Чтобы помогать, не нужен мешок с деньгами

Покупая сувениры, люди помогают собрать средства для тех, кому необходима помощь

В Петербурге, на Большой Пушкарской улице, 10, существует благотворительное пространство «Легко-Легко». В будущем году проект отметит свое десятилетие.

«МК в Питере» поговорил с генеральным директором компании Татьяной Найко о достижениях компании за годы работы, о жизни социальных предпринимателей, и о том, может ли благотворительность изменить мир.

Покупая сувениры, люди помогают собрать средства для тех, кому необходима помощь
Эти сувениры изготавливают в инклюзивных мастерских. Фото предоставлено организацией "Легко-Легко".

 

– В чем заключается идея пространства «Легко-Легко»?

– Почти десять лет мы работаем в пользу благотворительного фонда AdVita: проводим благотворительные мероприятия, рисуем с подопечными, а затем наносим рисунки на магниты, кружки, футболки. Продаем, выполняем корпоративные заказы, а прибыль передаем в фонд. Идея проста: для того, чтобы помогать, не нужен мешок с деньгами или ларец с золотом. Можно встретиться с друзьями, поделиться творчеством или купить сувенир – и ты уже стал благотворителем.

Мы гордимся тем, что были первыми в России, кто создал благотворительные сувениры по детским рисункам. Сейчас это несколько тысяч изображений на самых разных носителях. Рисунки помогают детям пережить испытания, сказать «спасибо» жертвователям, выразить эмоции. Подопечные фонда – онкологические и гематологические пациенты со всех концов России, которые лечатся в клиниках Санкт-Петербурга. Мы уверены, что творчество помогает победить болезнь.

В «Легко-Легко» есть много вещей из инклюзивных мастерских, где вещи делают люди с ограниченными возможностями здоровья. В одном месте вы можете выбрать и социальную идею, которую хотите поддержать, и товар. Кроме того, проект «Легко-Легко» занимается продажей товаров, связанных ещё с одним детищем фонда AdVita, — мультсериалом «Летающие звери». У нас можно купить раскраску и пазл с героями мультиков, шоколадку со слоном Прабу или тетрадку со свинкой Софи. Наши сувениры особенные, трогательные и уютные. Цель одна – поддержать благотворительный фонд или социальный проект. Покупая сувениры или участвуя в творческих мастер-классах, люди помогают собрать средства для тех, кому помощь необходима сейчас. Бизнес-модель работает без грантовых вложений и пожертвований, создавая дополнительные источники дохода для социальных проектов.

Открытки с видами и символикой Петербурга печатают по эскизам людей с ограниченными возможностями здоровья. Фото предоставлено организацией "Легко-Легко".

– Как родилась идея создания организации?

– Первый тираж благотворительных открыток AdVita был выпущен в декабре 2008 года и приурочен к рождественской арт-ярмарке, проходившей в Санкт-Петербурге. Так мы вышли на новую аудиторию, привлекли к благотворительности людей, которые никогда прежде не слышали ни о фонде, ни о проблемах наших подопечных. С декабря по апрель 2009 года удалось выручить от продажи благотворительных открыток около 400 тысяч рублей. Однажды к нам на мастер-класс пришел владелец сети детских магазинов «Кроха» и «Зебра» Вячеслав Шуваев. Он увидел рисующих детей и волонтеров и предложил продавать открытки через сеть его магазинов. Тогда и возникла идея развивать сувенирное направление.

– Расскажите о ваших партнерах.

– Мы сотрудничаем практически со всеми социальными проектами и мастерскими Санкт-Петербурга и Ленинградской области, есть партнеры из Москвы и других регионов России. Формат сотрудничества – предоставление площадок для продаж, либо обмен опытом. Критерий для партнерства один: производитель должен работать на пользу людям, например, создавать рабочие места для людей с ограниченными возможностями здоровья, пожилых или родителей с детьми. На сайте "Легко-Легко" есть раздел, в котором представлены товары наших партнеров. Мы продаем сувениры, созданные в мастерских центров «Антон тут рядом», «Мастер ОК», в мануфактуре «Бережки», на производстве магазина-мастерской берестяных изделий ручной работы «Береста», и товары еще нескольких эко- и социальных проектов. Для социальных предприятий важен не только дополнительный доход с продаж, но и привлечение внимания к их деятельности. Творческая работа сама по себе терапия, но если товар, который производят инклюзивные мастерские, востребован у покупателей, то социальные предприятия смогут создать больше рабочих мест для самых уязвимых групп людей.

Основные наши заказчики – компании Санкт-Петербурга и Москвы. Мы объединяем на своей площадке возможности социальных организаций и потребности коммерческих компаний в поиске необычных подарков. Таким образом изготовление корпоративных сувениров приобретает особую значимость для тех людей, кто создает их: мастерам важно знать, что их деятельность осмыслена и преумножает добро в мире.

В компании «Легко-Легко» работают специалисты, которые готовы найти решение для подарков в корпоративном стиле, адаптировать детские рисунки под товары с символикой, разработать благотворительную кампанию с ярмарками, мастер-классами, лекциями на социальные темы.

Есть у нас и свои мастерские, где мы создаем уникальные миниатюры из керамики, – копии домов Санкт-Петербурга. Люди покупают воспоминания: лепят на заказ дома, в которых провели свое детство, работали или учились. Корпоративные клиенты заказывают в качестве подарков копии своих офисов, расположенных в исторических зданиях или другие исторические достопримечательности. Когда заказы стали поступать нам от музеев, мы поняли, что делаем правильные домики. В Эрмитаже знают толк в искусстве!

«Легко-Легко» не только продает сувениры, но и создает особое направление волонтерского движения, когда художники, актеры, музыканты проводят мастер-классы, спектакли, концерты и пробуждают неформальный интерес публики к благотворительности и социальному предпринимательству. Каждый может предложить идею мероприятия и получить поддержку организаторов в его проведении.

Керамические изделия пользуются особенным спросом. Фото предоставлено организацией "Легко-Легко".

– Много ли существует организаций, похожих на «Легко-Легко»?

– В 2011 году мы были первыми. Сейчас похожих проектов стало больше. В Москве работает компания корпоративных подарков от социальных предпринимателей BuySocial, и мы успешно сотрудничаем с этой компанией. Слышала о похожей инициативе в Екатеринбурге. В Санкт-Петербурге реабилитационные центры для инвалидов объединились в альянс, при участии которого в Петербурге появилась площадка для реализации товаров социальных мастерских. Адрес магазина: Малый проспект В.О., дом 49.

– Кто ваши покупатели?

– Обычные люди, которые задумываются о социальной ответственности, хотят помочь. Покупают туристы – мы для них сами по себе достопримечательность и место, где можно купить петербургские сувениры. Но основные покупатели – компании, пребывающие в поиске корпоративных подарков для сотрудников и партнеров. Люди приобретают ту продукцию, которая ассоциируется у них с социально значимым делом. Это не благотворительность, не филантропия, а осознанная покупка. Не люблю пафосных фраз, но это возможность изменить мир.

Ценится ручная работа, «живые» материалы – дерево, текстиль, керамика, ручная набойка тканей с узором, сувениры с цитатами. Особенно востребована экопродукция: сумки из переработанных бутылок и хлопка, канцелярия из вторично переработанного картона, посуда из бамбука и разные многоразовые вещицы. И все это разнообразие объединяет оригинальный дизайн и польза.

– Вы проводите обучающие мероприятия. Расскажите о них подробнее.

– Социальное предпринимательство в любом уголке мира сопряжено со многими специфическими проблемами. К нам приезжают предприниматели из Дании, Колумбии, США, Германии и других стран, и мы делимся с ними своим опытом социального предпринимательства. Обучение проводим совместно с Центром инноваций социальной сферы (ЦИСС), входящим в проект «Мой бизнес», и другими организациями. Эти люди выступают с инициативой проведения тренингов, мастер-классов и семинаров.

– Как вам удалось справиться с последствиями пандемии коронавируса и ограничительных мер для бизнеса? Возвращается ли ваша деятельность в нормальное русло?

– Пока я бы не стала утверждать, что мы справились. Еще закрыты наши инклюзивные мастерские, благотворительная кофейня в пространстве «Легко-Легко». Выручка упала на 83%! Наши корпоративные заказчики отменили все мероприятия (товар до сих пор лежит у нас на складе), «срезали» запланированные бюджеты. Впрочем, мы делали то же самое: ограничили расходы, отправили сотрудников в отпуск. Стали развивать интернет-магазин, выполняли заказы наиболее устойчивых компаний (например, «карантинки» – подарки для сотрудников, работающих «на удаленке»). Искали другие возможности выстоять: заключили договоры с маркетплейсами, перевели занятия с подопечными в онлайн, мастер-классы теперь продаем в коробках, где есть все необходимое для создания шедевров на дому. Объединились с турфирмой «Либерти», работающей в сфере социального предпринимательства со специализацией для инвалидов-колясочников, и скоро представим новый продукт – интерактивные путеводители для самостоятельных туристов. Самым удивительным оказалась поддержка наших подписчиков в соцсетях. Когда в июле у нас уже не хватало дыхания, мы рассказали о ситуации в пабликах «Легко-Легко» и объявили о масштабной распродаже. И ситуация начала выравниваться.

Помочь можно, просто приобретя что-то на память. Фото предоставлено организацией "Легко-Легко".

– Помогают ли вам городские власти?

– Если говорить о режиме ограничений и о мерах государственной поддержки, то мы под «помощь» не попали по кодам ОКВЭД: оптовая торговля сувенирами и керамическое производство в списках пострадавших не значатся. Вместе с центром «Мой бизнес»  мы работаем над созданием экосистемы поддержки социального бизнеса. В нее входят и федеральные институты – такие, как фонд «Наше будущее», Агентство стратегических инициатив, другие организации Санкт-Петербурга. Например, Высшая школа менеджмента СПбГУ и Центр развития некоммерческих организаций. Наши соображения по консолидации всех поддерживающих мер в одном месте обсуждались на встрече за круглым столом в Центре инноваций социальной сферы перед кризисом. Многие вопросы, которые постоянно возникают у любого социального предпринимателя, легче решать через единый центр, чем ходить кругами по комитетам. Так, во всяком случае, было до создания Центра инноваций социальной сферы (ЦИСС) проекта «Мой бизнес» в Санкт-Петербурге. По инициативе и при поддержке центра «Мой бизнес» проводится много мероприятий: запускаются акселераторы, конкурсы на лучший социальный проект, фестивали, выставки, менторские гостиные и образовательные мероприятия. Это не только возможность обменяться идеями и опытом, но и наладить деловые связи и «прокачать» бизнес-компетенции. Время – ценный ресурс. Я и мои коллеги сэкономили много времени, получая советы и реальную помощь специалистов центра «Мой бизнес» при заполнении заявок в реестре социальных предпринимателей, при решении юридически сложных вопросов.

Социальные проекты работают в разных сферах. Наши проблемы примерно похожи, но все мы идем в разные городские структуры за поддержкой. Надеюсь, что межведомственные барьеры будут преодолены, а городские проблемы, которые по плечу решить социальному бизнесу, определены. Станет ясно, кому из социального бизнеса и какая помощь нужна в первую очередь. И ЦИСС станет тем самым единым окном, где можно не только получить совет, но и сразу подать документы, скажем, на субсидии для социальных предпринимателей или заявку на конкурс.

– Можно ли в цифрах подвести итоги вашей работы?

– Общее количество мероприятий невозможно подсчитать. В год мы проводим более сотни больших и малых мероприятий в пользу фонда AdVita и других организаций. За прошедшие годы  мы передали в AdVita более 18 млн рублей пожертвований и отчислений от продаж сувениров, в 2019 году – 2 077 596 рублей, еще 2 367 477 рублей – это выручка от продаж товаров наших социальных поставщиков.