Вернутся ли «Ленфильму» его собственные киноленты?

Доход от картин, выпущенных "Ленфильмом, получает частная фирма

Министерство культуры через суд пытается вернуть киностудии «Ленфильм» «золотую коллекцию» кинокартин. Права на ее показ переданы частной фирме, которая и получает основной доход. «Ленфильм» от проката собственных фильмов денег почти не получает, а государство, заключившее договор о передаче прав, получает ничтожно мало. Кто и почему заключил с частниками столь невыгодный договор, сейчас разбираются следственные органы.

Доход от картин, выпущенных "Ленфильмом, получает частная фирма
фото: canva.com

Темная история

26 октября 2020 года начались судебные слушания по тяжбе между Министерством культуры страны и компанией «ТВИН СП». Соответчиком выступает и ФГУП «Фильмофонд киностудии «Ленфильм», которое, собственно, и передало права на «золотую коллекцию» на сторону. Рассматривает дело Арбитражный суд Москвы. Следующее заседание назначено на 9 декабря 2020 года.

Как сообщает прокуратура Московской области, причиной для обращения в суд стали «выявленные несоблюдения процедуры заключения действующего между Госфильмофондом России и ООО «ТВИН СП» договора о предоставлении исключительной лицензии на воспроизведение названных фильмов и дополнительного соглашения, продлевающего его срок до 31.12.2030». Точнее, несоблюдение процедуры, возможно, стало формальным поводом. Причина же в том, что эти договор и допсоглашение для государства просто невыгодны. За прокат золотой коллекции государство получает примерно 30 миллионов рублей в год – сумма фиксированная и не меняется. Однако по данным, озвученным депутатом Госдумы Михаилом Романовым, доход компании «ТВИН СП» от проката ленфильмовской коллекции превышает 400 миллионов рублей в год.

«В связи с заключением данного соглашения на заведомо невыгодных для государства условиях» следственным отделом по городу Домодедово ГСУ СК России по Московской области возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 285 УК РФ – «злоупотребление должностными полномочиями», - сообщает пресс-служба прокуратуры.

Следственным органам предстоит установить, кто именно и при каких обстоятельствах заключил невыгодное соглашение. Прокуратура же пока просит суд признать сделки недействительными и прекратить действие исключительной лицензии на использование ООО «ТВИН СП» кинофильмов.

В «золотую коллекцию» кинокартин, о которой идет речь, входят фильмы, снятые до 1992 года. Они давно известны и очень любимы. Это и «Полосатый рейс», и «Свадьба в Малиновке», и «Старик Хоттабыч», и «Человек-амфибия», и «Собачье сердце», и другие не менее знаменитые картины.

КАК УПЛЫЛА "ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ"

Потеря прав на все эти фильмы в кинематографических кругах вызывает много вопросов. В начале 2000-х легендарную киностудию разделили на две части. Одну из них решили приватизировать, и ей «отписали» имущество студии. Второй части передали все права на самые знаменитые работы «Ленфильма». Предполагалось, что эта вторая часть киностудии ФГУП «Фильмофонд киностудии Ленфильм» – останется в собственности государства. А вместе с ним и «золотая коллекция», доход от проката которой будет получать государство – и сможет поддерживать работу «Ленфильма».

Не вышло. Уже в 1998 году права на 600 фильмов коллекции продали на 10 лет «Медиа-мосту». А потом начались чудеса. В 2009 году права на 1342 фильма «золотой коллекции» получает компания «ТВИН СП». Хотя еще в 2008 году «Коммерсантъ» сообщал, что «ТВИН СП» получила права на более 700 картин «золотой коллекции» Ленфильма и на 5 лет продала права на показ примерно 100 картин «Пятому каналу». Эту информацию подтверждали советник гендиректора «Пятого канала» Дмитрий Месхиев и директор ФГУП «Фильмофонд Киностудии «Ленфильм» Георгий Мауткин.

Алгоритм передачи прав выглядит так. «ТВИН СП» ежегодно платит Госфильмофонду фиксированную сумму – к примеру, с января 2018 по январь 2024 год эта сумма составляет 36 миллионов рублей в год, а затем – по 30 миллионов рублей в год.  Взамен «ТВИН СП» получает права на трансляцию «золотой коллекции». Если какие-то телеканалы или еще кто-то хочет показать фильм из этой коллекции, нужно получать разрешение на показ у «ТВИН СП» и платить этой же частной фирме определённую сумму.

В 2009 году «ТВИН СП» впервые заявила претензии нескольким телеканалам и попросила снять с показа часть картин, поскольку права на показ каналы приобрели не у нее. Как именно урегулировали вопрос, неизвестно, но до скандала дело не дошло.

К слову, таким же образом были разделены более 20 студий страны, в их числе «Союзмультфильм». Все «творческие части» вошли в состав ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция» (ОГК). В 2012 году ОГК объединяла в себе фильмофонды Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького, Центральной киностудии научно-популярных и учебных фильмов «Центрнаучфильм», киностудии «Союзмультфильм», киностудии «Ленфильм», Свердловской киностудии и студии «Диафильм».

БЕЗУСПЕШНЫЕ ПОПЫТКИ

В 2011 году глава общественного совета студии Александр Сокуров и режиссер Алексей Герман-старший обращались к бывшему тогда премьер-министру Владимиру Путину с открытым письмом, прося спасти «Ленфильм» от гибельной приватизации.

В 2012 году указом президента Владимира Путина ОГК вошла в состав Госфильмофонда. Незадолго до этого известные аниматоры Юрий Норштейн, Андрей Хржановский пожаловались на разделение студий и на то, что в итоге они не получают от коммерческих показов своих творений ничего. Глава государства поручил исправить ситуацию. Предполагалось, что Госфильмофонд под управлением на тот момент Николая Бородачева возьмет на себя управление творческим богатством. В принципе, так и случилось. Но не без скандала.

Примерно в то же время встал вопрос о том, что киностудию «Ленфильм» необходимо возрождать и дать ей возможность продолжать снимать не менее качественное кино. Для работы были нужны деньги, и руководители «Ленфильма» начали поднимать вопрос о возвращении киностудии прав на «золотую коллекцию», которая могла бы стать отличным источником дохода.

- Главная возможность для любой киностудии, ее эффективная экономическая модель – это использование доходов от проката ранее созданной библиотеки, которая пользуется популярностью у зрителей, - объясняет Эдуард Пичугин, гендиректор «Ленфильма» с октября 2012 года по февраль 2020 года.Прокат фильмов из библиотеки возвращает деньги в производство, студия на эти средства продолжает работать и наращивает библиотеку. Эти же деньги становятся гарантией для банков, которые выдают киностудиям кредиты – банкам понятно, откуда студия сможет взять деньги на погашение. Эта экономическая модель действует во всем мире.

Несколько раз студия даже получала обещания, что права ей вернут. Так, в 2012 году тогдашний вице-премьер Ольга Голодец обещала, что «Ленфильм» сможет получать деньги за прокат своей коллекции. К слову, в 2012 году киностудия взяла кредит у банка BТБ на развитие. Финансисты утверждали, что, одобряя кредит, банк учитывал будущие доходы «Ленфильма» от «золотой коллекции». Возвращение коллекции было важным условием концепции развития «Ленфильма» и существенным элементом бизнес-плана по возврату кредита банку.

Как рассказал Эдуард Пичугин, одним из вариантов решения вопроса стал бы договор управления коллекцией, который студия хотела заключить с Госфильмофондом. Но этого не случилось, хотя, как утверждают знакомые с ситуацией источники, в 2013 году правительство РФ прорабатывало соответствующий вопрос.

В мае 2014 года Эдуард Пичугин обращался за помощью к премьер-министру Дмитрию Медведеву, в июне инициировал открытое письмо, которое подписали многие известные люди – в том числе народный артист СССР Олег Басилашвили, кинорежиссеры Александр Сокуров и Алексей Герман-младший, советский и российский кинорежиссёр, сценарист и продюсер Сергей Сельянов, сценарист Светлана Кармалита.

- Это несправедливость, что «золотая коллекция» не у «Ленфильма», и необходимо, чтобы она на «Ленфильм» вернулась, - об этом Сергей Сельянов однозначно говорит и сегодня.

"Старик Хоттабыч" тоже входит в "золотую коллекцию". Скрин с видео.

В ответ на обращение Пичугина к властям глава Госфильмофонда Николай Бородачёв заявил, что передать права на спорную коллекцию «Ленфильму» не может из-за неких юридических трудностей. Очевидно, в виду имелся договор с «ТВИН СП» - как можно передать права, которые уже переданы другой компании? В письме на имя министра культуры Владимира Мединского Николай Бородачев мотивировал отказ тем, что преемником легендарной киностудии является как раз фильмофонд, который вошел в состав Госфильмофонда. А нынешний «Ленфильм», дескать, только часть студии, выделенная для приватизации.

Переговоры зашли в тупик. В последующие годы вопрос возвращения прав киностудии обсуждался с переменным успехом и без конкретного результата.

ЧУДЕСА ЮРИСПРУДЕНЦИИ

В 2017 году «Союзмультфильм», «Ленфильм» и киностудия имени Горького написали письмо президенту Владимиру Путину с жалобой на нарушение авторских прав со стороны  Госфильмофонда. Они жаловались, что после передачи прав на «золотые коллекции» частной компании авторы произведений никакой прибыли с них не получают. Госфильмофонд же стоял на своем: наследником легендарных студий и хранилищем работ является именно он, а нынешние киностудии – частные фирмы.

В декабре того же года правительственный совет по кинематографии издал поручение о передаче прав в полном объеме в управление киностудиям, ведущим свою деятельность как вновь образованные предприятия и не имеющим статус официального правопреемника советских одноименных киностудий.

В 2018 году договор между «Ленфильмом» и Госфильмофондом наконец удалось заключить. Но он оказался весьма странным. Согласно ему, «Ленфильм» получал доходы от проката части коллекции в интернете. Доходов от показов «золотой коллекции» на русском языке на эфирных телеканалах России и СНГ «Ленфильму» не отдали. Хотя именно эта часть проката приносит основной доход – коллекция действительно знаменита, любима и востребована именно на этой территории. А от той небольшой части денег, которую киностудии все же удалось получить, половину она, согласно договору, должна отдавать Госфильмофонду.

Зато обязательства «Ленфильм» получил: студия несет все расходы, связанные с использованием фильмов, переводом, розыском и изготовлением материальных носителей.

Что еще более удивительно, хотя процесс обсуждения вопроса о возврате «Ленфильму» прав на «золотую коллекцию» в 2017 году шел полным ходом, Госфильмофонд счел себя вправе в начале года продлить договор с «ТВИН СП» еще более чем на 10 лет – до 2030 года.

К слову, вместе с продукцией «Ленфильма» Госфильмофонд передал права на показ и продукции «Союзмультфильма».

В 2018 году «Союзмультфильм» получил субсидию для выплаты «ТВИН СП» компенсации за досрочное расторжение договора с Госфильмофондом. В конце 2019 года «Союзмультфильм» получил права на показ своего контента, в том числе на платном телевидении. Права на показ своих мультфильмов на эфирных телеканалах «Союзмультфильму» «светят» не раньше 2023 года. То же касается и «Ленфильма». В мае 2020 года договор с Госфильмофондом был пересмотрен, и теперь легендарная киностудия отдает Госфильмофонду только 7 процентов от доходов с проката своих работ в интернете. Но права на 1342 из почти 1700 кинокартин производства «Ленфильма» по-прежнему принадлежат ООО «Твин СП».

ВРЕМЯ ИГРАЕТ ПРОТИВ

В 2019 году президент Владимир Путин поручил решить вопрос о выделении «Ленфильму» субсидии для покупки оборудования. Кроме того, Росимуществу поручили оценить непрофильный участок, который «Ленфильм» за год до этого выставил на продажу, чтобы погасить миллиардные долги перед BТБ.

Как сообщали СМИ в июле 2020 года, Следственный отдел по городу Домодедово ГСУ Следственного комитета провел проверку и возбудил уголовные дела о злоупотреблении должностными полномочиями по факту передачи Госфильмофондом прав на «золотую коллекцию» коммерческой организации. После этой же проверки Прокуратура Московской области и Министерство культуры подали в Арбитражный суд Московской области иск к Госфильмофонду и «ТВИН СП», прося признать заключенные этими двумя компаниями договора незаконными. Если суд удовлетворит иск, права на «золотую коллекцию» можно будет вернуть «Ленфильму», чтобы киностудия смогла получать полноценный доход со своей работы.

Нынешнее руководство киностудии «Ленфильм» комментировать ситуацию пока не готово. Однако очевидно, что если суд признает правоту Минкульта и прокуратуры, права на показ «золотой коллекции» картин вернутся к создавшей эти картины киностудии «Ленфильм». Это не только восстановит справедливость, но и даст студии шанс выбраться из долгов и полноценно возобновить творческую работу.

Фильм "Золушка" сегодня уже в публичном доступе, за его прокат никто не получает денег. Скрин с видео.

По словам Эдуарда Пичугина, если бы 8 лет назад «Ленфильму» вернули бы права на «золотую коллекцию», экономическая модель сработала бы и киностудия бы уже возродилась. Она сможет и сейчас – если все же сумеет вернуть себе право получения доходов от собственной продукции и успеет сделать это вовремя, ведь время играет против «Ленфильма».

- К сожалению с каждым годом «золотая коллекция» усыхает, - объясняет Эдуард Пичугин. –Через 70 лет после производства фильма возникает право публичного показа. Сейчас, например, «Золушка» уже в публичном доступе, а еще пять лет назад за ее прокат можно было получить деньги. Несколько лет назад доход от проката «золотой коллекции» мог составлять 200 миллионов рублей в год, сейчас он уже меньше, а завтра станет еще меньше. Поэтому в данном случае вопрос времени очень важен.

Что думает о ситуации руководство компании «ТВИН СП», осталось неизвестным. «МК» в Питере» направил запрос в компанию, но ответа пока не получил. Однако в июле этого года глава компании «ТВИН СП» Елена Шишко заявляла в СМИ, что распоряжения Владимира Путина о возврате авторских прав на «золотую коллекцию» не видела, но получила предложение о расторжении договора от Госфильмофонда и что оно находится на рассмотрении. Судя по тому, что прокуратуре пришлось все же обращаться в суд с иском, принято предложение не было.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру