В Петербурге оцифровали около 2 тысяч личных дневников

В Петербурге оцифровали около 2 тысяч личных дневников
Любому жителю Петербурга стала доступна информация о героях войны, истории района или здания, рассказанная человеком из прошлого.

В Сети оказались две тысячи личных дневников, которые вели жители России в XIX-XX веках. Писатели, академики, военные, люди искусства, представители абсолютно разных профессий, политических взглядов и социального статуса. Теперь любому жителю Петербурга стала доступна информация о героях войны, истории района или здания, рассказанная человеком из прошлого. Это пример народной архивистики России и возможность исследовать прошлое города и его жителей, доступная каждому желающему. 

«МК в Питере» поговорил с преподавателем Европейского университета Михаилом Мельниченко, который основал проект оцифровки личных дневников «Прожито».

— Вы проводите какую-либо проверку дневников? Фактчекинг?

— Наш проект комплектуется материалами двух типов – мы собираем тексты дневников и воспоминаний, которые уже были опубликованы в книжном или журнальном формате, а также делаем первопубликации рукописей из семейных собраний. Во втором случае все довольно просто — нам необходимо снять копию с рукописи, расшифровать ее и утвердить текст у автора или его наследника. С опубликованными текстами сложнее — мы знаем около 8000 авторов дневников и для большинства из этих дневников мы не можем получить доступ к рукописи: они разбросаны по частным и государственным архивам всего мира. 

Публикации эти сделаны по разным принципам и в разном качестве. И часть дневников неочевидно несет часть переработки, редактуры или авторизации. И вопрос «что является подлинным, а что нет» очень сложный. С доказанными фальсификациями мы, конечно, не работаем. Но мы оставляем себе право работать с сомнительными текстами — возможно переписанными авторами для публикации, вывешивать их на сайте, писать о их «возможно недостоверном характере». Даем пользователям и публике право самим решать верить этому или нет, использовать ли в работе.

На сайте проекта «Прожито» висит баннер — «Есть рукопись дневника? Свяжитесь с нами!». Как рассказал Михаил, для некоторых людей это призыв к действию. «Есть два типажа. Часть людей воспринимают историю своей семьи как собственность и не готовы подпускать к ней исследователей. Они категорически против публикации и хотят сохранить документы исключительно внутри семьи, — делится Михаил, — И есть прямая противоположность — те, кто считает такие документы общественным достояниям и считают, что в их семье хранятся исторически важные сведения, которые могут помочь исследователям. Или думают, что публикация документа, воспоминания, дневника может стать памятником их родному человеку». На площадке проекта работают только со второй категорией. Первопубликации дневников — тексты, которые участники проекта готовили по переданным в «Прожито» рукописям, были размещены с согласия авторов или наследников (дети, внуки, правнуки и другие. родственники).

На сайте проекта висит баннер — «Есть рукопись дневника? Свяжитесь с нами!». Фото: vk.com/prozhito

«Те люди, для которых это важно, нам благодарны. Есть разные случаи. Я лично сталкивался с благодарностью от людей. После публикации дневника, через некоторое время кто-то находит потерянных родственников, — рассказывает Мельниченко, — Был случай, мы опубликовали дневник человека из Ленинградской области и после к сыну этого человека приехала исследовательница из Германии. Она брала интервью про семью, потому что женщина писала книгу о советской старости и ей был необходим этот рассказ, так как в книге должна была появиться такая глава. Судя по тому, что мне после рассказывала эта исследовательница, они расстались хорошими друзьями. Это был очень важный для них обоих разговор».

— А много ли было  трудностей?

— Трудности были. Поток материалов может быть слишком большим. У нас есть команда проекта и большое волонтерское сообщество — десятки людей, которые помогают нам в расшифровке и оцифровке документов. И иногда материалов приходило слишком много, у нас выстраивалась очередь на копирование. Не хватало техники и людей. Сейчас мы не берем на оцифровку переписку, потому что это слишком большой объем. В каждой второй семье есть по два чемодана писем, особенно за военное время. Количество дневников исчисляется тысячами, количество воспоминаний десятками тысяч, а вот переписка — десятками миллионов.

В работе проекта участвуют волонтеры. Фото: vk.com/prozhito

На первых порах проект испытывал сложности с расшифровкой рукописей. Каждый документ необходимо вычитать и сделать электронный вариант. То есть не просто отсканировать, а перепечатать, сохранив при этом слог и пунктуацию автора. Работа долгая и кропотливая, так как объем документов огромен. Занимаются такой работой волонтеры, однако, как отмечает команда проекта, «рук все равно не хватает». Поэтому в «Прожито» активно зазывают людей.

«Если кому-то интересна тема истории, работа с документами, мы всегда "за". Это возможность увидеть историю не через сухие факты школьных учебников, а глазами людей», — рассказал исследователь. Также на базе научного центра можно пройти студенческую практику. На данный момент проект имеет договоры с 16 российскими вузами.

— С чего начался проект? В чем его уникальность?

— Я в какой-то момент хотел сделать поисковую машину по дневниковым записям. Чтобы была хронология поиска и можно было посмотреть, что думали и писали люди разных социальных слоев об определенных периодах. Так и родилась идея проекта "Прожито". Изначально он создавался просто как сайт, на который заливались тексты разных дневников. Мы нашли около восьми тысяч авторов, какие-то тексты брали из книг, статей, где-то сумели получить доступ к рукописям. В итоге мы создали корпус личных дневников "Прожито". Сейчас в него загружено огромное количество записей за три века. И, условно, можно узнать, что пишут 15-летние мальчики про войну или про любовь.

На первых порах проект испытывал сложности с расшифровкой рукописей. Фото: vk.com/prozhito

Изначально проект был чисто волонтерским, люди работали на интересе и желании помочь. Два года назад команда «Прожито» присоединилась к Европейскому университету, на базе которого был создан научный центр для работы с документами — оцифровка и исследования материалов личного происхождения. В данный момент ведется работа над созданием собственного цифрового архива. Научный центр стремится стать базой общественной архивистики в России.

«Потому что мы работаем над созданием собственного цифрового архива, который принимает цифровые копии документов из личных собраний, — делится Михаил, — У нас есть копии рукописей около 600 семей — это дневники, переписки, альбомы. И мы делаем открытую площадку, где с этими документами можно познакомиться и работать».

«Прожито» — площадка, на которой публикуются личные дневники жителей разных эпох. Это возможность взглянуть на историю глазами современников, посмотреть на какое-либо событие через реального человека с его эмоциями и мыслями. Перед читателем открывается реальность, которая в отличие от сухих фактов «из учебника» имеет цвет и оттенок определенных исторических периодов. Например, война глазами 15-летнего мальчика, его идеи, переживания и страхи. Личный дневник становится окном в прошлое. Кроме дневников соотечественников, на сайте проекта также представлены документы на украинском и белорусском языках.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру