Кто поможет «самозапертым»: cоветы по правильной самоизоляции

«Вторая волна» коронавируса накрывает наш город, независимо от того, верим мы в нее или нет

Впору писать на стенах домов по трафарету, как когда-то давно: для лиц «65+» пандемия наиболее опасна! Вот только никаких «коронавирусных убежищ» пока не придумано, и пожилые люди снова должны «самоизолироваться» дома.

«Вторая волна» коронавируса накрывает наш город, независимо от того, верим мы в нее или нет
Организовать свой быт «в изоляции» не так уж сложно. Фото: vk.com/public59084959

Действительно, еще 2 октября губернатором и правительством Петербурга была принята новая редакция знаменитого весеннего «коронавирусного» постановления № 121, в котором в свое время впервые прозвучало понятие «режим повышенной готовности». И в частности, там обновлены рекомендации для лиц «65+»: им предписано по возможности оставаться дома.

В таком режиме нет ничего фатального, и мы не будем нагонять на читателя тоску. Вряд ли уже полиция будет специально «отлавливать» пенсионеров на прогулке или в общественном транспорте: такого нет даже в Москве, где, впрочем, уже временно «обнулили» социальные проездные билеты. Но нашим людям, нау­ченным многолетним горьким опытом, лучше бы и действительно не рисковать, занять «крепкую оборону» и постараться не нервничать. И, кстати, не забывать о компенсациях от государства за введенные ограничения — а они обязательно последуют!

Итак, попробуем собрать вместе некоторые наработки прошедшей «пандемической» весны и добавить к ним новые. Начнем с простого вопроса: что делать пожилым людям в «самоизоляции», особенно если родственники далеко и даже в магазин сходить некому? Как обеспечить свои первоочередные потребности — и при этом не заплатить слишком дорого?

НАЙТИ ПОМОЩНИКОВ

В «коронавирусном» постановлении правительства города наряду с призывами к «самоизоляции» прямо говорится о новом призыве волонтеров — то есть добровольных помощников — для помощи пожилым.

Итак, с 6 октября возобновил работу городской штаб добровольцев #МыВместе, созданный еще весной на базе Центра городских волонтеров. Пожилые люди уже сейчас могут оставить заявки, например, на доставку продуктов и лекарств по единому номеру 8-800-200-34-11.

«МК» в Питере» уже рассказывал, что федеральный проект «Мывместе2020» объединяет добровольцев со всей страны. Проект работает вместе с Ассоциа­цией волонтерских центров (АВЦ) и в партнерстве с Росмолодежью и Общероссийским народным фронтом (ОНФ).

«Конечно, поступают звонки с просьбой поддержать, — рассказывает в репортаже на одном из петербургских телеканалов член штаба ОНФ, руководитель волонтерского штаба помощи пенсионерам и ветеранам в Санкт-Петербурге Антон Соловьев. — В таком почтенном возрасте уже не все могут обеспечить себя сами, тем более в условиях вынужденной изоляции. У нас для этого есть молодые волонтеры, которые всегда готовы помочь».

«В основном мы закупаем макароны, масло, яйца, крупы, — добавляет волонтер ОНФ Мария Лебедева.Закупаем все, что требуется. Но — обязательно нескоропортящиеся продукты».

Однако, как уже писал «МК» в Питере», у «официального» формата волонтерской помощи есть и минусы.

«Волонтеры покупают продукты в ближайших магазинах, за что им, конечно, спасибо, — рассказывали сами пенсионеры. — Но мы-то уже привыкли выискивать продукты со скидками, и мы знаем, что где дешевле. А волонтеры подчас не обращают внимания на разницу в 10−20−30 рублей. Вот и набегает сотня-другая в неделю, а для пожилых эти деньги вовсе не лишние».

Кстати, работники Центра городских волонтеров предупреждают: ситуацией с «пандемическими ограничениями» могут воспользоваться мошенники. Именно поэтому настоящие волонтеры от города всегда одеты в униформу: куртку и бейсболку с логотипом ОНФ. Мало того, есть и правила «дистанцирования»: так, в квартиру добровольные помощники заходить не должны, даже если их пригласят сами пенсионеры.

МАГАЗИН НА ДОМУ

Здесь необходимо заметить, что помощь пожилым в доставке продуктов готовы оказывать не только добровольцы из Центра городских волонтеров. Многие (если не все) современные службы доставки уже сориентировались на «возрастную» группу потребителей. Хотя бы потому, что это стабильная и благодарная аудитория: научившись один раз обращаться со смартфоном (с этим может помочь любой более «мобильный» родственник), они, скорее всего, оценят удобство новых технологий и в дальнейшем ничего другого искать не станут.

Если же наш читатель еще не знаком с работой «агрегаторов доставки» (тех самых, чьи курьеры постоянно раскатывают на велосипедах со своими разноцветными торбами), это тоже не беда. Сегодня практически любая сеть супермаркетов или привычных «универсамов» обзавелась собственной службой доставки, часто силами своих курьеров.

Так, например, крупная сеть продуктовых гипермаркетов (с петербургскими корнями), в которую до пандемии было очень удобно приезжать, вооружившись «картой лояльности», также организовала «Единый телефон заказа продуктов для пожилых людей Санкт-Петербурга».

«Бабушки и дедушки сейчас находятся в зоне особого риска и вынуждены строго соблюдать режим самоизоляции, — такой трогательный текст размещен у них на сайте. — Это значит, что выходить из дома даже в магазин для них нежелательно. Мы организовали помощь в доставке продуктов силами волонтеров, откликающихся на заказы от одиноких пожилых людей, которые оказались в изоляции».

Далее компания вкратце объясняет, как это работает:

  • Пожилые люди оставляют заказы по телефону горячей линии ежедневно с 9:00 до 17:00.
  • В специально созданном интернет-чате (их несколько для разных райо­нов Санкт-Петербурга) мы ищем добровольцев, готовых в данный момент доставить товары адресату.
  • Волонтеры обращаются за деталями в любой магазин сети, собирают заказ по списку и доставляют по нужному адресу — вместе с чеком.
  • Пожилые люди (буквально на пороге квартиры) оплачивают заказ согласно чеку — наличными, если им так удобнее.

Понятно, что упомянутые «добровольцы» — это не люди с улицы, а те, кто уже находится в списке проверенных сотрудников.

Другая крупная сеть супермаркетов, известная по всей стране, также недавно сфокусировалась на потребностях пожилых людей, но для этого (что интересно) скооперировалась с курьерами из фирмы, чьей основной специализацией «в мирное время» являлось доставлять детей в школы и обратно. Сейчас школы, того и гляди, опять перейдут на «удаленку», но эти «автоняни», судя по всему, без работы не останутся.

Кстати, та же сеть уже запустила сервис по бесплатному выгулу собак для пожилых людей старше 65 лет. Впрочем, мы не думаем, что эта услуга пользуется большой популярностью — ведь «коронавирусной» весной 2020 года как раз выгул собаки считался веской причиной для пенсионера прогуляться по городу во время карантина.

Здесь мы «по умолчанию» рассказали о доставке продуктов, но похожие схемы доставки действуют и для широкого списка непродовольственных товаров (от лампочек до электродрелей), которые обычно продаются в гипермаркетах. Однако наличие таких товаров и условия доставки лучше уточнять заранее. Одно дело заказать упаковку молока или килограмм колбасы, и совсем другое — сложный аппарат, который еще неплохо бы проверить, а то и настроить. Здесь лучше обращаться на специализированные сайты (их много) или звонить по телефону. «Пандемических» или «пенсионных» льгот здесь, скорее всего, не будет — хотя возможны и исключения, и специальные маркетинговые акции.

И еще: большинство сетей сделали доставку товаров пенсионерам бесплатной. Но, как сообщается, в ряде случаев при получении заказа придется предъявить курь­еру пенсионное удостоверение, возможно — аналогичную справку, выдаваемую территориальным органом ПФР, а для лиц с ограничениями по здоровью — справку, подтверждающую факт установления инвалидности.

БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ

Как много раз писал «МК» в Питере», не все волонтеры — «настоящие». Под видом добровольных помощников к вам в дом могут проникнуть и мошенники. И, вполне возможно, тоже под видом «курьеров» — только они принесут вам те товары, что вы вовсе не заказывали.

Что мошенники чаще всего предлагают купить пожилым? Конечно, БАДы и чудо-лекарства (пандемия коронавируса открыла им широкое поле для фантазии). Например, об одном из самых вопиющих случаев «МК» в Питере» уже рассказывал в одном из прошлых номеров.

Мошеннические фирмы рекламировали БАДы, по их уверениям, способные справиться с «болезнями старшего возраста». А именно — с заболеваниями суставов, с плохим зрением и так далее, по списку. Новинкой были «профилактические свойства» биоактивных добавок. Они, оказывается, были способны «укреп­лять иммунитет к коронавирусу».

Чаще всего речь шла о простом «втюхивании» бесполезных таблеток (травок, капсул…). Стоить чудо-средство «от сибирских бабушек» могло до 25 тысяч руб­лей.

Но и это еще не все. Многих «клиентов» мошенники брали «на карандаш». Немного погодя счастливые покупатели БАДов (и даже те, кто в последний момент передумал и отказался) получали радостную весть: оказывается, государство вникло в проблемы пенсионеров и включило их в некую «программу реабилитации». Теперь лекарства будут приво­зить на дом регулярно! Правда, программа платная и стоит 268 тысяч рублей, но тревожиться не стоит: государство поможет и тут. «Вам несказанно повезло, — говорили пенсионеру, — вы проходите по квоте, и потому 200 тысяч государство за вас уже внесло». Осталась сущая малость: заплатить «недостающие» 68 тысяч.

Если пенсионер сомневался и отказывался, аферисты становились еще более циничными. «Если вы не согласны, — говорили они, — то эти 200 тысяч рублей мы будем вычитать из вашей пенсии. Иначе никак, ведь деньги государству надо вернуть». Бедные пенсионеры слышали даже угрозы в свой адрес: так, например, жертв вымогательства обещали отправить в некое «профилактическое учреждение», раз уж добровольно оздоравливаться они не желают. Людей, поживших при СССР, напугать таким «лечебно-трудовым профилакторием» было нетрудно.

К тем, кто соглашался, приезжал курь­ер (опять-таки под видом «социального работника»). Он забирал свои 68 тысяч в качестве оплаты за загадочную программу реабилитации, а также привозил новые БАДы, за которые (смотря по обстоятельствам) требовал дополнительных денег.

История тянулась и тянулась. Наконец, когда правоохранительные органы раскрутили эту цепочку обмана и вышли на ограбленных пенсионеров, некоторые из них даже отказались верить, что все это время из них просто вытягивали деньги. А были и такие, что послушно сообщали о визите полиции все тем же аферистам. И тогда «продавцы здоровья» не краснея уверяли, что полицейские — ненастоящие!

Здесь мы, пожалуй, остановимся. Буквально в прошлом номере мы уже говорили, что способность к критическому мышлению ухудшается как раз в «чрезвычайных ситуациях», на карантине и в период «самоизоляции». Это прекрасно знают мошенники. Но впадать в панику не нужно. Самое плохое, что может случиться на «самоизоляции» — это паника. А она обычно возникает в условиях недостатка информации.

Поэтому «МК» в Питере» будет и дальше стараться держать читателя в курсе всех событий. Предупрежден — значит вооружен.