Чему научились эвакуированные жители петербургских психоневрологических интернатов

Как живут люди, которых забрали на время пандемии из интернатов

Благотворительная организация «Перспективы» совместно с организацией «Антон тут рядом» и Ассоциацией родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ) в начале пандемии коронавируса в Петербурге вывезла из психоневрологических интернатов ряд обитателей. Людей разместили на специальных площадках круглосуточного проживания. Как они обустроились и к чему привела такая эвакуация? Все это выяснил «МК» в Питере».

Как живут люди, которых забрали на время пандемии из интернатов
Виктория сдает экзамены в школе рисования. Фото предоставлено благотворительной организацией «Перспективы».

В ГРУППЕ РИСКА

Когда коронавирус только начал распространяться, Роспотребнадзор строго запретил волонтерам посещать специнтернаты. Санврачи мотивировали свое решение безопасностью подопечных: чем меньше визитеров, тем ниже риск, что кто-то из них принесет в интернат заразу. Однако волонтеры не согласились и начали доказывать, что сейчас дополнительные руки в интернатах, напротив, необходимы как никогда. Более того, они стали добиваться разрешения на время пандемии забрать хотя бы некоторых людей из интернатов.

— Мы уже в самом начале пандемии понимали, что это опасно. Мы смотрели на то, как разворачивалась эпидемия в Европе, читали об ужасах, которые творились в домах престарелых и интернатах, о том, как военные находили в этих учреждениях трупы погибших людей, и понимали: надо выво­зить как можно больше людей. В интернатах проживают сотни людей, и условия проживания у них, как в общежитии: общий туалет на этаже, общий душ. Сотрудники ездят на работу на общественном транспорте и тоже подвержены риску заразиться и заразить подопечных. А если в психоневрологический интернат попадет инфекция, она там распространится моментально, — рассказывает директор по связям с общественностью благотворительной организации «Перспективы» Светлана Мамонова.

Ситуация усугубляется тем, что большинство жителей психоневрологических интернатов находятся в группе риска по коронавирусу. Почти у всех них есть те или иные заболевания, при наличии которых коронавирус может стать смертельной инфекцией — в том числе, сахарный диабет и сердечно-сосудистые нарушения. Многие люди не в состоянии ходить, они малоподвижны или совсем не могут двигаться. В этом случае риск пневмонии и так очень высок, а уж ковидной — тем более. Поэтому волонтеры начали бить тревогу.

— Мы пытались вернуться, мы убеждали, что мы не просто волонтеры, а необходимые дополнительные руки. Мы говорили, что готовы обеспечить волонтерам безопасность, возить их на машинах, чтобы минимизировать риски, и убеждали, что сотрудникам интернатов как никогда нужна помощь, ведь их стало меньше, а пациентов осталось столько же, — вспоминает Светлана Мамонова.

В начале апреля сотрудники «Перспектив» совместно с Общероссийским народным фронтом сумели достучаться до чиновников. 6 апреля 2020 года Министерство труда, министерство соцзащиты, Минздрав и Роспотребнадзор выпустили совместный документ, позволяющий вернуть в интернаты волонтеров, если те будут соблюдать необходимые меры безопасности. Более того, чиновники дали добро на то, чтобы волонтеры забрали на специально оборудованные площадки некоторых из своих подопечных. Временно, до окончания пандемии. И позволили благотворительным организациям попробовать убедить родственников обитателей интернатов забрать своих родных домой, чтобы обезопасить их от риска заболеть смертельно опасной инфекцией.

Некоторых и правда забрали родственники. Других — благотворительные организации. По словам Светланы Мамоновой, сначала волонтеры опросили своих подопечных, хотят ли они эвакуироваться. Пожелали не все. Некоторые рассудили, что в интернате им будет безопаснее. Другие охотно согласились. Затем последовали несколько дней спешной организационной работы, ведь эвакуирующихся людей необходимо разместить хотя бы с минимальным набором удобств. «Перспективы», «Антон тут рядом» и ГАООРДИ закупили кровати, тумбочки, посуду и другие важные вещи. И примерно в середине апреля вывезли из интернатов 26 человек. 17 из них разместили у себя «Перспективы», еще пять живут на площадке «Перспектив» совместно с центром «Антон тут рядом». Четверых опекают ГАООРДИ.

" У НИХ ПОЯВЛЯЮТСЯ ЩЕЧКИ"

Сначала, конечно, было непросто. Трудно жителям интернатов, которым пришлось привыкать к новому месту жительства, непросто волонтерам, которые получили значительно больше ответственности, чем прежде, ведь эвакуированные люди оказались вверены целиком только их заботам. Но результаты, говорят сотрудники «Перспектив», того стоят.

— У нас на площадке шесть эвакуированных ребят, — рассказывает координатор центра дневного пребывания детей с инвалидностью Евгения Куликова. На этой площадке разместили самых слабых из эвакуированных обитателей психоневрологических интернатов. — Им примерно по 22-23 года, но они весят килограммов по 20. Однако, знаете, вот я рассказываю о них с начала эвакуации, и каждый раз увеличиваю цифру, которой описываю вес, потому что они постепенно набирают вес. У них появляются щечки, и это очень здорово, мы очень рады!

Подопечные Евгении Куликовой, по ее словам, когда их только эвакуировали, были не только маловесными, но и к еде относились очень своеобразно. Они ели все, что им дают, не споря, даже не обдумывая. Спустя два месяца ситуация стала меняться. Люди начали иногда отказываться от того или иного блюда, есть стали медленнее, и это очень радует опекающих их сотрудников «Перспектив», ведь такое поведение ясно показывает: ребята расслабились, начали доверять, поверили, что о них позаботятся, а еда никуда не денется.

— Ведь когда ты человеку доверяешь, ты можешь спокойно высказывать свое несогласие или возмущение, — объясняет Евгения Куликова. — И мы, безусловно, очень рады, что заслужили такое доверие у ребят.

Пошли и другие сдвиги, еще более поразительные. Так, из всех эвакуированных на эту площадку людей только один молодой человек мог передвигаться самостоятельно. Но его нужно было водить за руку и даже из комнаты молодой человек выйти боялся. Сейчас юноша стал значительно смелее, он начал ходить по дому сам, научился открывать дверь в душевую и входить туда.

— Мы ждем, когда он научится включать воду, и мы ждем, что вот-вот обнаружим его под душем в одежде и обуви, — смеется Евгения Куликова, рассказывая об успехах подопечного.

Этот же молодой человек начал учиться пользоваться туалетом и пытается менять себе памперс.

Другие подопечные, которые сами ходить не могут, начали давать понять волонтерам о том, что их памперс наполнился и им нужна помощь. И это, конечно, по словам Евгении Куликовой, огромный стимул для волонтеров. Кое-кто из эвакуированных начал говорить больше слов, чем прежде, и волонтеры уверены: все их подопечные понимают значительно больше, чем кажется.

РАЗДОЛЬЕ В ЭВАКУАЦИИ

Площадка в деревне Раздолье приняла троих взрослых обитателей психоневрологического интерната. Семь человек в Раздолье жили на постоянной основе и до того, и они с радостью приняли новых временных обитателей дома.

Быт в сопровождаемом проживании позволяет людям с особенностями раскрывать свои таланты. Фото предоставлено благотворительной организацией «Перспективы».

Как рассказывает социальный работник в доме сопровождаемого проживания в деревне Раздолье Павел Кроль, одна из эвакуированных женщин по имени Виктория хорошо знакома с постоянными обитательницами дома в Раздолье. Приятельницы были рады увидеть друг друга, женщины охотно обустраивали Викторию, помогали ей распаковывать вещи, показывали, что и где в доме находится. Еще одному эвакуированному по имени Кирилл досталась отдельная комната, и он целый вечер любовно в ней все обустраивал, протирал мебель и раскладывал вещи.

Новоприбывшим объяснили правила совместного проживания. Они, конечно, сильно отличаются от тех, что приняты в интернате. Так, к примеру, в интернате люди сдают свое белье в прачечную, и потом не всегда получают обратно именно свой комплект. В доме в Раздолье белье стирают в стиральной машине, и потом каждый получает обратно именно то, что имел. Каждый день жители дома обсуждают, что будут готовить на завтрак, обед и ужин, ищут компромисс, который устроил бы всех.

— А буквально на днях Вика вдруг взбунтовалась. Она заявила, что не хочет есть согласованный ужин, а хочет попоз­же пожарить себе яичницу. И это было так любопытно: она почувствовала возможность что-то менять, — рассказывает Павел Кроль.

Виктория, к слову, не самый неопытный житель интерната. У организации «Перспективы» была программа, в рамках которой обитателей интернатов забирали на сопровождаемое проживание в тренировочную квартиру. Там волонтеры учили их навыкам самостоятельной жизни: рассказывали, что живущие сами люди ежемесячно платят за электричество, учили пользоваться счетчиками и готовить для себя еду, покупать продукты и одежду в магазине и планировать траты. Виктория проходила этот тренинг, и потому с жизнью в эвакуации справляется проще. Другим сначала было сложнее. Но в итоге все привыкли и стали раскрываться.

В хорошую погоду прогулка обязательна. Фото предоставлено благотворительной организацией «Перспективы».

Сейчас в Раздолье, по словам Павла Кроля, быт вполне налажен. Все обитатели дома гуляют каждый день, благо погода позволяет. Занимаются музыкой — многие из жителей дома музыкально одарены. А у Виктории открылся настоящий хозяйственный талант.

— А еще мы начали готовить спектакль, — рассказывает Павел Кроль. — Мы активно репетируем, хотим поставить «Пир во время чумы». Если успеем до окончания пандемии, то сыграем его. Если нет, постараемся продолжить репетиции и после того, как наши эвакуированные вернутся в интернаты.

Обитатели дома в Раздолье репетируют спектакль «Пир во время чумы». Фото предоставлено благотворительной организацией «Перспективы».

Конечно, обратно ребята не хотят. Но волонтеры, по словам Павла Кроля, четко обрисовали правила: взять в дом насовсем никого из приехавших пока нельзя. Не потому, что запрещено, а потому что места нет. Хотя, по словам Светланы Мамоновой, со временем «Перспективы» сделают все возможное, чтобы вывести на совместное проживание всех желающих из числа своих подопечных.

А сейчас «Перспективы» решили оставить часть вывезенных подопечных и после пандемии. Это 7 самых слабеньких ребят, вывезенных из интернатов. Сейчас «Перспективы» собирают средства на покупку и обустройство дома для них.

Когда удастся вернуться в интернаты, не знает никто. По словам Светланы Мамоновой, у «Перспектив» есть договоренность с руководством интернатов: эвакуированные вернутся обратно, когда в интернатах хотя бы 14 дней не будет зафиксировано ни одного случая заражения коронавирусом. Ну и, конечно, эпидемия должна пойти на спад, а еще лучше — вообще закончиться.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 17 июня 2020

Заголовок в газете: Жизнь в эвакуации

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру