя.
В 1873 году архитектор Платон Теребенёв дополнил фасад детскими фигурками со щитами в руках. В 1876 году дом перестраивал Юлий Дютель. Он надстроил флигели по Большой Морской улице и Почтамтскому переулку. В 1880 году архитектор Людвиг Шперер создал угловой эркер. Тогда же на фасаде появились атланты.
Свое неофициальное название дом получил по фамилии последних хозяев — семьи Бильдерлингов, которые жили здесь с 1880‑х и до самой революции. Кстати, русский генерал от кавалерии, барон Александр Александрович фон Бильдерлинг был больше известен своими художественными работами и историческими исследованиями, особенно жизни писателя Лермонтова.
В 1920‑е годы в здании организовали коммунальные квартиры, а в 1930‑х дом занимало консульство Латвии. Позже в нем располагалось множество различных учреждений.
Внимание всего города дом привлек к себе в мае 2010 года. На следующий день после празднования 307‑летия Петербурга произошло обрушение руки одного из атлантов. В произошедшем винили рабочих, которые проводили косметический ремонт. В итоге часть скульптуры, рухнув на тротуар, разбилась вдребезги. КГИОП тогда потребовал, чтобы руку восстановили. Сотрудники комитета направили тогдашней главе Адмиралтейского района Наталье Гордеевой предписание, в котором требовали отреставрировать атланта в течение четырех месяцев. А если чиновница не выполнит поручение, «будет привлечена к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации». В стане чиновников разгорелся скандал. В администрации были уверены, что восстановлением длани атланта должен заниматься сам комитет.
В итоге руку скульптуре вернули только к октябрю того же года. Градозащитники, взглянув на новую конечность атланта, тут же нарекли ее артритной: мало того что новая рука меньше оригинальной, на ней отсутствуют практически все бугры мышц и вообще хоть какой-то рельеф.
На обращения активистов во всех инстанциях был лишь один ответ: руку восстановят при следующем капитальном ремонте, а когда он будет — неизвестно.
«Возможно, тут дело не столько в экономии, сколько в нехватке контроля, квалификации рабочих, ошибках в технологиях. Стоит отметить, что подобные «косяки» в городе периодически происходят, но в большинстве случаев плановые работы на фасадах все же умеют делать достойно. Более того, эти работы поставлены на поток, количество ремонтируемых фасадов в последние годы заметно увеличилось», — сообщила «МК в Питере» редактор портала «Градозащитный Петербург» Юлия Рыбина.
Согласно последнему плану капитального ремонта, реставрация фасадов этого дома намечена на 2024–2026 годы, так что с «артритной» рукой атланту осталось стоять относительно недолго.
ДОМ БАДАЕВА (ул. Восстания, д. 19)
В 1907 году на участке потомственного почетного гражданина и владельца нескольких домов Пантелеймона Бадаева было построено здание, сразу же получившее серебряную медаль на городском конкурсе фасадов.
Самый крупный на этом здании угловой барельеф изображает крылатую женскую фигуру, которую называют печальным ангелом. Необычны также красочные эркеры с майоликовыми разноцветными вставками и обилием барельефов.
В начале ХХ века в доходном доме Бадаева проживали в основном семьи интеллигенции. С приходом советской власти дом стал коммунальным, утратив многие элементы внутреннего убранства.
Во время блокады в него попал немецкий снаряд, несколько квартир верхних этажей остались без южных стен. После освобождения города, когда многие здания центра приходилось восстанавливать из руин, был в сжатые сроки отреставрирован и дом Бадаева.
Последний капитальный ремонт здания обернулся скандалом. Когда рабочие покинули площадку и дом прошел все проверки, горожане обратили внимание на изуродованный барельеф. Изменившаяся в лице нимфа сразу же получила прозвище «степная баба», а на КГИОП обрушилась волна негодования. Ведомство смогло доказать, что облик барельефа был изменен еще во время послевоенной реставрации, а облетевшее интернет сравнение «до» и «после» является некорректным. Мол, пострадавшую нимфу сравнивают с соседкой на идентичном барельефе, который сохранился хорошо.
Однако оправдания КГИОП ситуацию не улучшили. Городское сообщество было в первую очередь недовольно тем, что дом с таким «браком» прошел все проверки.
«Надо отдать должное, что сейчас есть желание КГИОП изменить практику контроля за работами: если заказчиком будет не Фонд капитального ремонта, а КГИОП, то приемка работ будет более ответственной и таких примеров, как с «бабой», не возникнет», — считает редактор интернет-издания «Канонер» Дмитрий Ратников.
В августе 2020 года было объявлено о проведении конкурса на реставрацию дома Бадаева с превращением «степной бабы» обратно в нимфу, но спустя год никакие работы так и не начались.
ДОХОДНЫЙ ДОМ ГАНСЕНА (Невский пр., д. 26)
Это здание построено в 1874 году по проекту архитектора Василия Кенеля в стиле эклектики. На фасаде четко отразился и функционал здания — два нижних этажа для магазинов и контор построены без украшений и с витринными окнами, а остальные этажи доходного дома пышно украшены барельефами и другими элементами декора.
В конце XIX века здесь работала первая в России телефонная станция компании «Белл», в ХХ веке — консульства и банки.
Уже очень давно дом Гансена имеет неприятную особенность во внешнем виде — «обрезанные» морды львов на фасаде, поверх которых проходят водосточные трубы. По архивным фотографиям, находящимся в открытом доступе, «МК в Питере» выяснил, что в 1902 году, когда еще не был построен соседний дом компании «Зингер», трубы на доме Гансена были установлены корректно и даже не закрывали львиные морды. Но уже в 1906 году видны следы «жестокого обращения с животными» — морды безжалостно обрезаны. Заметили ли тогда горожане это — неизвестно.
Но внимание вновь обратилось на львов дома Гансена после последней его реставрации в 2013 году на деньги банка «Открытие». Работы были проведены качественно, но морды львам так и не восстановили. Видимо, решили, что этот их недостаток уже настолько исторический, что его можно и не исправлять.
В 2017 году КГИОП признал дом Гансена объектом культурного наследия регионального значения, но ситуацию со львами чиновники комментировать не стали.
ДОМ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «СТРОИТЕЛЬ» (пр. Добролюбова, д. 19)
Этот доходный дом, сочетающий в себе черты неоклассицизма и модерна, был построен в 1915 году архитектором Яковом Гевирцем. Огромные квартиры с великолепным убранством предназначались для очень состоятельных людей. Под стать им была и парадная с мраморными колоннами и хрустальными люстрами.
В 1920‑х годах Давид Бурышкин перестраивал дом — были разобраны мансарды, а каждая огромная квартира поделена на две. До войны здесь проживали семьи работников номенклатуры, а во время блокады стали появляться первые коммуналки, которые существуют и сейчас.
В 1990‑х годах дом пришел в плачевное состояние: витражные окна были заколочены досками, штукатурка отваливалась с кирпичных стен, а некоторые маргинальные жители использовали места за колоннами в качестве туалетов. В итоге за дело взялись новые собственники жилья. Они, постоянно воюя с бюрократией, на свои деньги полностью восстановили внутреннее убранство парадной лестницы.
Ремонта давно требует и фасад. Его украшают две статуи: мужская фигура с моделью триумфальной арки в руке и женская с рогом изобилия. По крайней мере, так было в оригинале. Сейчас у женской скульптуры вместо тела и рук — бесформенная «опухоль». Когда именно она была так изуродована — неизвестно. Но гораздо интереснее то, что, по данным ТСЖ «Добролюбова, 19», дом не реставрировался с момента постройки. За это время его успели признать выявленным объектом культурного наследия, но в планы на реставрацию так и не внесли, несмотря на ветхое состояние фасада и уродство его украшения.
«Много времени уходит на борьбу с чиновниками, иначе мы бы уже давно построили коммунизм в отдельно взятом доме, приведя его полностью в порядок», — сообщила «МК в Питере» председатель ТСЖ «Добролюбова, 19» Наталия Николаева.
Однако по закону жильцы не имеют права заниматься реставрацией фасадов домов, являющихся объектом культурного наследия. Ремонт здания чиновниками был запланирован только на 2036 год, но то ли из-за активности жителей, то ли по какой-то ошибке недавно дом вообще пропал из списка подлежащих капитальному ремонту. Так что пока никто не может точно ответить, когда с фасада дома акционерного общества «Строитель» перестанет осыпаться штукатурка, а изуродованная скульптура вновь обретет красоту.