ТРУДНОСТИ БЫТИЯ
Коронавирусный карантин дался нашей семье непросто. Нет, необходимых вещей мы не лишились — доставка в Петербурге давно уже отлично работает, заказать на дом можно почти все, по крайней мере предметы первой необходимости точно. А мы сервисы доставки освоили еще в первую волну пандемии — иногда значительно проще сделать заказ в гипермаркете и просто разобрать продукты дома, чем тратить несколько часов на закуп. Но есть в изоляции другие сложности.
Во-первых, разумеется, как только оказалось, что нам нельзя никуда выходить, потребовалось провести ряд встреч. Изворачивались мы как могли. Даже договор на покупку бани умудрились заключить удаленно (с этих пор у меня появилось факсимиле — подпись, которую можно добавить в документ через специальную программу).
Во-вторых, по закону подлости у нас заболел кот. Он внезапно охрип, перестал есть и явно плохо себя чувствовал. А как оставить живое существо без помощи? Эта ситуация прокачала наши навыки общения и доказала в очередной раз: нам крупно повезло с соседями. Соседи отнесли нашего питомца в ветеринарную клинику и вернули его обратно — разумеется, соблюдая все меры безопасности. Заодно по дороге приобрели необходимые для него лекарства. Кстати, эти же соседи в самом начале болезни покупали препараты и для нас (доставка работала не на все лекарства).
Позже мы шутили, что кот тоже схватил коронавирус (в некоторых СМИ изредка появлялись новости о том, что питомцы могут заражаться этой инфекцией), и теперь мы еще будем «контактные по коту».
Третья, самая большая сложность заключалась в одиночестве нашего общительного ребенка. Очень социализированной 6‑летней девочке было крайне непросто проводить целые дни без встреч с друзьями, без походов в садик и даже без возможности сбегать поболтать к соседу-ровеснику, живущему этажом ниже.
Но худо-бедно с этим мы справились. Беда пришла откуда не ждали.
НЕСЛУЧИВШИЙСЯ ЛАГЕРЬ
Еще до заражения коронавирусом мы записали дочь в летний лагерь для малышей. Нас заранее предупредили: в первый день смены нужно будет принести справку по форме № 79.
Примерно за неделю до начала смены я посмотрела в интернете список необходимых анализов и озадачилась: с еще положительным на тот момент тестом на коронавирус мне идти в поликлинику, конечно, нельзя. Я рассчитывала, что ближе к дате въезда в лагерь уже буду здорова (получу повторный отрицательный тест на коронавирус). Но удастся ли пройти всех специалистов в один день?
Я позвонила участковому педиатру посоветоваться, благо по случайности у меня оказался ее номер. И была, мягко говоря, удивлена. Оказалось, что «взрослая» участковая поликлиника не сообщила детским врачам, что у них на участке очаг коронавируса. Сообщить нашему педиатру я, мол, должна была сама (непонятно только как: с температурой и головной болью дозваниваться в поликлинику?).
А кроме того, выявился еще один сбой системы. Педиатр сообщила мне, что справку по форме № 79 дать не может. И вообще никакую справку ребенку дать не может. Потому что по правилам, спущенным врачам Роспотребнадзором, после получения отрицательного мазка на коронавирус у родителей (после того как они переболели COVID‑19) ребенок должен сидеть дома в карантине еще две недели. Как контактный.
Вот это была новость! Мой супруг получил отрицательный результат мазка на коронавирус раньше меня, его выписали и допустили к работе. Я после получения отрицательного мазка тоже должна была выйти в офис. Но не оставить же 6‑летнюю дочь высиживать двухнедельный карантин дома без взрослых, но с котом. То-то кот обрадуется.

— Ну а что делать, — развела руками педиатр, — такие правила. У меня многие матери так «попадают», потому что ребенок еще должен высидеть карантин.
Она посоветовала просить помощи с ребенком у бабушек. Да только одна бабушка у нас сама еще после перенесенного коронавируса не пришла в себя, а вторая живет за границей и примчаться на помощь никак не сможет. Мы еще по сравнению с другими семьями находимся в очень выигрышном положении: я могу работать удаленно, хотя это и сложнее. А что делать людям, чья работа не допускает удаленки, если у них маленькие дети, которых нельзя еще оставлять дома одних? Врать и выдумывать причины для оформления больничного? Рисковать и оставлять малышей дома в одиночестве? Брать отпуск без содержания? А жить тогда на что? Хорошо, если в семье работают оба родителя и можно ужаться ради карантина. А если это, как часто бывает в России, мать-одиночка, не получающая алиментов? Вдова? Да мало ли причин, по которым люди просто не могут оставить работу.
Кстати, педиатр рассказала мне, что на карантин после коронавируса у родителей оставляют даже школьников, которые должны были сдавать в период изоляции экзамены.
— У детей коронавирус может протекать и бессимптомно, — объяснила мне педиатр, — и может проявиться в течение двух последующих недель. Поэтому необходимо сидеть дома. Детям, конечно, тяжело: сначала они на карантине с родителями, а потом еще на две недели закрыты дома.
ДАТЬ БОЛЬНИЧНЫЙ ОБЯЗАНЫ
Зачем нужны такие правила и какие еще сюрпризы могут поджидать петербургских родителей, заболевших COVID‑19, мы спросили в петербургском управлении Роспотребнадзора.
— В случае появления в семье больного новой коронавирусной инфекцией нужно обязательно вызвать участкового врача. Он осмотрит пациента и примет решение о том, где должен лечиться больной — дома или в стационаре, — комментирует начальник отдела эпидемиологического надзора управления Роспотребнадзора по Петербургу Ирина Чхинджерия. — После этого участковый врач должен собрать сведения о членах семьи больного, уделив особое внимание вопросу наличия в семье детей или людей, работающих с группами риска, например в больницах. И затем участковый врач должен передать сведения в детскую поликлинику о том, что есть контактный ребенок, который нуждается в наблюдении.
По словам Ирины Чхинджерии, если у ребенка, маму или папу которого госпитализировали, появятся симптомы ОРВИ, оставшиеся дома родители должны вызвать педиатра, чтобы ребенка осмотрели и обязательно взяли у него мазок на определение наличия вируса SARS-CoV‑2. Если клинических проявлений нет, делать ПЦР-тест ребенку не обязательно.
Если заболевшего родителя госпитализируют, то ребенок, как и другие члены семьи, проживающие вместе с больным, должны соблюдать карантин 14 дней со дня госпитализации заболевшего. Если взрослый лечится амбулаторно, то есть дома, карантин для ребенка соблюдается в течение еще 14 дней после получения отрицательного мазка у болевшего родителя.
— Дело в том, что ребенок может заразиться в последний день болезни родителя, — объясняет Ирина Чхинджерия. — И часто бывает так, что человек клинически уже здоров, но продолжает выделять вирус. Поэтому в течение 14 дней ребенок считается контактным и не должен посещать никакое детское образовательное учреждение. По истечении этого срока педиатр может дать справку, что ребенок здоров.
Алгоритм действия для уже выздоровевших родителей в Роспотребнадзоре, как выяснилось, прописан. Родитель вправе получить больничный на время детского карантина. Для этого нужно обратиться в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора и получить в нем уведомление об изоляции на ребенка. На основании этого документа районная поликлиника должна выдать родителю ребенка больничный лист.
— К сожалению, бывают случаи, когда поликлиника не хочет выдавать больничный лист родителю контактного ребенка, но в таком случае надо требовать. Оформить больничный обязаны, — говорит Ирина Чхинджерия.
К слову, если оба родителя нуждаются в госпитализации, ребенка тоже направляют в больницу. Как контактного его помещают в отдельный бокс Детской горбольницы № 5 имени Филатова. Даже если он еще совсем малыш.
Как сообщили в пресс-службе Детской горбольницы № 5, им пока не приходилось помещать в бокс контактного маленького ребенка без родителей. Во всех случаях ребенок оказывался тоже инфицированным, а один из родителей все же чувствовал себя в силах ложиться в больницу с ребенком. При этом, отправляясь в стационар, взрослому нужно понимать: если он почувствует себя плохо, лечить его в детской больнице не имеют права. Могут только вызвать скорую и передать «взрослым» медикам. Но таких случаев, к счастью, в Северной столице не было.