В инклюзивном кафе люди с особенностями учатся работать на равных

Первое и пока единственное инклюзивное кафе в Петербурге сумело пережить пандемию

Это заведение открыла та же команда, которая создала мастерские для людей с ментальными особенностями «Простые вещи». В кафе ребята с особенностями ментального развития работают официантами, бариста и даже на кухне.

Первое и пока единственное инклюзивное кафе в Петербурге сумело пережить пандемию
В пик пандемии команда инклюзивного кафе работала только на доставку. Фото: vk.com / кафе «Огурцы»

ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

Идея инклюзивного кафе витала в петербургском воздухе не один год. Как рассказала автор проекта мастерских «Простые вещи» психолог Маша Грекова, два с половиной года назад, задумывая создание инклюзивного проекта, она планировала как раз кафе. Но с общепитом были сложности. В частности, было не очень понятно, как трудоустраивать в нем людей, какие требования предъявит Роспотребнадзор, и что необходимо подготовить, чтобы кафе полноценно функционировало. Решив начать с более понятного, Маша Грекова и ее команда открыли мастерские «Простые вещи». В них стали работать люди с особенностями ментального развития.

— Это было правильным решением, — говорит Маша Грекова, — потому что в мастерских мы набрали команду, заработали доверие родителей ребят с особенностями, к нам стали приходить, нам поверили. И кроме того, почти вся посуда, текстиль и многое другое, что используется в кафе, изготовили наши ребята в мастерских «Простые вещи».

В «Простых вещах» ребята, как правило, проводят с 11 до 17 часов, то есть почти целый день. Разумеется, им необходимо обедать, и это в мастерских стало не просто традицией, но и способом развить необходимые ребятам с ментальными особенностями социально-бытовые навыки.

— Ведь большинство наших уже тридцатилетних товарищей самостоятельно не были в магазине к тому времени, и нам было важно дать им этот опыт тоже, — говорит Маша Грекова.

Выглядело это так. Ребята днем собирались и шли в расположенный рядом продуктовый магазин. Там они покупали продукты, а затем прямо в мастерских на небольшой кухне готовили себе обед, накрывали на стол, обедали и все за собой убирали.

В конце 2018 года в «Простые вещи» пришел работать молодой человек по имени Илья. Он быстро сдружился с другими ребятами и очень полюбил готовить. А также стал делиться с друзьями своими мечтами и планами. Мечтой Ильи было — открыть свое кафе. Друзья Ильи заразились его идеей и энтузиазмом, и команда «Простых вещей» стала искать возможность создать инклюзивное кафе.

ПРОБА СИЛ ОКАЗАЛАСЬ УСПЕШНОЙ

Сначала сотрудники «Простых вещей» опробовали свои силы на разных музыкальных фестивалях.

— Было это так, — рассказывает Маша Грекова. — Мы решили посмотреть, как ребята будут себя вести не в мастерских, где они защищены от внешней среды, а среди людей, и как люди будут реагировать на нас. «Простые вещи» пригласили на эти фестивали с продукцией мастерских. И мы решили попробовать продавать на фестивалях кофе и вафли. Взяли кофемашину — ребята хорошо умели ей пользоваться, освоили приготовление гонконгских вафель с разными начинками и отправились. Мы решили, что если наши ребята справятся с этой задачей, то с кафе сложностей точно никаких не возникнет.

Опыт не просто удался, а получился потрясающим. Люди, как рассказала Маша Грекова, отлично реагировали на работу людей с особенностями, да и сами ребята справились просто на ура. Главное же — Мария Грекова и ее команда поняли: если правильно комбинировать на площадке профессионалов и своих ребят, то это не станет стрессом для своих. Они работают с теми, кого знают, в уже знакомых атмосфере и рабочем ритме, и внешняя среда не становится для них чем-то чрезмерно пугающим.

На первом фестивале процесс продажи кофе разбили на несколько этапов. Профессионалы готовили вафли и варили кофе, а «особенная» девушка по имени Даша сначала только раздавала покупателям наклейки, когда им выдавали сдачу. Даша — очень дружелюбная, она улыбалась посетителям, охотно с ними разговаривала, и люди стали интересоваться: что же это за девушка раздает наклейки.

— Мы стали рассказывать им про инклюзивные мастерские, про то, что хотим открыть инклюзивное кафе, которое будет работать в поддержку мастерских, к нам стала выстраиваться очередь. И мы поняли: все будет хорошо, — рассказывает Маша Грекова.

В следующий раз кофе и вафли готовили уже ребята с особенностями, и это тоже не вызвало никаких сложностей. Так «Простые вещи» проработали на всех фестивалях. Сразу после этого запустили краудфандинг на открытие кафе. А в декабре 2019 года первое в городе инклюзивное кафе открыло двери для своих посетителей.

Команда Маши Грековой открыла сначала мастерские для людей с особенностями, а затем инклюзивное кафе. Фото: vk.com / кафе «Огурцы»

В ПОИСКЕ ПАРТНЕРОВ

Сначала в кафе на набережной реки Фонтанки работали всего несколько «особенных» ребят, но их количество быстро увеличилось. Сейчас в кафе работает уже 12 людей с особенностями ментального развития и 11 профессионалов. Правда, конечно, не все они выходят в смену одновременно. По словам Маши Грековой, одновременно на работе двое подопечных «Простых вещей» и четверо профессионалов: два повара, бариста и управляющий. Так сделано для того, чтобы люди с особенностями могли вливаться в работу в комфортном для них режиме, но на качестве обслуживания это не сказывается.

— У инклюзивного кафе очень много функций, — рассказывает Маша Грекова. — Первое и самое важное — это трудоустройство ребят и подготовка их к работе на более открытом рынке. Научившись работать у нас, они смогут перейти на работу в другое кафе, уже не инклюзивное — сейчас мы ищем парт­неров, которые были бы готовы принимать на работу наших ребят после пройденной у нас стажировки.

В идеале, по словам Маши Грековой, ей бы хотелось, чтобы ребята с особенностями работали два раза в неделю в инклюзивном кафе, а три — в обычном. Это позволит им не только социализироваться еще больше, но и освободит место для стажировки новых сотрудников из числа тех, кто ходит в «Простые вещи».

— Кроме того, наши ребята здесь выполняют работу и получают зарплату, они социализируются, они чувствуют ответственность за свои действия, за свою смену, за свою работу — и получают вознаграждение. Они могут по дороге домой купить к чаю печенье, могут вложить деньги в семейный бюджет (многие живут с родителями), а в конечном итоге, мы надеемся, придут к тому, что смогут жить самостоятельно. Навыки работы в такой стажировке «прокачиваются» гораздо быстрее и сильнее, чем если бы наши ребята пошли учиться в кулинарный колледж, — объясняет Маша Грекова. — Здесь все перекликается с принципом проекта «Простые вещи» — «Дело есть каждому».

Кафе проработало четыре месяца, а затем случилась пандемия коронавируса. Инклюзивный общепит стал первым, кто перешел на работу только по доставке продуктов — ребята с особенностями входят в группу риска по коронавирусу, и их сразу же отправили на карантин не только из кафе, но и из «Простых вещей». К слову, почти все они совмещали работу в мастерских и в кафе, поэтому в пандемию без дела не остались: мастера давали своим подопечным домашние задания, доставляя заготовки и забирая готовую продукцию. Кафе же работало на доставку и искало пути выжить. Одним из методов стала продажа сертификатов на посещение кафе. Их покупали желающие поддержать инклюзивное кафе петербуржцы. Сейчас они охотно реализуют купленные сертификаты — наполняемость кафе почти достигла допандемийной. Дохода кафе пока не приносит, но когда начнет, Маша Грекова намерена направить все деньги на развитие и увеличение «Простых вещей».

Чтобы посетителям было интересно, до пандемии в кафе проходили тематические семинары, например, «Зеленый день». Фото: vk.com / кафе «Огурцы»

ОСОБЕННЫЙ ПОДХОД

Работа в кафе уже приносит ребятам с особенностями свои плоды. Так, по оценкам Маши Грековой, четыре человека уже научились работать бариста и могут отработать целую смену. Есть ребята, которые отлично справляются на кухне, а есть те, кто работает и там, и здесь — как, к примеру, молодой мужчина по имени Эмиль. Ему 32 года, и он очень общительный. Эмиль не умеет читать и писать, но он отлично умеет общаться с людьми и очень харизматичен. Эмиль начал работать официантом, потом повара взяли его к себе, и там он тоже прекрасно справился.

Другие ребята справляются не так хорошо, к ним нужно искать подход, чтобы привлечь их работать, не вгоняя в стресс. Так, к примеру, мужчина по имени Максим охотно работал в кафе. А потом подустал. Но почему-то не сказал об этом кураторам, а начал просто прятаться. Так, к примеру, несмотря на то, что в зале есть дела, Максим уходил на кухню и смотрел там, как работают повара. Или уходил в туалет и долго был там. Заметив это и выяснив проблему, Маша Грекова и ее команда перенастроили работу Максима таким образом, чтобы она стала дробной. Максим стал отдыхать и вновь вернулся к активной деятельности.

Звездой кафе стала и Дарья, раздававшая на фестивалях наклейки.

— Даше трудно выполнять работу, но она невероятно общительна и дружелюбна, — рассказывает Маша Грекова. — Она в кафе разговаривает с посетителями. Однажды была интересная история. К нам пришли девушки, Даша подсела к ним, они стали беседовать. Долго общались. Потом мы спросили у Даши: кто это? Она ответила, что это ее друзья, с которыми она сегодня познакомилась. Это, конечно, очень круто. Я, например, не смогу подойти к незнакомым людям и так осыпать их комплиментами и быстро сдружиться. А Даша может, у нее настоящий талант.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Дело есть каждому

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру