Над входом в Скорбященскую церковь восстановили историческую мозаику

Над входом в Скорбященскую церковь восстановили историческую мозаику
В Скорбященской церкви восстановили историческую мозаику Фото: Фонд содействия и восстановления объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге

Близится к завершению реконструкция храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) на проспекте Обуховской обороны. На его фасаде по старинным фотографиям воссоздали уникальную мозаику с изображением Богородицы. Открытие композиции совпало с возвращением на один день в родную часовню лика святой.

5 августа в престольный праздник на один день в Скорбященскую церковь, восстановление которой стало возможным благодаря Фонду содействия и восстановления объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге, вернулась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками). Последние 70 с небольшим лет образ хранится в церкви Живоначальной Троицы «Кулич и Пасха», а в его родном доме продолжаются работы по реставрации. В этом году чудесное явление ознаменовалось открытием возрожденной надвратной мозаики.

«Храм и часовня памятники регионального и федерального значения. Все работы строго регламентируются КГИОПом. Все элементы — как фасадные, так и внутренней отделки — максимально приближены к историческому облику. На престольном празднике мы установили над главным входом мозаику с нашей чудотворной иконой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками)», — рассказал «МК в Питере» Настоятель Скорбященской церкви, отец Богдан Полевой.

Скорбященская церковь Фото: ФОНД СОДЕЙСТВИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Выполнил мозаику выдающийся петербургский реставратор, художник-мозаичист Игорь Лаврененко. Он набирал ее в технике микромозаики из тянутой смальты (от немецкого языка Smalte или Schmalte, schmelzen — плавить) — материала, представляющего собой цветное непрозрачное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки.

«В такой технике работал еще Михайло Ломоносов. Но вообще микромозаика известна еще с древних времен — 4-6 веков. В Византийской империи, которая проводила серьезные работы по созданию смальт, такие изделия считались драгоценными. В основном это были культовые изображения, иконы», — объяснил мастер.

Воссоздавался надвратный образ по единственной фотографии, оставшейся с дореволюционных времен, причем не самого хорошего качества. «По сути это было просто световое пятно, контур», — признался Игорь Лавриненко. К определенному изображению пришли уже в сотрудничестве со специалистами КГИОП, а также Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге — храмоздателя, который в 2017 году приступил к реставрации Скорбященской церкви на сохранившемся историческом фундаменте.

«Техника мозаичной миниатюры из тянутой смальты уникальна, как уникальны и петербургские мастера, работающие в ней. Мы, представители фонда, рады, что можем поучаствовать в возрождении этого красивейшего вида декоративно-прикладного искусства», — директор Фонда содействия и восстановления объектов истории и культуры Илья Козлов.

Историческая мозаика Фото: ФОНД СОДЕЙСТВИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Для справки:

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) был построен в 1894–1898 гг. В 1907-1909 гг. рядом с церковью возвели часовню. Автор обоих проектов — архитектор А.И. фон Гоген. До 1932 года храм действовал, а год спустя его здание было разрушено, уцелела лишь часовня.

Дом божий получил свое название в честь одноименной иконы. 23 июля 1888 года (по старому стилю) во время грозы в часовню ударила молния, начался пожар. В это время из ящика для подаяний высыпались медные монеты, на которые упал образ, после чего и получил именование «с грошиками» и обрел славу чудотворного.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру