— Многих спортивных чиновников очень раздражает, что вы рассказываете правду про нынешнее состояние старейшего в России гребного клуба «Знамя» на Крестовском острове. Чем вызвано такое внимание?
— Причин три. Первая — именно состояние клуба. Оно не просто аварийное. Историческое здание вот-вот рухнет. Вход в него запрещён во избежание трагических последствий. Двери закрыты, периметр обнесён полосатой лентой — так отмечают место убийства. И клуб действительно практически убит, но признаваться в этом и брать на себя ответственность среди чиновников не принято.
Вторая причина — то, что именно чиновники виноваты в гибели клуба. Я был президентом Федерации академической гребли России в 2012-2016 годах. Мне удавалось поддерживать клуб на плаву и заручиться обещанием тогдашнего губернатора Петербурга о выделении значительных средств на восстановление и реновацию здания. Однако мне на смену пришли новые руководители Федерации. Они со спортивными чиновниками перестали мониторить ситуацию — и клуб оказался в нынешнем состоянии.
Третья причина заключена в расположении клуба. Крестовский остров — лакомый кусок для девелоперов, которые норовят застроить его особняками, элитными кондоминиумами и прочим жильём повышенной комфортности. А про чиновников ещё их коллега Салтыков-Щедрин писал: эти господа путают Отечество и Ваше превосходительство. В интересах очередных превосходительств при попустительстве чиновников созрел план — быстро снести здание клуба и застроить соблазнительное место. Я как президент Федерации академической гребли этому помешал и буду мешать дальше. За что же чиновникам меня любить?
— А зачем вы упираетесь? От аварийного здания толку никакого. Может, пусть оно поскорее рухнет, чтобы никто случайно не пострадал? И почему бы хорошему жилью не находиться в хорошем месте?
— В этой логике первым делом надо застроить то место, где расположен Эрмитаж. И вид прекрасный, и городская инфраструктура там развита лучше, чем на Крестовском, и территория гораздо больше, особенно если брать Зимний дворец вместе с Главным штабом и Дворцовой площадью. Музей несложно переселить в более просторные и приспособленные бетонные коробки, а сам дворец уже миллионы, если не миллиарды раз сфотографирован и снят в кино. Хватит ему занимать драгоценное место и тормозить прогресс! Как вы понимаете, найдутся желающие, которые купят апартаменты в жилом комплексе на месте Зимнего дворца за любые деньги. Кстати, не меньше половины желающих будут скромными чиновниками.
— Интересный у вас получается девелоперский проект...
— У меня действительно есть девелоперский проект, который касается клуба на Крестовском и территории, на которой он расположен. Этот проект разработан исходя из международного опыта.
В странах, где по-настоящему заботятся о наименее защищённых категориях граждан — о детях и стариках, принято размещать рядом дома престарелых и детские дома. Сироты тянутся к старикам, к постоянному индивидуальному человеческому общению — ведь немногочисленные педагоги физически не могут уделить каждому воспитаннику достаточное внимание. А старики получают возможность заглянуть в собственную юность, почувствовать себя нужными, поделиться накопленным опытом и так далее. Соседство дома престарелых с детским домом даёт мощнейший социально-терапевтический эффект. Дети вырастают при взрослых, хотя бы отчасти создающих чувство семьи, а старики живут счастливее и дольше...
— То есть вы хотите превратить клуб «Знамя» в дом престарелых спортсменов?
— Старейший российский гребной клуб при любых обстоятельствах и любой власти должен оставаться гребным клубом, чтобы хранить и приумножать исторические традиции российского спорта. Я — его воспитанник, для меня и сотен моих коллег, чемпионов и просто спортсменов, это принципиально важно. А девелоперский проект состоит в создании на территории клуба отделения детского хосписа.
Есть такая штука — паллиативная медицина. О ней очень мало говорят, а в отношении детей у нас эту тему вообще принято замалчивать. Между тем современная медицина, какого бы качества она ни была, всё равно неспособна излечить от некоторых болезней. В хосписах врачи оказывают неизлечимым больным психологическую поддержку, стараются купировать боли, снимать приступы, улучшать самочувствие...
Европейская ассоциация паллиативной помощи создала «Белую книгу» — систему унифицированных стандартов хосписной и паллиативной медицины. Эти стандарты мы с единомышленниками намерены использовать как для облегчения последнего отрезка жизни неизлечимо больных детей, так и для воспитания в спортсменах лучших человеческих качеств.
Спортсменов учат преодолевать сопротивление и побеждать соперников, а про сострадание и милосердие часто забывают. Гребля — не только атлетический вид спорта, но и один из самых гармоничных: гребцы задействуют 95% мышц. Если к этому показателю прибавить ещё и тренировку души, все только выиграют.
Восстановление старейшего гребного клуба страны, создание при нём детского хосписа и распространение такого важного опыта на всю Россию — один из основных пунктов моей программы кандидата на пост президента Федерации академической гребли.
Я рассчитываю на понимание самой широкой спортивной общественности, региональных руководителей и здравомыслящих чиновников. Постепенно к идее подтягиваются видные общественные деятели, спонсоры, которых мы всегда рады видеть, и множество небезразличных людей. Мы победим!