Социологи и психологи рассказали, чем опасна «вторая волна» для пожилых

В сыром осеннем воздухе снова запахло карантином

Как и весной, «самоизоляция» прежде всего грозит людям в возрасте «65+». Но у горожан уже сформировался если не «коллективный иммунитет», то хотя бы коллективный опыт борьбы с пандемическими трудностями. Как физическими, так и психологическими.

Но для начала — горячая новость: в условиях «второй волны» пандемии самоизоляция для жителей старше 65 лет может снова стать в Петербурге даже не рекомендованной, а обязательной. Как минимум, это будет сделано для работающих лиц пенсионного возраста.

В сыром осеннем воздухе снова запахло карантином
Расширение кругозора — лучшее лекарство от стресса. Фото: canva.com

Зачем — можно не объяснять. А вот как именно это будет сделано, кратко пояснил заместитель главы комитета по промышленной политике Александр Ситов.

По его словам, в постановлении городского правительства появилось нововведение: указание, по которому организации должны отправлять в комитет по промышленной политике данные (и номера телефонов) всех работников старше 65 лет. Речь идет о пожилых сотрудниках, которые не могут работать дистанционно. Причем организация обязана указать вескую причину, по которой сотрудник не может трудиться на «удаленке». Это, по мысли городского правительства, поможет лучше отслеживать данные по заболевшим в этой возрастной категории, по соблюдающим самоизоляцию, а также по гражданам, работающим в обычном режиме. В Смольном рассматривают обязательную самоизоляцию для горожан старше 65 лет как один из способов не вводить в городе более жесткие ограничения — и это, наверное, логично.

И все же (при всех плюсах, связанных с безопасностью) перед пожилыми снова встал призрак «пандемического» затворничества. Итак, перефразируем заголовок из одного из прошлых номеров: что же делать «самозапертым»?

СПРОСИ МЕНЯ, КАК

Здесь мы дадим слово социологам, исследователям общественного мнения, которые как раз недавно завершили масштабное исследование в Петербурге. Главным вопросом было отношение пожилых людей к пандемии. Как «контингент 65+» пережил время внезапных (и для многих необъяснимых) ограничений, когда в Петербурге были заблокированы льготные проездные, закрыты парки и скверы, когда вдруг практически прекратилась плановая медицинская помощь, и даже вылечить зуб (не говоря уж о платной операции) стало серьезнейшей проблемой?

Социологический институт РАН (Петербургский филиал Федерального Научно-исследовательского социологического центра Российской Академии наук) не только опросил пожилых горожан, но и оценил последствия «первой волны» пандемии для общества.

Тут-то и выяснилось, что пандемические решения, которые касались пожилых (тех самых лиц «65+») получились однобокими и слишком схематичными. Исследователи даже употребили научный термин «эйджизм» — то есть дискриминация по возрасту (о чем часто писал «МК» в Питере»). И верно: у многих — причем не только у самих пожилых — возникло впечатление, что ограничения вводились поспешно и спонтанно. Порой даже жестоко.

«Когда-то боролись за активное долголетие, — отмечали в своих ответах на вопросы респонденты, — а теперь нас превратили просто в отверженных».

Действительно, во всех интервью люди «в возрасте» называли самым большим ограничением невозможность просто выйти на прогулку (если не считать разрешенной «пробежки» до ближайшего магазина, причем в идеале нужно было объяснить любое отклонение от маршрута). Комментируя результаты исследований, ведущий научный сотрудник сектора социологии здоровья Социологического института РАН Ирина Григорьева (кстати, тоже представитель данной возрастной группы) заметила: такая мера была избыточной, и она негативно сказалась на физическом и психологическом состоянии пожилых людей.

«Можно же было, скажем, разделить время прогулок, — напомнила Ирина Григорьева. — Например, полдня в парках гуляют пожилые, полдня — мамы с детьми».

Кстати, во многих странах (и частично в Москве) так и было сделано. Это не говоря уже о том, что в Южной Корее, например, с ее повышенным вниманием к старшему поколению, старикам прямо рекомендовалось почаще ходить на прогулки, дышать воздухом и вести активный образ жизни (при условии соблюдения дистанции).

Старший научный сотрудник Социологического института РАН Оксана Парфенова, добавила: действительно, во всех интервью упоминались трудности из-за ограничения прогулок и связанной с этим гиподинамии. Причем ухудшение физической формы и физическая пассивность не позволяли впоследствии быстро выйти из этого состояния: все знают, как быстро и необратимо происходит в этом возрасте атрофия мышц (и разрушение здоровья всего организма в целом).

Мало того: медики почему-то молчат о том, что сидение дома (в условиях отказа от планового медицинского обслуживания) уже привело во многих случаях к обострению хронических заболеваний и вообще к фатальным последствиям. Зато социологи отметили этот факт. Так, Ирина Григорьева привела в пример статью А. Г. Голубева и А. В. Сидоренко из научного журнала «Успехи геронтологии» (№ 2 за 2020 год) под говорящим названием «Теория и практика старения в условиях пандемии COVID-19». В этом материале ученые, анализируя опыт 45 стран (к сожалению, российских данных нет), прямо говорят о том, что основные факторы, вызывающие «необходимость в реанимационных мерах при COVID-19, — это не возраст как таковой, а сопутствующие ему гипертензия, ишемическая болезнь сердца, ожирение, диабет».

Но, как мы уже говорили, речь идет не только о физическом здоровье. Опрошенные говорили также и о проблеме нарушения «социальных связей», о внезапно свалившемся на людей одиночестве. В отдельных квартирах (за которые в свое время так долго боролись!) одинокие люди оказались запертыми в четырех стенах. Кое в чем легче было тем, кто жил в больших семьях — но иногда там возникала напряженность в отношениях между поколениями. Сами исследователи фиксировали некоторые ответы «без протокола»: участились даже случаи домашнего насилия против старших, и это, конечно, стало серьезнейшей проблемой, которая почти выпала из фокуса общественного внимания.

Между прочим, снизились и доходы лиц «65+». Об этом наблюдении рассказала старший научный сотрудник того же Социологического института РАН Татьяна Протасенко. И не только потому, что этот «спецконтингент» вынуждают работать на удаленке, что далеко не всегда возможно. Дело еще и в том, что по старой советской привычке иные пенсионеры помогают деньгами детям и внукам — а те как раз в разгар пандемии напрямую почувствовали на себе «дыхание кризиса».  

Другая мрачная подробность, отмеченная во всех интервью — это «нагнетание истерии» (даже в официальных и профессиональных СМИ) в условиях недостатка правдивой информации. Даже советы, «как жить в условиях пандемии», были не столько полезными, сколько спекулятивными, — подметили участники исследования.

Именно поэтому мы попробуем восполнить этот недостаток, и во второй части статьи приведем мнения и актуальные рекомендации опрошенных нами специа­листов (психологов, физиотерапевтов, геронтологов).

КАК БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ?

Итак, в условиях непрекращающегося психологического давления (а это как сам информационный фон, свойственный пандемии, так и реальная опасность заражения) пожилым людям стоит попробовать развить в себе некоторые новые и непривычные навыки.

Фильтровать информацию. Мы уже говорили, что пожилые отмечают «давление на психику» со стороны прессы, и это отчасти действительно так. Проблема в том, что отсутствие гласности не устранит проблему, и запрет на публикацию «смертельных» сводок не улучшит реальную статистику. Просто однотипные факты нужно уметь приводить к «общему знаменателю». Да, весной мы двадцать раз подряд прочли про рефрижераторы, которые дежурили у моргов, и про очереди из скорых у больниц. На самом деле никакого особого всплеска заболеваемости именно в эти дни не было, и вообще эти события имели между собой очень косвенную связь. Кстати, вовсе не обязательно ограничивать поиск новостей в интернете — наоборот, это полезно в плане разнообразия точек зрения (это не касается федерального ТВ). И все же разделить источники на «качественные» и «фальшивые» очень даже полезно. И, кстати, за потоком новостей не забывайте о «вечных ценностях»: слушайте видеолекции, посещайте онлайн-экскурсии (их теперь много). Расширение кругозора — лучшее лекарство от стресса.

Избегать конфликтов. В «мирное время» споры (ну, например, с не в меру умными детьми или с легкомысленными внуками) часто ведут к лучшему взаимопониманию внутри семьи. Но — не сейчас. Поверьте, у молодого поколения тоже расшатаны нервы. И, как мы уже говорили, частенько «проваливается» материальное положение. Возможно, здесь будет полезным то, что молодые раньше как-то игнорировали: ваш жизненный опыт. Ведь вы в своей жизни и не такое видали! И даже «удаленное общение» (например, по телефону) — прекрасный повод добиться заинтересованного внимания детей. Только не надо брюзжать и ругать новые времена (что, конечно, очень заманчиво). Расскажите им то, о чем они никогда и не слышали! Расскажите им про «перестройку», про борьбу с «нетрудовыми доходами», с «пьянством-алкоголизмом», про другие чудеса из прошлого — и вот тут некоторые параллели с современностью будут уместны. Вспомните сами и запишите для детей историю своей семьи, своих предков. Другого повода может и не быть. А чтобы общение было «двусторонним», попросите молодых научить вас чему-нибудь новому в плане «цифровизации». Попросите их быть терпеливыми. Можете даже на досуге освоить пару-тройку компьютерных игр из арсенала внуков: вы даже не догадываетесь, с каким удовольствием они вас им научат!

Не бояться и не сдаваться. Осенняя депрессия и так неизбежна, а тут еще «предгрозовая» атмосфера в СМИ? Здесь, как говорят геронтологи, может помочь физическая активность. Гуляйте побольше, а дома занимайтесь физическими упражнениями. И забудьте про ограничения: массового запрета на «выход в свет», как весной, уже не будет. Единственное, о чем не стоит забывать, так это о погоде и о том, что надо одеваться по сезону. Промозглая осень может принести самую обычную, а вовсе не «коронавирусную» пневмонию.

Пожалуй, это главное, что советуют психологи — хотя вариаций может быть множество. От себя посоветуем нашим читателям «65+» (а если по-честному, то и гораздо более молодым) ни в коем случае не паниковать и не искать проблему там, где ее нет. Эпидемии приходят и уходят, а с ними и ограничения (мы помним, как в конце весны даже газеты перестали продавать на пару недель — а потом как ни в чем не бывало разрешили). Со временем наработается успешный опыт борьбы с любой заразой, и не только вирусной природы. Но главный совет — не паниковать — всегда останется актуальным.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 28 октября 2020

Заголовок в газете: Только без паники

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру