Расходы из бюджета на Евро-2020 превосходят доходы бизнеса и эмоции болельщиков

Матчем Польша — Швеция, сыгранным в среду, завершилась программа групповых турниров в Санкт-­Петербурге

Осталось провести только четвертьфинальную игру 2 июля. Кто сыграет на Крестовском острове, станет известно после завершения первого раунда плей-офф. Совершенно точно среди участников четвертьфинала будет одна из топовых европейских сборных. Пока же можно подводить предварительные итоги Евро‑2020 для Санкт-­Петербурга и его жителей.

Матчем Польша — Швеция, сыгранным в среду, завершилась программа групповых турниров в Санкт-­Петербурге
Скандинавы задержались в Петербурге ради матча с поляками, но устраивать набеги на бары не стали. Фото: ФК «Зенит» / Евгений Васильев

700 МИЛЛИОНОВ НА АМБИЦИИ СМОЛЬНОГО

Как отметил в одном из интервью в преддверии старта турнира вице-губернатор Борис Пиотровский, проведение Евро‑2020 обошлось бюджету Санкт-­Петербурга в 700 млн руб­лей. Возможность частичной компенсации из федерального бюджета в размере не менее 200 млн руб­лей пока только прорабатывается. По мнению вице-губернатора Пиотровского, основная выгода для города состоит в возросшем потоке туристов, увеличении налоговых отчислений субъектов предпринимательства, а также продвижении города как спортивного центра в целом.

Последнее утверждение вообще представляет собой настоящий ребус. От того, что в Санкт-­Петербурге дополнительно прошли еще три матча группового турнира Евро‑2020, ничего не изменилось. Голы, забитые футболистами сборных Польши, Словакии и Швеции, даже на успехи «Зенита» в Лиге чемпионов не повлияют. Не говоря уж о создании дополнительных возможностей для занятий спортом для рядовых питерцев.

С налоговыми отчислениями субъектов предпринимательства тоже существуют проблемы. За три дня до первого матча Евро‑2020 в Санкт-­Петербурге уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-­Петербурге Александр Абросимов провел совещание с представителями правительства и бизнес-­сообщества. Власти города совместно с российским оргкомитетом Евро‑2020 определили список объектов торговли в радиусе 2 км от стадиона «Санкт-­Петербург Арена». Именно такое название необходимо употреблять во время чемпионата Европы.

После матча Словакия — Швеция я совершил прогулку вдоль аллеи фастфуда в Приморском парке Победы. Практически все точки по распоряжению властей убрали удобные для посетителей столики. Желающих перекусить на ходу, особенно с учетом цен, среди фанатов было совсем немного. Многие запретительные меры Смольного просто не поддаются логическому объяснению. В фан-зоне на Конюшенной площади продолжают торговать пивом и прохладительными напитками, но закуски запретили.

Сократили и вместимость с пяти тысяч человек до трех. Хотя по-прежнему завлекают фанатов крутой программой с зарядкой, которую в такую жару не рекомендуют делать даже врачи, выступлением диджеев и популярных групп. Складывается впечатление, что есть необходимость освоить выделенные на спортивный праздник средства и это важнее мер эпидемиологической безопасности! При этом ­какие-то ссылки на УЕФА и мировой опыт в данном случае неуместны. В условиях пандемии в каждом городе вправе определять, как организовать работу фан-зон.

В Лондоне большое пространство открывается только в дни игр сборной Англии. В остальные дни работает небольшая фан-зона. Даже для команд Шотландии и Уэльса исключений не делается. Зато по всему городу разбросано множество точек, где можно посмотреть футбол в хорошей компании за пинтой пива. И соответственно, внести налоговые отчисления в бюджет столицы Великобритании. В Баку вообще запретили организацию фан-зоны, но власти Азербайджана в принципе очень жестко обошлись с фанатами. Въезд во время Евро‑2020 был разрешен лишь гражданам трех стран, команды которых проводили матчи группового турнира в Баку.

В России фанатам был создан режим наибольшего благоприятствования. При покупке билета и оформлении Fan ID даже виза не требовалась. Причем вплоть до 14 июля, хотя последний матч в Санкт-­Петербурге запланирован на 2‑е. Один из китайских туристов, неплохо говорящий по-русски, в метро рассказал мне, что купить самый дешевый билет было гораздо выгоднее, чем платить за визу. И уже тем более заморачиваться на ее оформление.

ФИНСКИЕ ФАНАТЫ С КРАТКИМ ВИЗИТОМ

На футбольном Евро‑2020 команды распределялись по группам по жребию. Только удивительным образом так сложилось, что сборная Турции проводила две игры в Баку, а команда Финляндии — в Санкт-­Петербурге.

«У финских футбольных болельщиков очень хорошо организовано взаимодействие с национальной федерацией футбола, — рассказал «МК в Питере» президент Клуба болельщиков сборной России Russia Unites​ Эдуард Латыпов. — Традиция организованных выездов у финских фанатов выше, чем у российских».

Кокошник после ЧМ-2018 — любимый атрибут фанатов. Фото: ФК «Зенит» / Евгений Васильев

В этом мне довелось убедиться во время чемпионата Европы по баскетболу в 2015 году. В Финляндии баскетбол, конечно, не столь популярен, как хоккей, но в Мон­пелье, где проводила матчи группового турнира команда Суоми, приехало около шести тысяч финских болельщиков.

Выезд был организован так, чтобы никаких проблем у фанатов не возникало. Даже временные детский сад и школу в Монпелье организаторы выезда развернули. Пока папы и мамы громко поддерживали свою сборную, финские детишки были под присмотром. Естественно, многие отправились на средиземноморское побережье целыми семьями. А российскую сборную на Евробаскете‑2015 поддерживали в лучшем случае несколько десятков человек.

Конечно, нынешние реалии сказались на количестве приехавших финских фанатов. Тем более что правительство страны настойчиво рекомендовало своим гражданам воздержаться от поездки в Россию. И все же несколько тысяч болельщиков из страны Суоми приехали поддержать свою команду на матчи со сборными России и Бельгии. Финны организованно приехали, пожаловались на долгий контроль на границе — и уехали.

Поклонники сборных, игры которых были перенесены в Санкт-­Петербург из Дублина, добирались, как правило, самостоятельно. Многие шведы задержались после игры их сборной с командой Словакии на несколько дней, чтобы дождаться решающей встречи с поляками. Во время чемпионата мира — 2018 фанаты «Тре Крунур» произвели настоящий фурор в Нижнем Новгороде. Шведы выпили все пиво, завезенное в фан-зону и даже во многие предприятия общественного питания в центре города. В Питере скандинавы налегают на минералку.

Самостоятельно добирались до Санкт-­Петербурга фанаты «пилки ножной». Так удивительно звучит по-польски название игры миллионов. Болельщики «бяло-червоных» нашли самый экономичный маршрут. Удивительно, но не через Калининград, а через Нарву. На эстонско-­российской границе в преддверии матчей сборной Польши образовывались внушительные очереди.

Самый скромный десант высадили на Крестовском острове словаки. И вот что интересно: по уровню децибелов сектор, где располагались фанаты Томаша Губочана и Роберта Мака, практически не уступал польскому и шведскому. Ларчик открывается просто. На Евро‑2020 используются опробованные во время матчей при пустых трибунах технологии. Звук запускается искусственно, и создается иллюзия громогласной поддержки.

После того как игры с участием трех сборных в апреле были перенесены из Дублина в Санкт-­Петербург, российские болельщики свободно могли приобрести билеты на них на сайте УЕФА. Перед игрой Словакия — Швеция в вагоне метро разговорился с болельщиками из Ростова-на-­Дону, узнаваемыми по футболкам команды Валерия Карпина и маскам с логотипом ФК «Ростов». Они рассказали, что на этот матч без проблем купили билеты за 4,5 тысячи руб­лей. С играми сборной России все было куда сложнее.

После того как бронь на билеты стои­мостью 16 тысяч не была подтверждена, пришлось обращаться к услугам спекулянтов. Ну, хорошо, предприимчивых людей, желающих заработать на Евро‑2020. Заплатить пришлось двой­ную цену, а когда в последний момент бронь подтвердили, продать билеты удалось всего за 10 тысяч. И вряд ли эмоции, полученные на матче Бельгия — Россия, компенсировали денежные потери.

КОМАНДА ЧЕРЧЕСОВА НЕ ПОРАДОВАЛА ИГРОЙ

Даже победа над финнами не превратила для российских болельщиков Евро‑2020 в праздник. В преддверии этой игры в городском пресс-­центре состоялась пресс-­конференция, где в роли экспертов выступали Олег Гaзманов, Валерий Сюткин и Ростислав Хаит. Автор и исполнитель из «Квартета И» вспомнил годы обучения в своей альма-­матер — ГИТИСе.

«К экзамену по актерскому мастерству мы готовились два месяца, репетировали с утра до вечера, — очень к месту вспомнил он. — А непосредственно перед показом на экзамене мастер курса напутствовал одним словом: «Безответственнее!» Когда ты готов, нужно просто творить и получать удовольствие от своей работы».

Именно такой «безответственности» не хватало футболистам сборной России в сыгранных в Санкт-­Петербурге матчах. Складывалось впечатление, что Артем Дзюба и его партнеры думают о новых контрактах и будущих премиальных, но отнюдь не творят на поле. Единственным исключением стал Алексей Миранчук в эпизоде с забитым в ворота финнов голом. А лучшим актером проявил себя Станислав Черчесов, дважды по-отечески обнявший своего спасителя после забитого гола и после замены полузащитника «Аталанты» во втором тайме.

Алексей Миранчук. Фото: ФК «Зенит» / Евгений Васильев

Евро‑2020 продолжается. У меня по-прежнему остается впечатление, что успешно продолжают осваивать выделенные на работу городского пресс-­центра 10 млн руб­лей (эти цифры привел на его открытии глава комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Владимир Рябовол). Каждый день в Доме журналиста работают по две бригады волонтеров из 15-16 человек. Журналистов на проводимых мероприятиях едва ли больше. Присланный из Москвы модератор пресс-­конференций пользуется своим служебным положением, чтобы рекламировать родной город, Нижний Новгород. Нет, конечно, главным тренером местного клуба РПЛ стал Александр Кержаков, но ­все-таки за подобную рекламу нужно бы платить из нижегородского бюджета, а те деньги, которые Смольный выделил на городской пресс-­центр Евро‑2020, лучше было бы потратить на благо рядовых питерцев.

Убежден, что можно было сэкономить расходную часть бюджета. Зачем, к примеру, проверяют по два раза на расстоянии пять метров аккредитации у журналистов две охранные структуры. Самым же удивительным является контроль на входе и выходе из пункта питания, где раздают сухие пайки для репортеров. Проникнуть туда могут только репортеры. Даже живущий на крыше Карлсон не залетит. И даже столь любимые бывшим вице-губернатором Игорем Албиным бакланы! Тем не менее проверяют аккредитации и на входе, и через две минуты — на выходе. И не волонтеры, а сотрудники серьезной охранной структуры, которых иногда не хватает на жизненно важных объектах города.

Сюжет:

Евро-2020

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 23 июня 2021

Заголовок в газете: Праздник не приходит

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру