Вне пандемии: Петербург потратит 10 млрд рублей на новые трамваи и электробусы

В ближайшие годы город приобретет еще 200 трамваев

Петербург невозможно представить себе без трамваев и троллейбусов. Даже в Великую Отечественную войну трамвай работал во время блокады, а сразу после её снятия, в условиях, когда остро стоял вопрос выживания и обеспечения людей продуктами, в тогда еще Ленинграде начали ремонтировать трамвайные рельсы. Причем ударными темпами — починили разом 20 километров, дав людям возможность передвигаться по городу. Для сравнения: в 2020 году отремонтировано 4 километра рельсов. Но зато непрерывно обновляется парк — каждый год Горэлектротранс приобретает новые трамваи и троллейбусы.

В ближайшие годы город приобретет еще 200 трамваев
Фото: ГЭТ

«МК» в Питере» выяснил у директора СПб ГУП «Горэлектротранс» Дениса Минкина, чем отличаются новые троллейбусы от тех, что ходили несколько лет назад, и как должен решаться вопрос с ремонтом путей. А также о том, что ждет электротранспорт Петербурга в будущем.

— Этот год был непростым. Пандемия, экономический кризис. Но «Горэлектротранс» продолжал покупать оборудование. Почему? Не стоило ли лучше сэкономить денег?

— Стоит, но развиваясь, как не парадоксально. Чтобы развиваться, о будущем нужно думать сегодня. Чтобы в будущем году и через год, два, пять в Петербурге было достаточно комфортного электротранспорта, чтобы им были обеспечены все кварталы, включая новостройки, готовить базу нужно сейчас. Город не может жить только одним днем. Поэтому обновление оборудования и подвижного состава не останавливалось.

— Какое значимое оборудование удалось приобрести в 2020 году?

— Если не говорить о сугубо технических, но необходимых вещах — энергетического оборудования, техники для правки рельсов — то крупной покупкой года можно назвать 142 троллейбуса. Часть из них — это современные троллейбусы «Адмирал». Хорошие, красивые, они нравятся жителям города. Часть – 20 единиц — это минские троллейбусы особо большой вместимости, так называемые «гармошки». В народе их прозвали «банкой сгущенки», очевидно, с отсылкой на знаменитое сгущенное молоко, производимое в Белоруссии. Эти троллейбусы очень милые, горожане любят с ними фотографироваться.

Третья часть — это ТУАХи, троллейбусы с увеличенным автономным ходом. Очень полезный вид транспорта. У нас их, правда, и было немало. А вместе с поставкой 2020 года таких троллейбусов у нас будет уже 160 единиц. Сейчас ТУАХи обслуживают 9 троллейбусных маршрутов. Особенность таких троллейбусов в том, что они могут до 15 километров проезжать без проводов, на внутреннем аккумуляторе. При этом отцепляться и подцепляться к проводам водитель может прямо из кабины. Такие троллейбусы могут обеспечивать и обеспечивают транспортную доступность новостроек, к которым еще не протянута контактная сеть. Впрочем, возможно, там её не нужно протягивать — ТУАХи справляются. Троллейбус подъезжает к такому району, отцепляется от проводов и едет к новым жилым кварталам, а затем снова цепляется к проводам. При этом, как только он подсоединился к контактной сети, аккумуляторы начинают заряжаться. И это большое преимущество такого вида электробусов с так называемой динамической зарядкой (in-motion charging). В отличие от автономных троллейбусов «обычным» электробусам ночью необходимо производить подзарядку, для этого нужен большой объем локализованной энергии. А инновационные троллейбусы заряжают аккумуляторы во время работы. Сейчас ТУАХи ездят в основном по концевым маршрутам. Хотя один — маршрут № 17 — проходит по центру Петербурга, мимо Казанского собора. Но в целом эти троллейбусы обеспечивают межрайонные связи и доступность новостроек. Совсем недавний пример – 46-й маршрут, который теперь ходит по новой части проспекта Ветеранов. Эту линию мы продлили до станции Сергиево. Благодаря автономному ходу троллейбус смог проходить через жилой микрорайон «Солнечный город» и за счет этого за две недели увеличил пассажиропоток в три раза. И это в условиях пандемии, когда везде пассажиропоток снижается.

Петербургские электробусы проехали за три года 14 млн километров

Петербургские электробусы проехали за три года 14 млн километров

Смотрите фотогалерею по теме

— А как будет развиваться электротранспорт Петербурга в будущем году?

— Постепенно. Но планы, конечно, грандиозные. Год будет непростым, но даже с учетом этого «Горэлектротранс» в 2022 и 2023 годах получит по 10 миллиардов рублей на обновление подвижного состава. Это большие деньги, таких крупных сумм на обновление не выделялось уже лет 10.  Мы сейчас ведем переговоры с производителями, и вполне успешно. Они готовы нас кредитовать и начать производство трамваев и троллейбусов под обещанные суммы. Пока сложно сказать, в какие конкретно объёмы это выльется, но если считать приблизительно, то можно говорить примерно о 200 трамваях. А потребность в обновлении по трамваям к 2025 году составляет 550 трамваев — в нашем городе самая развитая сеть и самый крупный рынок в России. И еще, что очень важно, наконец-то планируется обновление не только подвижного состава, но и инфраструктуры. Ее нельзя оставлять как есть, и я очень рад, что руководство города это понимает и нас поддерживает. У нас плохие рельсы, у нас слабое энергообеспечение, и всё это нужно в комплексе приводить в порядок параллельно с обновлением подвижного состава.

В бюджете будущего года отдельно заложили примерно миллиард рублей на ремонт рельсов. Впервые за последние годы. Раньше такой строки в бюджете просто не было, был «ремонт дорог», а нам как младшим братьям доставались деньги на ремонт по остаточному принципу. Миллиард рублей — заметные деньги. Недостаточные для быстрого роста, но заметные. Мы начнем постепенно развивать инфраструктуру. Планируется так: брать отдельный парк,  реконструировать его инфраструктуру, приводить в порядок зоны ремонта и сервиса, полностью обновлять подвижной состав. Старые вагоны при этом можно перераспределять по другим паркам. Затем обновим инфраструктуру вдоль маршрутов этого парка и запустим новый подвижной состав по новым путям. Затем перейдем к следующему парку.

Фото: ГЭТ

— Какой будет первым?

Планируем начать с 7-го парка, это на улице Грибакиных, затем Третий парк — это Петроградка. А потом посмотрим.

— Кстати, о трамвайных парках. Как будет развиваться самый известный в городе Василеостровский трамвайный парк, где находится Музей ГЭТ?

Мы не планировали сейчас никаких значимых изменений. Это сейчас обычная площадка по выпуску вагонов, где обслуживаются и выпускаются примерно 50 трамваев. Ну и, конечно, Василеостровский парк — главное место притяжения любителей транспорта и истории города благодаря Музею городского электрического транспорта. Мы намерены его модернизировать и развивать. Сейчас там представлены исторические вагоны, а будет дополненная реальность, возможность проходить квесты. После окончания пандемии будем искать новые форматы взаимодействия со школами, чтобы в игровой форме рассказывать ребятам об истории петербургского электротранспорта и проводить профориентирование.

Сам же парк будет жить и развиваться. Если город выделит финансирование, часть территории парка переоборудуем под 80 электробусов в рамках концепции «Зеленый остров», предложенной Горэлектротрансом в 2013 году. Если не выделит, парк останется только трамвайным парком, как сейчас. Ну и музей будет радовать посетителей при любом варианте.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Работа на перспективу