Пятая часть подростковых преступлений в Петербурге связана с оборотом наркотиков

В каких преступлениях часто оказываются замешаны подростки, «МК» в Питере» рассказала начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Петербурга Ольга Качанова

В последние несколько недель подростки стали частыми участниками происшествий, причем, к сожалению, не самых радостных. При этом они не только жертвы событий, но и иногда активные их участники.

В каких преступлениях часто оказываются замешаны подростки, «МК» в Питере» рассказала начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Петербурга Ольга Качанова
В интернете дети договариваются о встречах

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

В структуре административных правонарушений традиционно преобладают правонарушения, связанные с употреблением подростками алкогольной продукции. Несовершеннолетние распивают спиртное в общественных местах, появляются нетрезвыми на улице. Ответственность за административные правонарушения наступает с 16 лет, и я хочу отметить, что, к сожалению, в последние годы за это правонарушение задерживают больше подростков младше этого возраста. В таком случае протокол об административном правонарушении сотрудники полиции составляют на родителей.

Правом привлечения подростков и их родителей к административной ответственности обладают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Кроме того, эти комиссии проводят с правонарушителями беседы, составляют планы индивидуальной профилактической работы с ними, контролируют подростка и его семью, чтобы не допустить повторения.

Кстати, потребление подростками алкоголя, несмотря на запрет реализации спиртного несовершеннолетним, не снижается по нескольким причинам. Во-первых, значительная доля вины лежит на нерадивых работниках торговли, которые продают его детям, не требуя документ, подтверждающий достижение ими совершеннолетия. А во-вторых, часто «добрые» взрослые соглашаются купить спиртное подросткам, которые самостоятельно сделать этого не могут.

Еще одна тревожная тенденция, которую мы наблюдаем — увеличение количества несовершеннолетних, которые употребляют наркотические средства и психотропные вещества. Из года в год все большее количество подростков попадают в больницы с отравлением наркотическими средствами, некоторые — со смертельным исходом.

Причем многие заблуждаются, считая, что такие правонарушения совершают исключительно так называемые трудные подростки. В последнее время в числе правонарушителей существенно возросла доля обычных, среднестатистических детей и подростков, ранее не замеченных в правонарушениях.

ОБ УГОЛОВНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

В последние несколько лет в Петербурге становится меньше уголовных преступлений, которые совершают подростки. Причем это устойчивая тенденция, преступлений ежегодно становится меньше на 10-13 процентов.

Но — и это тревожная тенденция — общее количество подростков, замешанных в преступлениях, не снижается.

Вторая тревожная тенденция — это благополучность подростков. Мы привыкли считать, что преступления совершают, как правило, дети неблагополучные, состоящие на учете в МВД. Но это не так. Традиционно 60-70 процентов совершающих преступления подростков — внешне благополучные дети, учащиеся школ, колледжей и техникумов, ранее не попадавшие в поле зрения правоохранительных органов.

По нашим данным, стало меньше подростков, которые совершают преступления повторно. Но общее число подростков, замешанных в правонарушениях, не уменьшается, — это значит, что в криминальную деятельность стало вовлекаться больше ребят, которые ранее не имели конфликтов с законом.

Подавляющее большинство уголовных преступлений, которые совершают подростки — это кражи. Причем если раньше чаще воровали мобильные телефоны, то сейчас на первое место вышли велосипеды, которые стали довольно дорогими.

Удельный вес корыстно-насильственных (грабежей и разбоев) преступлений в общем числе совершаемых подростками правонарушений, к счастью, невелик. Но сам факт того, что подростки грабят и разбойничают, очень тревожен.

Начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовер­шеннолетних прокуратуры Петербурга Ольга Качанова. Фото: из личного архива

Еще одно преступление, которое происходит часто — это преступление в сфере незаконного оборота наркотиков. Несмотря на общее снижение подростковой преступности, мы ежегодно отмечаем, что каждое пятое преступление, совершаемое подростками — из этой сферы. Причем бывают случаи как хранения наркотических средств для себя, для собственного употребления, так и для реализации. Дети пытаются заработать себе карманные деньги, работая «закладчиками». И это не только трудные подростки. Многие из таких ребят — вполне благополучные внешне дети. У меня в практике был случай несколько лет назад, когда за незаконный оборот наркотиков задержали 17-летнюю девушку. Она очень любила учиться, была на хорошем счету в школе, шла на золотую медаль. Наркотиками девушка хотела заработать себе денег на дальнейшее обучение. Ее задержали не на первой, а уже на десятой «закладке». И, как вы понимаете, возможности учиться девушка на длительное время лишилась, потому что суд приговорил ее к заключению в колонии.

Это очень важный момент, ведь дети, по сути, не понимают, что, совершая преступление, они лишают себя будущего. Они знают гуманность нашего законодательства и то, что в места лишения свободы подростков направляют в исключительных случаях. Поэтому подростки зачастую относятся к нарушению закона небрежно — мол, все равно ничего не будет. Будет! Дело не только в колонии, куда дети могут попасть. После судимости, даже без реального лишения свободы, в результате этим молодым людям будет сложно устроиться на определённую работу. Они вырастают, находят себя и уже забывают о своих ошибках юности — и тут сталкиваются с тем, что наличие судимости является препятствием для устройства на работу в правоохранительные органы, судебные органы. А для того, чтобы работать с сфере, непосредственно связанной с воспитанием, обучением детей — не важно, педагогом, тренером или по иной специальности, им необходимо получать разрешение в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. А это разрешение еще могут и не дать.

О ПРОФИЛАКТИКЕ

Чтобы защитить детей от такой судьбы, необходима профилактика. Во-первых, детям необходимо не только занимать внеучебный досуг, но и давать возможность трудоустроиться легально — ведь половина тех, кто занимается незаконным оборотом наркотиков, просто пытается заработать денег.

А во-вторых, нужно вести планомерную работу в школе, выявляя ребят из группы риска. Прежде всего, это психологическая диагностика ребят, которые учатся в школах. Почти в каждой школе нашего города есть педагог-психолог. Более того, во многих школах директора устанавливают ставки не одного психолога, потому что один специалист на 800-900 учащихся — это, конечно, чистая формальность. Есть группы школьных педагогов-психологов. Они диагностируют всех школьников и определяют тех, кто в группе риска. Затем психологи должны работать в тесном контакте с классными руководителями, которые обязаны знать о своих воспитанниках все: чем они увлекаются, в каких условиях живут, с какими трудностями сталкиваются. Они должны знать буквально, чем дышат дети.

А кроме того, педагогам необходимо работать вместе с родителями, которым нужно давать рекомендации о том, как уберечь ребенка, если он склонен к девиантному поведению и находится в группе риска.

К сожалению, нынешнее поколение родителей не всегда знает, как нужно справляться с трудными ситуациями, касающимися детей. Ведь часто происходит так: родители работают, ребенок в школе, вечером все сидят в гаджетах. Но взрослые зря думают, что если ребенок не уходит на улицу, то он в безопасности. Сейчас дети ушли в социальные сети, они общаются там (зачастую не зная истинного лица своего визави), и договариваются о встречах и каких-то действиях в социальных сетях. Родители и педагоги должны это понимать.

Сейчас, кстати, Санкт-Петер­бург­ская академия постдипломного педагогического образования — это учреждение, подведомственное Комитету по образованию, — ежеквартально проводит вебинары «Здоровый ребенок — здоровое будущее». На них могут регистрироваться и педагоги, и родители. Более того, если родители захотят пройти обучающие курсы в этой академии, повысить свою педагогическую грамотность, научиться разговаривать на одном языке со своим ребенком и помогать ему определять: что хорошо и что плохо, — это приветствуется. Сейчас ребята, к сожалению, видят оценки своих действий только от сверстников. А надо, чтобы они могли общаться и задавать вопросы родителям. И получать на них ответы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 10 марта 2021

Заголовок в газете: Детки в клетке

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру