В нашей подборке ресурсов мы решили сделать акцент на благотворительных организациях и некоммерческих фондах. В Петербурге их довольно много, данные о каждом из них доступны в интернете, с каждым можно связаться и, в конце концов, попросить помощи. Стесняться тут нечего: это их работа.
Кстати, мы собрали эти организации в случайном порядке и вовсе не настаиваем на том, что все они равноценны. И уж точно мы не выделяем среди них лучшие или худшие. Кому-то будет полезнее один «формат» помощи, кому-то другой.
Но начнем мы все же с федерального проекта.
МЫ ВМЕСТЕ
Собственно, подзаголовок — не название гремевшей в свое время песни, а имя «общероссийской акции взаимопомощи» на волонтерской интернет-платформе dobro.ru. Проект «Мывместе2020» как раз и объединяет волонтеров-добровольцев со всей страны. Насколько можно понять, проект работает вместе с Ассоциацией волонтерских центров (АВЦ) и в партнерстве с Росмолодежью и Общероссийским народным фронтом.
Акция «Мы вместе», как заявлено на сайте, полностью посвящена тем, кто не может жить без чужой поддержки. В первую очередь, конечно, это пожилые люди.
Волонтеры, объединившиеся в этот проект, могут помочь с доставкой продуктов и лекарств, с оплатой коммунальных платежей, могут оказать юридическую и психологическую помощь.
Есть возможность позвонить и по телефону горячей линии (его легко найти на сайте). По федеральному номеру как раз и принимают заявки на оказание помощи пожилым людям, «маломобильным гражданам», а также медицинским работникам. Тут же можно проконсультироваться по любым вопросам, связанным с распространением COVID-19.
Приведем только несколько примеров: так, юридическая помощь может касаться, например, мер господдержки во время пандемии, пенсионных вопросов или споров с работодателем (все помнят, как в период «самоизоляции» многие работники предпенсионного и пенсионного возраста внезапно оказались уволенными). Для получения бесплатной консультации надо заполнить форму прямо на сайте.
Также возможны бесплатные консультации врачей и психологов. Основным инструментом для вопросов-ответов здесь является один популярный мессенджер, поэтому вам понадобится смартфон (хотя, подключившись один раз, можно работать в этом мессенджере и с обычного компьютера с большим экраном, что гораздо удобнее: просто на компьютер, так же, как и на телефон, нужно скачать ту же самую программу).
Немаловажный факт: проект, хоть и имеет отношение к государству, всегда открыт для участия всех желающих. Каждый, кто хочет, может «записаться в волонтеры». Или — пожертвовать деньги для тех, кто в этом нуждается. Или, наконец, купить набор продуктов или просто прийти и покормить домашних животных.
Правда, у «официального» формата волонтерской помощи есть и минусы — и на них справедливо указывают организаторы независимых благотворительных фондов. Когда добровольцы из ОНФ помогают пожилым (действительно бескорыстно), например — ходят за них в магазин за продуктами, они все же не в силах вжиться в психологию «опекаемых».
«Волонтеры покупают продукты в ближайших магазинах, за что им, конечно, спасибо, — рассказывали сами пенсионеры. — Но мы-то уже привыкли выискивать продукты со скидками, и мы знаем, что где дешевле. А волонтеры подчас не обращают внимания на разницу в 10−20−30 рублей. Вот и набегает сотня-другая в неделю, а для пожилых эти деньги вовсе не лишние».
Впрочем, сами же ветераны говорят и о другом: иногда им важны не деньги и не продукты, а простое человеческое внимание.
СТАРОСТЬ В РАДОСТЬ
И это тоже — название целого проекта. Или, точнее, фонда, который также не оставляет без внимания пожилых сограждан. Причем в буквальном смысле. Волонтеры могут, например, выслать поздравление имениннику или послать открытку к празднику.
Есть также очень трогательная услуга «внучка или внук по переписке». Для тех, кто опасается или не доверяет такому формату отношений (что вполне объяснимо после многочисленных известий о мошенничестве), скажем одно: все-таки в официальной группе, «заточенной» на помощь пожилым, администраторы могут легко отследить и пресечь любые нечестные предложения. И потом, никто не заставляет участников беседы непременно встречаться лично (мы же помним о «самоизоляции»!). Зато теплое общение в сети (или по почте) может действительно скрасить вынужденное одиночество.
Как подключиться к проекту? Региональная группа по Петербургу легко находится в наиболее популярных социальных сетях по запросу «Старость в радость».
Похожую работу ведет на протяжении нескольких лет и петербургский проект под простым названием «Добропочта». Здесь тоже можно писать и отправлять самые настоящие письма в конвертах — просто с добрыми словами, пожеланиями или с собственными историями. Страничку проекта тоже легко найти в соцсетях.
Другой проект с похожим названием — благотворительный фонд «ДоброДомик». Еще в апреле, в разгар пандемии, в Санкт-Петербурге ему удалось развезти около тысячи продуктовых наборов силами 50 волонтеров.
«Волонтеры — не просто курьеры, они дарят нашим бабушкам и дедушкам радость и надежду, заботу, которых те обычно лишены, — рассказывала в интервью заместитель руководителя фонда Галина Синичкина. — Пенсионеры действительно нуждаются в помощи, и многие из них оказались в безвыходном положении: у них нет ни родственников, ни сил, чтобы справиться с ситуацией».
Однако как раз у этого фонда в Петербурге не раз возникали проблемы: их кафе на Васильевском, на базе которого и начался проект, перед началом пандемии взялись активно проверять самые разные контролирующие органы. В «коронавирусном» марте 2020 года, как об этом писал «МК» в Питере», кафе и вовсе лишилось своей вывески: оказывается, она «была установлена на 10 см выше, чем предусмотрено проектом».
Зато идея «благотворительных обедов» распространилась на другие города России (из последних адресов — Новосибирск, Челябинск). Есть данные, что в этих городах формат прижился даже лучше, чем в Петербурге, и проверок там даже меньше. О причинах такого различия мы бы сейчас говорить не стали, хотя и собираемся исследовать этот феномен в будущем.
ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ДОМА
В последние месяцы в городе наглядно обозначилась и еще одна проблема. Оказавшись на «самоизоляции», люди иногда забывают о тех, кто в такой изоляции живет постоянно. Это обитатели домов-интернатов — в том числе и пожилые, и инвалиды.
Так вот: есть как минимум несколько фондов, которые работают с такими учреждениями постоянно и давно. Они регулярно устраивают благотворительные акции — например, сбор подарков к Новому году, к празднику Победы и так далее.
Так, фонд «Кто, если не мы» существует с 2009 года и помогает «бабушкам, дедушкам и инвалидам, живущим в домах престарелых, домах ветеранов и отделениях сестринского ухода». Фонд «Яркая жизнь» работает в Петербурге с 2011-го и предлагает в числе прочих проект «Старость без слез». Они также посещают стариков, которые в силу обстоятельств оказались в «социальных домах» — а в «мирное время» даже регулярно организовывали концерты и театрализованные постановки в доме ветеранов на ул. Чайковского, а также в доме престарелых и инвалидов № 1 на Удельной.
ПРОСТЫЕ ВЕЩИ
В Петербурге есть как минимум несколько благотворительных организаций, которые собирают для пожилых простые, но полезные подарки: одежду, товары для ухода за больными, предметы гигиены и прочее.
Иногда источники такой помощи могут выглядеть довольно экзотично — и все же это работает. Так, в Петербурге работает «Мальтийская служба помощи», чья история (с легкой руки одного немецкого священника) вообще началась в далеком 1992 году! Кстати, чтобы получить подарок от этой службы, которая официально именуется «благотворительной католической общественной организацией», вовсе не обязательно (как можно было бы подумать) принадлежать к католической церкви.
Другой петербургский фонд — «Долго и счастливо» — также закупает для стариков необходимые им медицинские препараты, предметы гигиены и многое другое. Подарки не только отправляются в больницы, но в том числе и распределяются целевым образом, конкретным пожилым (и больным) людям.
Известно, что в пандемию фонд закупал средства индивидуальной защиты и в больницу Святого Георгия, и в Госпиталь ветеранов войн, в психиатрическую больницу им. Скворцова-Степанова, и даже в областную больницу в Дружноселье. Причем СИЗы было трудно купить в Петербурге: их приходилось везти из Подмосковья.
«Появилось много людей среди жертвователей, которые хотели помочь именно больницам, поучаствовать в хорошем важном деле, — говорит генеральный директор фонда Анна Косарева. — Но им было важно знать, что помощь дойдет именно туда, чтобы все было прозрачно».
Наконец, помощью в период пандемии в Петербурге активно занимается благотворительная организация, известная в этом качестве во всем мире — Красный Крест. Здесь также открыта телефонная горячая линия, причем на звонки круглосуточно отвечают «специально обученные волонтеры программы психосоциальной поддержки». Здесь же оказывают «гуманитарную помощь» наиболее уязвимым категориям горожан, в том числе и трудовым мигрантам, которые в период пандемии по понятным причинам остались и без внимания, и «без присмотра».
«Долгосрочный стресс негативно сказывается на психологическом здоровье человека, — говорится на сайте петербургского отделения Российского Красного Креста. — Обратиться за помощью и поддержкой необходимо как можно скорее».
Пожалуй, лучше и не скажешь. Еще раз повторим мысль, высказанную в начале: не нужно стесняться заявлять о себе и просить помощи, если вы в этом нуждаетесь. Есть все основания полагать, что после пандемии (если она когда-нибудь кончится) у нас будут созданы более эффективные и «социально ориентированные» форматы взаимодействия между властью, бизнесом и горожанами. Наш внимательный читатель уже заметил это хотя бы по количеству публикаций, посвященных социальной тематике. Здесь вопрос даже не в том, сколько у нас найдется «благотворителей» на душу населения, а в том, что помощь незащищенным категориям горожан будет не «экстренной», а постоянной, став полноценной отраслью городской экономики даже независимо от степени участия в ней государства.
Уже давно понятно, что нищие и беспомощные старики — это позор для такого города, как Петербург. Пандемия даже обострила это понимание. А также, как ни странно, подсказала некоторые пути выхода из «социального тупика». Прежде всего, это коллективная взаимопомощь. Ну и просто — добрая воля.