Жильцы новостроек Петербурга жалуются на разметку под могилы у жилых домов

Дольщики, которые приобрели квартиры в новом жилом комплексе в Приморском районе города, пожалели о своем выборе и уже, кажется, готовы вернуть застройщику ключи

Их пугает перспектива соседства с теми, кто еще только найдет свой покой на расположенном под окнами Серафимовском кладбище. Новоселы, которые вкладывались в строительство ЖК, были уверены в том, что некрополь расширяться не будет. Но не ­тут-то было.

Дольщики, которые приобрели квартиры в новом жилом комплексе в Приморском районе города, пожалели о своем выборе и уже, кажется, готовы вернуть застройщику ключи
Жителей нового ЖК пугает не сам мемориал, а его расконсервация.

ОБМАНУТЫЕ ОЖИДАНИЯ

Много лет Петр Красильников (имя и фамилия по просьбе героя изменены) мечтал переехать в Петербург. Живя и работая в провинциальном уральском городке, он копил деньги и изучал наш рынок недвижимости. Квартиру искал долго, придирчиво. Из-за отсутствия личного автомобиля рассматривал варианты преимущественно рядом с метро. Самым оптимальным по соотношению «цена — качество» оказался жилой комплекс «ArtLine в Приморском» от компании Setl City, расположенный на Торфяной дороге всего в пяти минутах от станции «Старая деревня».

Казалось бы, вот она — долгожданная питерская прописка. Однако радость от покупки длилась ровно до того момента, пока Петр не выяснил, что его ждет весьма пугающее соседство… с мертвыми. Дело в том, что новый ЖК вырос прямо рядом с Серафимовским кладбищем. В 2018 году, когда квартал еще только начинали возводить, некрополь считался мемориальным, но все изменилось в 2021‑м, когда дольщикам начали выдавать ключи.

«Я приобретал квартиру в ЖК «ArtLine на Приморском» через менеджера «Петербургской недвижимости». Мне сказали, что новых захоронений на Серафимовском кладбище не будет, хотя возможны подхоронения. Перед покупкой, а мой корпус на тот момент уже стоял, я специально сходил и проверил: старые границы кладбища заросли высокими деревьями и кустарником, могил было почти не видно, и они были очень старые. Ну действительно, подумал я, мемориальное кладбище — почти как парк. Между моим домом и линией захоронений была широкая полоса земли, метров 60–80, как мне казалось, с растительностью. Когда я приехал посмотреть на ход строительства в феврале 2021‑го и зашел взглянуть на свои окна со стороны кладбища, у меня случился шок! Ту самую полосу земли расчистили и вбили в нее колышки — это явно новая разметка под могилы», — рассказал мужчина корреспонденту «МК в Питере».

Судя по разметке, могилы подберутся еще ближе к жилому комплексу.

Петербурженка Ольга Яковлева (имя и фамилия по просьбе героини изменены) свою квартиру в ЖК «ArtLine в Приморском» покупала весной 2019 года. И даже тогда менеджеры компании-­застройщика, по ее словам, уверяли: новых захоронений на Серафимовском кладбище не планируется. С пейзажем женщине повезло чуть больше, чем Петру: окна ее жилища на 10‑м этаже в основном выходят во двор, а могильные плиты видно лишь с лоджии с другой стороны.

«Локация хорошая. Про кладбище по соседству мы все знали, — не отрицает дольщица. — Только не предполагали, что здесь свежие могилы могут появиться».

Перебравшись из другого района города, Ольга рассчитывала оказаться там, откуда быстрее и легче добираться по утрам до работы, там, где благодаря большому количеству зелени легче дышать и засыпать по ночам, там, где на улице царит тишина, но отнюдь не гробовая. Похожими желаниями руководствовался и Константин Иванов (имя и фамилия по просьбе героя изменены), мечтая переехать из старого дома советской постройки в новый и современный. Окна его квартиры на четвертом этаже так же, как и у Ольги, выходят на Серафимовское кладбище лишь частично. Но даже такое соседство, уверен Константин, способно отразить­ся на настроении.

«Перспектива время от времени наблюдать за похоронными процессиями совсем не прельщает. Раскопки, гробы и так далее. Нет, я не суеверный. Это банально… Ну… Неприятно», — заключил он.

Но, кажется, больше всего все трое переживают за будущих детсадовцев и школяров, ведь рядом с некрополем, где, как полагают наши герои, начала появляться разметка под новые могилы, Setl City построил два образовательных учреждения.

«Что за зрелище будет у детей перед глазами? Я звонил в «Петербургскую недвижимость», но там сказали, что не могут отвечать за то, что на своей территории делает кладбище», — возмущается Петр Красильников.

ТЕСНОЕ И ОПАСНОЕ СОСЕДСТВО

Похожий ответ от холдинга Setl Group поступил и на официальный запрос «МК в Питере».

«Что касается несанкционированного расширения кладбища — мы не можем влиять на администрацию данного объекта, но подготовим информационные письма в соответствующие контролирующие органы (текст приведен в оригинальном виде. — Ред.)», — заверили в компании, отметив, что жилой комплекс «ArtLine в Приморском» построен в соответствии со всеми действующими нормами, которые регулируют границы санитарно-­защитных зон кладбищ.

Инициативная группа дольщиков с этим, пожалуй, не согласна. Новоселы уверены, что в данном случае нарушена масса законов, которые они перечисляют в обращении, имеющемся в распоряжении редакции «МК в Питере». Речь, например, о статье 16 ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 № 8-ФЗ (в редакции от 30.04.2021 года), где говорится о том, что «вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории, то есть территории, предназначенной для размещения жилищного фонда».

Свежая разметка под могилы, те самые колышки, о которых рассказывал Петр, по данным инициативной группы дольщиков, появилась меньше чем в 25 метрах от забора жилого комплекса. Столь тесное соседство с мертвыми, опасаются горожане, может представлять опасность для здоровья живых.

С вопросом о том, почему между написанным в законе и реальностью возникло такое расхождение, наша редакция обратилась в комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга, который курирует деятельность ГКУ «Специализированная служба Санкт-­Петербурга по вопросам похоронного дела», в чьем подчинении находятся городские кладбища, но ответа на момент публикации статьи не получила.

Не было его и от Управления Роспотребнадзора по Петербургу, где мы поинтересовались, к какой категории опасности относится Серафимовское кладбище, особенно та его часть, которая примыкает к ЖК «ArtLine в Приморском», а также какой по протяженности должна быть санитарно-­защитная зона.

Внешний вид последней, на взгляд дольщиков, оставляет желать лучшего. Хотя, как убедился корреспондент «МК в Питере», застройщик в промежутке между жилым комплексом и кладбищем начал высаживать растительность — боярышник, если верить официальному ответу от Setl Group.

«Боярышник был выбран неслучайно — он отличается высокой и густой кроной», — пояснили в холдинге.

Живая изгородь протянется на 608 погонных метров. Высота посадок — 60–80 см, которые, по ожиданиям компании, превратятся в два метра. Но все это есть пока лишь в той части, где ЖК граничит с некрополем по своей северной стороне, а злополучные колышки торчат из земли с восточной.

Свои претензии дольщики адресовали нескольким инстанциям. Администрации Приморского района Петербурга, где им сообщили, что вопрос размещения новых захоронений находится в компетенции комитета по промышленной политике, инновациям и торговле, куда и было перенаправлено обращение. В прокуратуру Приморского района. А также губернатору города Александру Беглову на его странице в социальных сетях — как следует из ответа, поступившего от комитета по контролю за имуществом, «выявлено самовольное размещение элементов благоустройства, принимаются меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности».

Петр, поскольку твердо решил переехать в Петербург, пока, кажется, не решил, что будет делать с жильем, окна которого выходят на Серафимовское кладбище. Ольга, в свою очередь, не исключает вариант с продажей. А Константин в случае, если повлиять на ситуацию с новыми захоронениями не получится, готов даже пойти в суд с иском о компенсации от компании-­застройщика, которая при продаже квартир, вероятно, вводила людей в заблуждение.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 30 июня 2021

Заголовок в газете: Тихое соседство

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру