Безопасность, комфорт, точность: что даст реформа транспорта в 2022 году петербуржцам

Безопасность, комфорт, точность: что даст реформа транспорта в 2022 году петербуржцам
Петербуржцам рассказали, как изменится их жизнь после транспортной реформы

С 2022 года петербуржцы заживут по новым правилам: грядет долгожданный переход к Новой модели транспортного обслуживания или, проще говоря, транспортная реформа. Как отметил президент Владимир Путин, к решению проблем с общественном транспортом будут подходить комплексно. Смысл новой реформы – не просто придумать новые маршруты и закупить новенькие автобусы, а изменить саму систему.

Отметим, что на недавней встрече с губернатором города Александром Бегловым российский президент Владимир Путин указал на необходимость комплексного подхода к модернизации транспортной системы Петербурга.

И это действительно так: раз уж и проблемы у нынешнего транспорта носят комплексный характер, то и решать их нужно соответствующе.

Причины реформы

Существующая транспортная система имеет целый ряд недостатков.

Безопасность

У социального транспорта с этим все относительно неплохо, а вот про коммерческих перевозчиков в народе уже давно ходят шутки: порой маршрутчики возят пассажиров и впрямь почти как дрова. Ни для кого не секрет, что водители маршруток нередко забывают о ПДД, рискуя жизнями своих пассажиров. Порой маршрутчики позволяют себе разговаривать по телефону за рулем, смотреть видео и делать многие другие весьма рискованные на дороге вещи. Причем повлиять на коммерческих получалось не всегда. Контроль за работой водителей был недостаточный, особенно при субподрядной организации работы. А на место одних проштрафившихся водителей приходили другие, такие же.

Так, не так давно в Кировском районе Петербурга из-за ошибки маршрутчика его транспортное средство вылетело на тротуар: мужчина пытался развернуться со второй полосы, чего нельзя было делать. А в начале года на Приморском шоссе произошла авария с маршруткой, выполняющей коммерческий рейс №305. Водитель на высокой скорости не справился с управлением и влетел в фонарный столб, после чего транспорт вынесло в кювет, где он перевернулся на бок. В итоге один человек погиб, еще несколько получили тяжелые травмы.

Петербургские маршрутки Фото: Baltfoto

Отсутствие комплексного подхода к ценовой политике и льгот в коммерческом транспорте

Кто сейчас занимается наземным транспортом в Петербурге? ГУП «Пассажиравтотранс», ГУП «Горэлектротранс» и более десятка коммерческих перевозчиков. Льготы на проезд в коммерческих маршрутках не действуют, да и скидки по «Подорожнику» тоже (если вообще его все-таки приняли). Плюс частые жалобы пассажиров на двойные списания денежных средств с «Подорожника» именно в маршрутках. Напомним и про «сюрпризы» для горожан: в конце прошлого года маршрутчики стали повышать цены на проезд еще до того, как это официально сделали в общественном транспорте. Конечно, выше предельно допустимых тарифов, утверждённых городом, цену не поднял никто. Но скачок был существенный.

Отсутствие модернизации

Мы шагнули во второе десятилетие двадцать первого века, информационные технологии развиваются с невиданными ранее скоростями, в приложениях по отслеживанию транспорта можно отследить движение автобусов, трамваев и троллейбусов и спрогнозировать их прибытие к остановке. А маршрутки в них не отображаются. Поэтому и пассажиры не знают, когда приедет автобус с буквой «К», и Комитет по транспорту не может отследить количество маршруток на линии – много их, или мало, работают ли они, или отдыхают.

Старый подвижной состав

Состояние многих автобусов, трамваем и троллейбусов оставляет желать лучшего, да и средних возраст подвижного состава в Петербурге тоже не радует. Это сказывается на качестве услуг, предоставляемых пассажирам. Что уж там говорить об инфотабло и Wi-Fi, когда во многих автобусах кондиционера-то нет.

Отдельно стоит вопрос экологии. Более половины существующих автобусов в Петербурге ездят на неэкологичных дизельных двигателях предыдущих экологических стандартов Евро, а автобусы на газовом топливе и электробусы эксплуатируются далеко не во всех автобусных парках.

В прошлом году было закуплено 349 автобусов на метане, в этом успели купить еще 65. А в городе при этом около 2 тысяч единиц подвижного состава.

Что уж тут говорить о маршрутках: там на дороги порой выезжают такие развалины, что каждая поездка рискует стать последней.

Наконец, для по-настоящему инклюзивной транспортной системы нужны низкопольные автобусы, троллейбусы, трамваи. Они уже есть – но их явно недостаточно. Мамочкам с колясками, кстати, тоже нужны именно такие транспортные средства.

Остановки

На некоторых улицах пассажиры «голосуют» прямо на газоне, чтобы сесть в маршрутку или выйти из неё. Отсюда – вытоптанные народные тропинки на газонах и грязная обувь пассажиров, особенно после дождей.

Остановки Петербурга Фото: Baltfoto

Нехватка транспорта

Из-за географических и геологических особенностей Петербурга строить метро также быстро, как в Москве, не получается. Между тем, современный мегаполис постоянно растет, жителей и домов в нем все больше и больше. Спасать в этой ситуации должен наземный транспорт, однако на практике это получается не всегда.

Дорожные заторы в часы пик, агрессивная манера управления, отсутствие приоритета общественного транспорта и общая низкая культура вождения просто не дают нормально работать перевозчикам на маршрутах. А коммерческая маршрутка, которую тормозят « у каждого столба» лишь создаёт видимость высокой скорости движения. Зачастую эта пресловутая скорость достигается путём опасного маневрирования и нарушением правил дорожного движения. Водитель маршрутки, стремясь за прибылью, представляет опасность как для пассажиров, так и для водителей других автомобилей.

Концепция реформы

Необходимость перемен назрела уже давно, да и подготовка к ней ведется не первый год. В планы комитета по транспорту под руководством Кирилла Полякова и комитета по развитию транспортной инфраструктуры, который возглавляет Андрей Левакин, вмешалась пандемия коронавируса: провести реформу хотели еще в 2020 году, однако пришлось отложить на два года. Впрочем, появилось время доработать ее.

Вводить изменения решили порционно, по чуть-чуть. Это удобно для жителей города: будет возможность привыкнуть к нововведениям.

Первый этап стартует 1 апреля 2022 года. 864 автобуса выйдут на 97 новых маршрутов с полным сохранением пути следования.

Второй этап начнется 1 июня. Тогда 693 автобуса выйдут на 94 маршрута, часть из которых будет новыми, часть – маршрутами с изменениями трасс, инфраструктура для которых уже готова.

Третий этап запускается 15 июля 2022 года. В рамках этого этапа 1244 автобуса выйдут на 156 маршрутов. Инфраструктуру для части из них готовят уже сейчас или будут подготавливать к этому моменту.

Новые автобусы выйдут на дороги Петербурга Фото: Baltfoto

Несложно подсчитать, что новые автобусы в 2022 году выйдут на 347 маршрутов. Все они будут социальными – маршрутки уйдут в прошлое. Ещё 110 автобусных маршрутов продолжит обслуживать городской перевозчик – ГУП «Пассажиравтотранс».

Смольный уже объявил конкурс на эти 347 маршрутов, разделив их на 20 аукционов. Первые 10, более крупных, разместили в начале июля, именно в них сконцентрирован основной объем перевозок. Общая сумма «первой партии» составила 95 млрд рублей. Каждый из лотов включает в себя разное количество маршрутов и разные требования к транспортным средствам. Курсировать по этим маршрутам победители начнут с 1 апреля 2022 года и закончат 14 июля 2028 года.

Оставшиеся 10 (содержащие в себе от 1 до 7 маршрутов) опубликовали 27 июля. Срок действия этих контрактов такой же, но для их исполнения нужно куда меньше мощностей.

Контракты с перевозчиками заключают по новой форме: город оплачивает так называемые брутто-контракты и берет на себя все риски по недобору пассажиров, однако выручку забирает в бюджет. Проще говоря, перевозчик перестанет гоняться за деньгами пассажиров, основным критерием его работы станет соблюдение расписания движения.

Еще одно изменение – частичный отказ от традиционных кондукторов. Ловить «зайцев» на всех маршрутах будут 200 контролеров. Они будут выборочно проверять салон автобусов, а не работать в каждом из них, как кондукторы. Однако на некоторых, наиболее загруженных, маршрутах кондукторы всё же останутся. Они смогут подсказать – где пассажиру лучше выйти, или как проехать к какой-нибудь достопримечательности.

Что реформа даст городу

Самый обсуждаемый момент реформы – полная отмена коммерческих маршруток и их замена на социальные автобусы. Это радикальное решение позволит решить целый корпус проблем, с которыми сейчас приходится сталкиваться горожанам. Городской транспорт станет по-настоящему безопасным, унифицированным и предсказуемым. Больше не нужно будет прибегать к услугам нелегалов и переживать за свою жизнь. В отличие от «маршрутчиков», водитель социального автобуса должен соблюдать расписание, да и изменить свой маршрут ему в голову не придет.

Как известно, маршрутки можно разделить на два типа: те, что дублируют уже существующие социальные маршруты, и те, что ездят по другим дорогам. Реформа учитывает это: в первом случае вместо маршруток запустят дополнительные соцавтобусы. Во втором — создадут новые автобусные маршруты.

Стоит отметить, что план реформы включает в себя не только закупку нового транспорта и реформацию маршрутов, но и работу над имеющейся инфраструктурой, создание новых дорог. То есть тот самый комплексный подход, о котором говорил президент.

Помимо этого, разработка новых маршрутов и оптимизация уже существующих порадует тех, кто сейчас транспортом обделен, позволит обеспечить логистикой жителей совсем молодых районов, где нет метро.

Еще один плюс – привлечение к конкурсам представителей малого бизнеса. Участвовать в конкурсах смогут не только гиганты, но и небольшие транспортные компании, у них не будет нужды работать нелегально.

Планируется, что Петербург получит 2801 низкопольный автобус. Это значит, что транспорт в городе будет приспособлен и для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, обещали и другие приятные нововведения. Кроме того, новые автобусы будут оснащены современными кондиционерами, информационным табло и платежными терминалами. Ездить автобусы будут на экологичном газовом топливе. И на каждом из них будут действовать льготы и «Подорожник» – не будет нужды судорожно искать мелочь по карманам.

Также весь подвижной состав будет окрашен в бирюзовый цвет – отличная новость для людей со слабым зрением, такой яркий автобус не перепутаешь ни с чем.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру