Обратная сторона Петербурга: как рушится история города

Дома, изувеченные безразличием людей и временем

Что достанется будущему поколению, которое росло на сносах? Исторические дома не реставрируются, фабрики пустеют и превращаются в злачные места. На сайте КГИОП имеются сведения более чем о восьми тысячах памятников культурного наследия, на улицах города их еще больше. 

Дома, изувеченные безразличием людей и временем
Исторические дома не реставрируются, фабрики пустеют и превращаются в злачные места. Фото: «МК в Питере»

Но даже этот статус не спасает здания, более того, иногда мешают тем, кто хочет спасти памятники. Дома, представленные в обзоре, являются примером безразличия к наследию прошлых лет. Конечно, их в городе гораздо больше, «МК в Питере» рассказывает о зданиях, о которых не очень много или громко говорят, но которые немало значат для города.

Дом Лялевича

Адрес: Улица Розенштейна, дом 39

Дом Лялевича. Фото: «МК в Питере»

Мариан Станиславович Лялевич был русско-польским архитектором. По его проекту в 1904 году был построен дом на улице Розенштейна, 39. Первым владельцем дома был Абрам Юдович Энненберг, после него перешел графине Софье Владимировне Гендриковой, а последней владелицей стала генеральша Варвара Степановна Манжелей. Беспомощный гигант пережил войну, даже две. В Великую Отечественную он почти не пострадал. С 2006 по 2008 год в районе, где находится дом, были снесены 23 здания известнейших архитекторов эпохи модерна, но эта напасть обошла стороной дом Лялевича. Надолго ли? Никто не знает. В том же 2006 году он был признан аварийным, а в 2009 году его расселили. Через три года территорию, на которой находится дом, отдали под паркинг, но градозащитники сделали свое дело и отстояли памятник. В 2018 году здание захотели продать и выставили на торги.

«Пока ситуация с состоянием дома ухудшается. Продать его у властей не выходит из-за завышенной цены на торгах. Сам дом находится в зоне охраны и просто снести без утверждения абсолютной аварийности и будущего воссоздания его нельзя. Здание консервировали, но доступ в него посторонние все равно находят. Скоро на соседнем участке будет возводиться жилье, возможно, в перспективе и с домом Лялевича что-то решат. В последние годы расселенные дома на Шкапина в зоне охраны отремонтировали под жилье, может у дома Лялевича удастся сохранить хотя бы стены. Перекрытия там уже не спасти», — рассказала «МК в Питере» редактор сайта «Градозащитный Петербург» Юлия Рыбина.

Январь 2021 года «подарил» дому-памятнику новых жильцов — активисты обнаружили в здании следы пребывания наркоманов. Мародеры и регулярные пожары довели здание до ужасного состояния. Если срочно не предпринять действий по спасению Дома Лялевича, город лишится ещё одного памятника модерна.

Доходный дом Басевича

Адрес : улица Большая Пушкарская, дом 7

Дом Басевича. Фото: «МК в Питере»

Построенный в 1912 году дом для инженера-строителя Иссахара Исааковича Басевича, сейчас переживает не лучшее время. В дореволюционную эпоху там находилась его контора, а в 1917 году здание отдали под коммунальные квартиры. Почти целый век дом был наполнен жизнью. Дата его смерти — 2007 год. Тогда здание признали аварийным. В 2008 году его начали расселять. Сейчас он пустует, а «благодаря» пожарам и вечным протечкам приходит в негодное для реставрации состояние.

В 2016 году в Петербурге произошел градостроительный скандал. Известный балетмейстер Борис Эйфман попросил губернатора Георгия Полтавченко передать здание под интернат для учащихся Академии танца. И получил согласие. Через три года, в 2019 году, стало известно, что здание начала XX века собираются частично снести. Проект ООО «Проектная культура» (до 2015 года компания принадлежала председателю Комитета по градостроительству и архитектуре Владимиру Григорьеву) предполагал полный снос здания с сохранением лишь лицевого фасада. Данные заказанной фирмой экспертизы гласили, что несущие конструкции и фундамент изношены на 70%, а деревянные конструкции поражены плесенью. Под новые строения также предполагалось отдать расположенные на прилегающей к дому территории детский сад и сквер. Градозащитники выступили с резким протестом, они сами заказали экспертизу, которая показала, что фундамент и стены изношены не более чем на 40%, а износ конструкций достигает 70%. Проект отправили на доработку. Новый вариант, как в сентябре 2020 года заявляла пресс-служба Академии танца, предполагал сохранение 1-5 этажей лицевого фасада, воссоздание шестого этажа и мансарды, а также восстановление дворовых корпусов.

В том же 2020 году в защиту Дома Басевича высказались известные люди, в числе которых были писатель Борис Лихтенфельд, режиссер Александр Сокуров, искусствовед Михаил Мильчик, архитектор Ольга Богданова и внучка архитектора дома-памятника Марианна Гусева (Басевич). Марианна Петровна, пытаясь защитить здание, построенное ее предком, написала открытое письмо губернатору Александру Беглову: «Когда дедушка умер, не дожив до 60 лет, мне было пять лет и дом — это единственная память о нем для меня и моих родных. Прошу вас не допустить сноса дома Басевича на Большой Пушкарской ул., 7.»

Сейчас неравнодушные петербуржцы все еще пытаются защитить дом от частичного сноса и перестройки. Кто победит в этой схватке, пока не известно.

Красный треугольник

Адрес: набережная Обводного канала, 138

Красный треугольник. Фото: «МК в Питере»

Основанная еще в 1860 году фабрика по производству резины сейчас стоит полузаброшенная. Часть еще функционирующих корпусов — это небольшие производства, музыкальные и фотостудии, мастерские, спортивные и бизнес-­центры. Вторая же половина остается пустой и полуразрушенной. Пройти на территорию может кто угодно. Памятник промышленной архитектуры как магнит притягивает к себе маргиналов и неформальную молодежь. Неудивительно, что «Красный треугольник» неоднократно горел. Последний пожар произошел в 2021 году, буквально через неделю после того, как в огне сгинула «Невская мануфактура».

Впрочем, здание притягивает к себе внимание и представителей культуры. Здесь периодически снимали клипы и эпизоды различных фильмов. В частности, клип Skibidi группы Little Big и некоторые сцены кинолент «Сталинград» и «Блокада». 

Весной 2020 года в СМИ появились новости о том, что власти решат судьбу памятника промышленной архитектуры, но только после пандемии. При чем тут Смольный, спросите вы. Согласно инвентаризации Фонда имущества Петербурга, городу принадлежит 9,9 из 34 га земли и 205 из 545 тысяч кв. м. площадей. Фонд имущества стал оператором «Красного треугольника» в 2017 году. Вскоре был заключен контракт с архитектурным бюро на разработку концепции развития территории. Реализацию придуманного проекта оценили в 40–45 млрд руб­лей. Но в итоге амбициозный план забуксовал.

Сейчас же время, отсутствие ремонта и любители погулять по заброшенным зданиям медленно разрушают памятник. В прошлом году в одном из корпусов объекта рухнула крыша. Проверка показала, что обрушение произошло из-за действий мародеров. Но риск оказаться под завалами не пугает любителей экстрима. Для желающих проводят незаконные экскурсии, а аварийное состояние здания, видимо, придает остроты.

 

Дом Лермонтова

Адрес: улица Садовая, дом 61

Дом Лермонтова. Фото: «МК в Питере»

Квартира в разрушающемся доме на Садовой — последнее уцелевшее жилье поэта в Санкт-­Петербурге. Остальные дома, где он жил, были либо реконструированы, либо снесены. Как рассказал «МК в Питере» активист Даниил Дьяченко, квартира, в которой жил Лермонтов, занимала почти весь второй этаж, окна же, как и балкон, выходили на улицу. В этих просторных апартаментах Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта».

Музея Лермонтова в Санкт-­Петербурге нет уже более 100 лет. В 1917 году его ликвидировали из здания училища на Лермонтовском проспекте. Стены квартиры в доме 61 на Садовой — последние, которые помнят поэта.

В 2006 году со здания сняли мемориальную доску. Якобы на реконструкцию. Но так и не вернули. В 2011 году здание признали аварийным, а его жильцов расселили.

«В итоге здание передали Мариинскому театру. Дом передавался с охранным обязательством, в соответствии с которым в указанные сроки Мариинский обязался выполнить ряд работ по сохранению дома. И не выполнил. Тогда КГИОП подал в суд на театр, результатом был договор, в соответствии с которым Мариинке дали дополнительные 3 года на работу. Дополнительное время истекает 28 декабря 2021 года, а проектная документация в КГИОП, по нашим данным, пока не поступала», — рассказал «МК в Питере» активист Дмитрий Негодин.

Как отмечают защитники дома Лермонтова, в 2016 году состоялась встреча градозащитной группы с губернатором Петербурга. На ней Георгий Полтавченко подтвердил, что здание на Садовой будет передано Мариинскому театру только при условии создания полноценного лермонтовского музея. Гергиев, будучи руководителем Мариинки, предполагал отвести под «мемориальную зону» до 50 кв. м. на первом этаже. Активисты были с этим не согласны. Они сообщили, что в Охранном обязательстве, которое было передано главе Мариинского театра, в числе прочего сказано: «историческое объемно-­планировочное решение бывшей кв. 1, где проживал М. Ю. Лермонтов (2‑й этаж, западная часть дома)».

Сейчас от дома, где жил Лермонтов, веет сыростью, внутренний двор давно и основательно зарос травой. Санкт-­Петербург — культурная столица, но какая культура, когда единственная квартира Лермонтова находится в таком состоянии?

 

Сергиевка

Адрес: Петергоф, Ораниенбаумское шоссе, 2.

Сергиевка. Фото: «МК в Питере»

Дворцово-парковый ансамбль «Сергиевка» когда-то принадлежал дворянскому роду Румянцевым. Парк получил свое название в честь сына П.А. Румянцева-Задунайского Сергея Павловича. В 1822 году К.А Нарышкин становится новым владельцем, а после его смерти — Николай I. Он подарил парк своей дочери Марии и ее мужу герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому. В послереволюционное время тут была «Детская коммуна», потом земли перешли в пользование биолого-почвенному факультету Ленинградского университета. В настоящее время там располагается НИИ Биологии.

В глубине парка находится статуя, а точнее «Голова». Никто не знает, как она появилась тут. Ходит очень много легенд и теорий. Одна из них: для памятника шведскому королю. Шведы ее тащили к морю на корабль, не дотащили и бросили. Сергиевка сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны. В послевоенное время ансамбль восстанавливал Ленинградский университет, фонтан и его планировка были утрачены, теперь там небольшая поляна и шоссе, а многие здания требуют реставрации. Церковь Св. Екатерины — красные руины напротив дворца. Там часто гуляют туристы, жители Петергофа, студенты. Никто особо не борется за Сергиевку, а ведь безразличие — это самое страшное для построек.

Дом Челищева (М.В Кольбе)

Адрес: Вознесенский пр., дом 36

Дом Челищева. Фото: «МК в Питере»

Еще один многострадальный объект культурного наследия — дом Челищева. До 1818 года принадлежал барону Федору Михайловичу Колокольцеву, затем перешел в собственность сенатора и члена Государственного Совета Николая Александровича Челищева. После смерти сенатора владельцем здания стал его сын Федор. Примечателен дом тем, что на его фасаде установлен памятник «Нос» (носу майора Ковалева из произведения Н. В. Гоголя «Нос»).

«Этот дом для меня — сочетание всего прекрасного и одновременно отвратительного. Но какой бы сложной ни была наша жизнь там, мы научились любить свой город, беречь то немногое, что сохранилось до наших времен, радоваться тому, что повезло, да, именно повезло, жить так, как мы жили. Боль, которую я испытала, увидев то, во что превратился «охраняемый государством» дом, не передать. Моя мама была одним из последних «расселенцев», и я смело могу заявить, что в доме было что сохранять», — рассказала «МК в Питере» жительница Петербурга Екатерина Соколова. В «доме с носом» она проживала с самого детства.

В 2020 году здание передали Музею Академии художеств. Чуда не произошло. После долгих лет одинокого существования здание признали аварийным. Сейчас внутри творится ­что-то непонятное. Дом законсервирован, но мародеры все равно пробираются внутрь, периодически здесь происходят пожары. Неравнодушные жители проводили одиночные пикеты, и это дало плоды. Сейчас дом Челищева получил глоток свежего воздуха и шанс на вторую жизнь. Во дворе дома провели субботник, а в одной из квартир делают ремонт для поста охраны.

«Академия художеств, которой дом принадлежит сейчас, уже собирает необходимые [для реставрации здания] документы. Финансирование должно начаться при худшем раскладе в течение 2–3 лет, а при лучшем — через год!» — рассказал «МК в Питере» координатор общественного движения «Не Все Равно!» Илья Черменев. Может, именно эта история закончится благополучно и дом опять наполнят жители, а значит, в него вернется жизнь.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру