Самые странные законопроекты парламентариев Петербурга

«МК в Питере» вспомнил, какими необычными, а иногда и просто странными законопроектами запомнились депутаты предыдущих созывов

В Санкт-­Петербурге официально назначены выборы депутатов Законодательного собрания. 19 сентября 2021 года в Северной столице будут выбирать парламентариев седьмого созыва ЗС. Все мы услышим много обещаний и красивых слов. И конечно, будем ждать их воплощения в жизнь. Редакция «МК в Питере» очень надеется, что депутаты седьмого созыва в нашем городе будут работать продуктивно и подарят петербуржцам надежду на комфортную и безопасную жизнь в нашем городе.

«МК в Питере» вспомнил, какими необычными, а иногда и просто странными законопроектами запомнились депутаты предыдущих созывов

Пока же «МК в Питере» вспомнил, какими необычными, а иногда и просто странными законопроектами запомнились депутаты предыдущих созывов.

ЗАКОН О ТОПОТЕ КОТОВ

Такое название документ, который был принят в Петербурге 30 января 2013 года, получил от жителей города. Закон о тишине запретил горожанам кричать, свистеть, стучать, передвигать мебель, петь, играть на музыкальных инструментах, а также издавать другие шумы по ночам. Народное прозвище у инициативы появилось не просто так — изначально при обсуждении списка «иных действий, повлекших нарушение тишины» депутаты предлагали дополнить его топотом котов, воем собак, громким храпом и передвижением холодильников. Но после возмущений со стороны горожан и высмеивания инициативы в социальных сетях в опубликованном позднее тексте поправок эти виды шума прописаны не были. К слову, хмыкнули в кулак и почесали макушку, глядя на первоначальный текст документа, не только рядовые жители Петербурга. Общественная палата назвала законопроект петербургских депутатов о тишине клоунадой, отметив, что уровень шума нужно измерять в децибелах, а не в «экзотических источниках».

ТЕБЕ В ПАЛАТУ ИЛИ В ЗС? НЕСИ СПРАВКУ

В марте 2013 года Максим Резник (ныне обвиненный в обороте наркотиков без цели сбыта) внес в городской парламент законопроект, который обязывал кандидатов в депутаты предъявлять справки об отсутствии психических и нервных заболеваний. Как сообщал автор инициативы, таким образом он хочет привлечь внимание к политическим решениям, которые, по его мнению, требуют не политической, а медицинской оценки.

«Нужно определиться: или у нас сумасшедший дом, или сумасшедшая коррупция», — заявлял тогда Максим Резник.

По неизвестным причинам законопроект не приняли к рассмотрению. Однако осенью 2014 года точно такая же инициатива всплыла в нижней палате российского парламента. По мнению автора возродившегося законопроекта — председателя партии «Родина», члена Комитета Госдумы по обороне Алексея Журавлева, — все принимающие участие в выборах кандидаты в обязательном порядке должны указывать в документах свои проблемы с психическим здоровьем. Или факт того, что кандидат в депутаты состоял или состоит на учете в ПНД. Впрочем, исход данного законопроекта был таким же, что и у петербургской инициативы, — он не прошел.

Сейчас попасть в парламент может почти любой.

ШТРАФ ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ ЧУВСТВ АТЕИСТОВ

В начале 2013 года депутат от фракции КПРФ Ирина Комолова внесла на рассмотрение в Законодательное собрание Петербурга законопроект, защищающий права атеистов. Она предлагала внести поправки в Уголовный кодекс, КоАП и федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединений». В частности, было предложено дополнить статью 148 УК РФ, наказывающую за «незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужения» словами об ответственности за «воспрепятствование распространению атеистических убеждений». Был озвучен и штраф за оскорбление чувств атеистов — от 500 до 1000 руб­лей. Депутат отмечала, что нередки случаи публичных оскорбительных высказываний по поводу атеистических убеждений. Например, телеведущий Юрий Вяземский во время эфира на телеканале «Культура» жестко раскритиковал атеистов, а депутат тогда еще Заксобрания Виталий Милонов в радиоэфире РСН подлил масла в огонь.

Несмотря на абсолютно божеский ценник за оскорбление чувств неверующих, депутаты ЗC, люди в большинстве своем глубоко религиозные, закон не приняли.

НЕ ОГОЛЯТЬСЯ!

8 июня 2015 года комитет по законодательству Законодательного собрания Петербурга одобрил законопроект, запрещающий жителям и гостям Северной столицы ходить по городу в полуобнаженном и обнаженном виде. Автор проекта — Виталий Милонов — предлагал штрафовать любителей оголяться на сумму от 1 до 3 тысяч руб­лей.

По мнению парламентария, закон поможет укрепить общественную нравственность и обеспечит безопасность на территории города. Депутат предлагал ввести ответственность и за появление на улице «в одежде, не соответствующей принятым этическим нормам». В документе даже прописали, что имеется в виду под обнаженным видом: «полное отсутствие одежды на теле человека либо отсутствие одежды на туловище человека, а равно не прикрытая одеждой нижняя часть туловища». Неэтичной одеждой были признаны трусы, плавки, бюстгальтер и купальник. К слову, запрет не касался пляжей, стадионов, скверов, парков, лесов и лесопарков.

Между тем в Госдуме инициативу тогда еще петербургского депутата раскритиковали, назвав популистской. Тогдашняя замглавы комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Епифанова заявляла, что закон нужно писать под решение проблемы, а лично она никогда не видела людей в купальниках в центре Москвы или Петербурга.

Прошло 6 лет, и о проблеме снова заговорили, но уже на ток-шоу. Михаил Боярский, зайдя в гости к Ивану Урганту, в прямом эфире возмутился прогуливающимися по северному городу дамочками в бюстгальтерах. Законотворцы решили не реагировать на возмущение российского мушкетера воскрешением законопроекта из пепла.

Вообще, про инициативы Виталия Валентиновича можно написать отдельную статью. Но мы — газета «МК в Питере», а не журнал «Крокодил».

Голые торсы — это не по-петербургски!

НЕ ДОМОХОЗЯЙКА, А ТУНЕЯДЕЦ

В конце апреля 2015 года депутат петербургского ЗС Андрей Анохин выступил с инициативой о введении уголовной ответственности за тунеядство. Он подготовил пакет поправок в федеральные законы, согласно которым россиян, уклоняющихся от трудоустройства свыше 6 месяцев при наличии подходящей работы, должны наказывать исправительными работами сроком до 1 года. Также он предложил не считать тунеядцами граждан до 18 лет, инвалидов, родителей детей-­инвалидов, женщин с детьми в возрасте до 14 лет, студентов, аспирантов, беременных женщин и священнослужителей. После того как депутаты Госдумы высказались категорически против (в большинстве своем), Анохин решил заручиться поддержкой со стороны региональных властей. Законопроект парламентария из города на Неве поддержало руководство Севастополя, республик Адыгеи, Марий Эл и Тыва, Рязанской области. Но многие высказали мнение, что инициативу нужно дорабатывать, расширив перечень граждан, которых нельзя считать тунеядцами. Большинство не поддержавших проект регионов сослались на то, что инициатива противоречит Конституции России и международным актам.

ПО ГАЗОНАМ — ХОДИТЬ!

Перед выборами, летом 2014 года, петербургский депутат Алексей Макаров продвинул через Законодательное собрание обращение к губернатору Полтавченко. Он просил разрешить петербуржцам загорать и играть в шахматы в садах, парках и скверах города. На тот момент штраф за принятие солнечных ванн на газонах составлял от 3 до 5 тысяч руб­лей.

«Существующая правовая конструкция позволяет привлекать к административной ответственности любого гражданина, который загорает на территории сада, парка, сквера или, например, играет в шахматы или иные игры, не связанные с причинением ущерба объектам зеленого фонда города», — цитировал негодующего Алексея Макарова портал Заксобрания. По мнению депутата, подобный запрет на использование парков и скверов в рекреационных целях ничем не обоснован.

Отметим, что до отправки обращения губернатору Макаров получил ответ на свой запрос от комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Смольного. Там ответили, что считают запреты загорать и устраивать игры на газонах обоснованными и оправданными.

Прошло 7 лет, на дворе предвыборное лето 2021 года. Вице-губернатор Петербурга Николай Бондаренко, который планирует избираться в Заксобрание, поручил комитету по благоустройству и садово-­парковым предприятиям «отдать» все газоны в центре города загорающим. По его словам, зеленые зоны «предназначены для отдыха горожан и гостей города», а значит, нужно разрешить петербуржцам и туристам находиться на газонах.

Со второй попытки в Петербурге разрешили играть в шахматы в парках.

ЗАКОН ОБ ОХРАННЫХ КОТАХ

Раз уж мы начали с котиков, ими и закончим. В 2002 году парламентарием Сергеем Никешиным был внесен на рассмотрение депутатами законопроект о правилах содержания мяукающих питомцев (текст можно найти на сайте Заксобрания). Помимо стандартных положений вроде необходимости ставить котеек на учет и относиться к ним гуманно, в документе прописаны и обязанности, которые лично у нас, журналистов «МК в Питере», вызвали удивление. Так, в нем указано, что в Петербурге запрещены организация, проведение и пропаганда кошачьих боев. Жаль, что уличные кошаки про запрет не знают. И активно нарушают закон! Особенно по весне.

Помимо этого, в законопроекте четко прописаны правила содержания боевых котов, точнее охранных. А также условия, при которых они — воинственные котейки — могут нести свою службу.

Согласно статье 9 закона «О содержании котов и кошек в Санкт-­Петербурге», содержать охранных кошек разрешается только несудимым петербуржцам, не состоящим на учете «по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании». Но этого мало, чтобы владеть котом-­телохранителем: человек должен пройти специальную подготовку и иметь квалификацию «вожатый караульно-­сторожевых котов или кошек», «проводник патрульно-­разыскной кошки или кота» или «инструктор кинологической службы».

Пункт 2 статьи 9 закона также гласит, что «после применения кота или кошки [владелец животного обязан] обеспечить задержанным лицам оказание необходимой медицинской помощи». Также сообщается, что охранных котов запрещается использовать против беременных женщин, инвалидов и малолетних, кроме случаев оказания последними вооруженного сопротивления. Всех остальных же перед применением мурлык нужно обязательно предупредить, что против них будет использовано сие средство.

Пожалуй, на этом обзор странных депутатских инициатив и закончим. Но лично я, автор этих строк, теперь буду оглядываться, если услышу ­где-то рядом тихое предупреждающее «мяу».

ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ

Довольно продуктивно работали и депутаты шестого созыва Законодательного собрания Санкт-Петербурга. О многих законопроектах парламентарии активно рассказывали жителям города через социальные сети. Мы полистали их и вот какие законопроекты нашли.

Запрет на посещение детьми экстремальных квестов. Петербургские депутаты уже одобрили во втором чтении проект этого закона. Как отмечалось в соцсетях, о тотальном запрете квестов для детей до 14 лет речи не идет. Парламентарии лишь хотят оградить подростков «от опасных “головоломок“», которые проводятся, к примеру, с применением электрошокеров, бензопил либо которые связаны с запиранием участников в закрытых пространствах.

Депутаты напомнили, что в городе уже были случаи, когда поход за впечатлениями заканчивался для участников квеста длительным курсом лечения в больнице. Один из инцидентов произошел в феврале 2020 года: 6‑летний мальчик по время игры упал с лестницы. Позже стало известно, что мальчик получил перелом позвонков грудного отдела.

Штраф за оставление машин у мусорных контейнеров. Закон уже принят и направлен на подписание губернатору. Отныне водителям, которые любят своими автомобилями перегораживать доступ к мусорным площадкам, грозит штраф в размере от 3 до 5 тысяч руб­лей. Если на нарушении попадется должностное лицо, оно заплатит от 5 до 40 тысяч, юридическое — от 100 до 500 тысяч руб­лей.

Запрет на работу музыкантов-­нелегалов. Данная инициатива обсуждается в городе давно, как и многочисленные поправки к ней. Напомним, парламентарии решили, что город должен взять под контроль деятельность уличных музыкантов. Чтобы не пели и не играли, где не положено. А там, где положено развлекать людей, не превышали допустимый уровень громкости. На первых порах музыкантов и вовсе задерживали и доставляли в отделы полиции для составления протокола. В последний раз об этом законопроекте писали в середине апреля. Сообщалось, что для удобства музыкантов планируется создать специальный сайт, через который можно будет направить уведомление о том, когда и на какой точке планирует выступать человек или группа. Также город должен был определить перечень мест, где допускаются уличные выступления, и составить классификацию инструментов, с которыми разрешается или запрещается выступать в городе. Как отметили в парламенте, в ряде европейских стран в ходе уличных выступлений нельзя использовать барабанные установки. Окончательно принять закон парламентарии планировали до конца шестого созыва.

В баню — на такси. В середине апреля 2020 года депутаты Петербурга предложили включить общественные бани в перечень социально значимых объектов, до которых льготные категории граждан смогут добираться на социальном такси. Документ был поддержан в первом чтении.

Каждому котику — по своему углу. Петербургские депутаты в очередной раз задумались о комфортности проживания котов и людей. Они намеревались обратиться в Госдуму с предложением разрешить регионам самостоятельно определять количество животных на один квадратный метр жилой площади. Как сообщалось, сейчас на федеральном уровне никаких нормативов на этот счет нет, а в Петербурге до сих пор действует решение исполкома Ленинградского городского Совета депутатов от 1982 года, по которому одна семья не может иметь больше одной кошки и собаки.

Петербургским котам и кошкам депутаты уделяют много внимания, мнение самих мурлык об этом неизвестно

Право на романтический ужин с питомцем. По замыслу авторов инициативы, правительство России должно разработать единые для всей страны правила, по которым покупатели смогут приходить в гипермаркеты, кафе и рестораны со своими домашними животными. Сейчас же владельцы заведений сами решают, пускать на свою территорию животных или нет. Как заявляли в соцсетях представители ЗС, депутаты стремятся «навести мосты» и учесть интересы как владельцев животных, чьи питомцы могут быть вполне воспитанными или маленькими по размеру, так и людей, у которых, к примеру, может быть аллергия на шерсть или боязнь собак. Инициативу петербургских парламентариев поддержал Совет законодателей при Федеральном собрании РФ, законопроект рекомендовали внести на рассмотрение в Госдуму.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

ТРИ ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ СТРАННЫХ ИНИЦИАТИВ

О том, почему парламентарии вносят на рассмотрение и обсуждение подчас вызывающие лишь смех или недоумение законопроекты, «МК в Питере» рассказал директор Института современного государственного развития Дмит­рий Солонников:

«Для депутата любое упоминание, кроме некролога, — это плюс. Это давно известная фраза. Но многие этим реально пользуются. Если депутат придумал ­какой-то смешной законопроект, выступил с инициативой, опубликовал свое мнение в прессе — о нем начали говорить. Пусть даже как о клоуне, не суперадекватном человеке, но о нем все время говорят, его фамилия начинает мелькать в СМИ. Да, в этой ситуации он уже лучше, чем тот, кто вообще ничего не предложил. Он уже заметнее, чем тот, кого вообще в информационной повестке не было. Уже хотя бы ­что-то сделал. И так происходит не только у нас. Во всем мире депутаты выступают со странными заявлениями, и ничего особенного в этом нет. Это первая причина — быть на слуху.

Второй момент — иногда различные группы влияния, центры силы просят депутатов выступить с ­какой-то инициативой, чтобы протестировать общественное мнение. Им кажется, что придуманное ими странно, глуповато, и они хотят посмотреть, какой будет реакция общества. Делают через депутата вброс, запускают этакий пробный шар. А вдруг отклик окажется не таким агрессивным, как они предполагают? В этом случае они (группы влияния / центры силы. — Ред.) начинают разогревать общественное мнение. Да, сначала люди, может, с сомнением относятся к ­чему-то, а потом один вброс, второй, третий — и вроде пошло. Именно поэтому законопроекты, инициативы или высказывания, которые сначала кажутся глупыми, потом начинают обретать вторую жизнь. Может быть, в чуть-чуть измененном виде. Вероятно, первое выступление было нарочито более яркое, более острое, чтобы потом его сгладить и оно вошло в реальную жизнь.

Есть и третий вариант. Мы все живем в некоем информационном коконе, который сами вокруг себя вьем. У депутатов он тоже есть. Они в нем живут, и у них есть своя картина мира. И депутату кажется, что он выступает с вполне адекватной идеей».

Кстати, как отметил эксперт, адекватной системы выявления коэффициента полезного действия депутатов нет. Есть KPI, который зависит от количества посещенных мероприятий, голосований, в которых принял участие парламентарий, законопроектов, которые он подготовил, встреч с избирателями, ответов, которые он дал на запросы.

По словам Дмитрия Солонникова, фонтан законопроектов (и странных, и серь­езных) иссякает к концу весенней сессии. Скоро петербургские парламентарии уйдут на каникулы, после которых будет избирательная кампания. Хотя, конечно, никто не запретит им активно раздавать комментарии или делиться мнениями на злободневные темы в социальных сетях. Так что еще почитаем. И, возможно, посмеемся.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 14 июля 2021

Заголовок в газете: Я депутат, я так вижу

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру