Десять бизнес-прогнозов на начавшийся 2020 год

«МК» в Питере» внимательно следит за деловым климатом в северной столице

Глобального потепления здесь не наблюдается. Но тревожиться рано: год только начался.

БИЗНЕСА СТАНЕТ МЕНЬШЕ

«Лучше меньше, да лучше», — написал когда-то человек, уничтоживший частных предпринимателей как класс. Если обойтись без ленинской демагогии, то вот цифры: в 2018 году число юрлиц, зарегистрированных в СПб, уменьшилось на 30 тысяч, в 2019-м — примерно на столько же, а всего с 2015 года — на 16 %. Кстати, в целом по России эти цифры откатились на уровень 2004 года. Оптимист объяснит: в следующем году надзорные органы будут продолжать выметать из ЕГРЮЛ однодневки, прокладки и поганки. Реалист заметит, что без однодневок всем остальным работать станет еще труднее, но этот голос никто не услышит. Добавим к этому тихую налоговую революцию: ЕНВД в Петербурге будет отменен уже через год, и 2020-й уйдет на вынужденную перерегистрацию фирм.

Хотя настоящая причина снижения активности бизнеса, конечно, экономическая. Вымирают целые отрасли, и это не только пейнтбол и телереклама. Даже традиционный формат «купи-продай» уже не так манит начинающих предпринимателей: мотивация не пропала, кончились деньги. Причем у всех участников процесса. В 2020-м денег не прибавится (это уже прогноз).

БУДЕМ ПЛАТИТЬ ЗА СЕБЯ

Это не призыв, а опять же предвидение. «Закон о самозанятых» дошел и до Петербурга: с 1 января 2020 г. им настойчиво предлагается платить налог 4 % на профессиональный доход (НПД). Кстати, перейти с 6 % налоговой ставки на 4 % будет для кого-то из ИП-шников даже выгоднее. Если мы хотим поднимать экономику силами фрилансеров-надомников, то это именно тот путь.

А вот уже не прогноз, а прямая речь Александра Гнедых, руководителя Управления ФНС России по Санкт-Петербургу: «В Петербурге 298 тысяч юридических лиц. Из них 52,7 % не отчитываются перед налоговой».

Безобразие, конечно. Хотя строгость налоговиков объясняется просто. Ведь в планах города — бездефицитный бюджет к 2022-му и триллион рублей к 2025 году. Ну как тут обойтись без самозанятых?

Из приятных прогнозов: возможно, Смольный начнет реструктурировать долги арендаторов городской недвижимости и введет налоговый вычет для тех предприя­тий, которые вложат в модернизацию 20 % и больше от стоимости основных средств.

БУДЕМ ВОЗИТЬ ДОРОГО

Цена на самый массовый (для развозного бизнеса) бензин Аи-92 может уже к концу 2020 года пробить «психологическую отметку» в 50 рублей за литр. Конкуренция на топливном рынке Петербурга уменьшается, а цены (вполне по Марксу) растут. Говорят, что на этом рынке осталось всего три независимых игрока, зато более 50 % его занимают две вертикально-интегрированные компании. Это грустно (и уже почти противозаконно).

БУДЕМ ЛЕТАТЬ ДАЛЕКО

Радостный прогноз связан с новостями из «Пулково». Статус «открытого неба», введенный как раз с 1 января 2020 года, позволит воздушной гавани в Петербурге принимать и отправлять рейсы любых иностранных авиакомпаний в третьи страны, причем с любой частотой. Летать из Петербурга «куда угодно» уже готовы авиакомпании Wizz Air, Ryanair, EasyJet, Volotea, Air Baltic, Fly One и другие. Возможно, это превратит Пулково из логистического «тупика» в интернациональный хаб. Это порадует не только тех бизнесменов, кто хочет выйти из кризиса через международный аэропорт. Будет развиваться индустрия гостеприимства и в целом экономика Северо-Запада. Замечено, что с введением в строй платной автомагистрали А-11 доехать до Пулково из Новгорода можно даже быстрее, чем из некоторых районов Петербурга. К тому же 2020 — футбольный год, и в Петербурге ожидается сезонный прилет болельщиков.

БУДЕМ ПОКУПАТЬ ПО-НОВОМУ

Этот несколько туманный прогноз вызван странной ситуацией в городском ритейле, причем как в пищевом, так и в непищевом. После нескольких звучных банкротств и поглощений многие говорили о «вымирании» локального ритейла и о полном занятии рынка федеральными игроками. Так, Мушвиг Абдуллаев, собственник компании «Интерторг» (известный более всего по петербуржской сети SPAR — сильно локализованной голландской франшизе) в ряде интервью говорил о 3–4 игроках, которые останутся на продуктовом рынке. Всем остальным он прямо посоветовал продаваться крупным сетям. С другой стороны, один локальный петербургский игрок в новом году того и гляди перекупит бизнес у «международного» игрока на рынке DIY (это не прогноз, а почти уже факт).

Хотя, конечно, ритейл (и особенно продуктовый) трансформируется на глазах. Политика «большого хапка» ушла в прошлое. Массовый покупатель заметно обеднел, а немассовый освоил для себя курьерскую доставку с помощью крупных операторов и (или) фудмаркеты. Наконец стало понятно, что торговать надо уметь, даже если вы в порядке импортозамещения торгуете пищевыми отбросами. Скоро уже и их никто не купит.

БУДЕМ СТРОИТЬСЯ

Как раз на 2020 год придется массовый переход застройщиков от «долевки» на работу по эскроу-счетам. С другой стороны, у некоторых такой переход начался уже в минувшем году — и мир не перевернулся. Это дает повод для осторожного оптимизма. Хотя факторов тут много, и не все из них удается увязать в одну систему.

Так, банкиры не заметили (или сделали вид, что не заметили) падения спроса на ипотечные кредиты. Но также они не заметили и очередей из застройщиков, которым требуется проектное финансирование. Кстати, круг банков, которые хотят и могут давать кредиты строителям, не так уж и велик. В список ЦБ РФ включены 95 банков, аккредитованных для проектного кредитования строительства жилья, но эксперты замечают, что реально действующие программы такого кредитования есть только у 10 %. Наш прогноз: они появятся, хотя и не у всех. Проекты с сомнительными перспективами (как бы их ни лоббировал застройщик) не имеют шансов. Да и сами застройщики уже не придут в банк «с улицы», предпочтение — опытным и давно знакомым.

Возможно, кстати, что и сама ипотека станет более доступной. Это решение придет «сверху» в ответ на снизившуюся платежеспособность населения. Кредитный пузырь может и должен лопнуть, но это явно случится уже после 2024 года.

Еще прогноз: план Минстроя по вводу жилья (3,4 млн кв. м за 2019 год) Петербург выполнит. В 2020 будет сдано примерно столько же или больше. А вот далее начнется спад, если судить по снижению числа выданных разрешений на строительство. «Проблемные» жилые комплексы будут в большинстве своем достроены. Новых фатальных «долгостроев» вроде бы не ожидается. Компании, которые могли бы их «сгенерировать», будут понемногу вытесняться с рынка. А в остальном, как не раз писал «МК» в Питере», прежде чем выбирать квартиру «по фэн-шую», проверьте застройщика по реестру!

БУДЕМ ЕЗДИТЬ БЕЗ МАРШРУТОК?

Это не прогноз, а вопрос. Реформа городского транспорта еще недавно обещала быть очень болезненной как для горожан, так и для транспортного бизнеса. Впрочем, сегодня реформа никому ничего не обещает. Так же, как и комплексная система управления общественным транспортом (которая должна была бодро заработать уже в сентябре). Реформы затаились на время, а бизнес оказался в положении пассажира: он нервно ждет своей остановки.

Здесь можно коротко пояснить: изменение системы движения транспорта влияет на экономику города сильнее, чем принято думать. Раньше трамвай возил рабочих на завод, и все было понятно. Но и теперь предприятия (будь то ТК, склад или офисный центр) во многом строят свою работу на транспортной доступности. Рискнем предположить, что никакой информации об этих конкретных пассажиропотоках в комитете по транспорту вообще нет (никто ее и не запрашивал у работодателей). Как нет и серьезного анализа маятниковой миграции внутри городских районов. То, что есть — это фантастика разной степени научности плюс стойкое желание избавиться от маршруток. С таким багажом в транспорт лучше не лезть. Но это опять же не прогноз, а рекомендация.  

БУДЕМ РАБОТАТЬ БЕЗ ОФИСОВ

Речь о коворкингах пойдет ниже. Но эксперты говорят, что в 2020 году рынок ждет дальнейшее сокращение объема ввода коммерческой и офисной недвижимости. Новых объектов почти не строится. Кто-то ждал, пока «Газпром» переедет в Лахту и освободит массу помещений. Кто-то поспешил заняться жилищными проектами, пока не настал «час эскроу». Результат: если вдруг в 2020-м бизнесу потребуются площади, они будут в дефиците.

БУДЕМ ДЕЛИТЬСЯ

Речь здесь не об ужесточении налоговой политики. Даже вовсе наоборот. В 2020 году продолжится рост так называемой «шеринг-экономики», завязанной на совместное потребление. Это и «букеты для селфи на 10 минут», и автомобили напрокат, и коворкинги (тоже своего рода «офис для селфи»). Этих последних в Петербурге стало реально больше (сегодня около 50).

Для сравнения: в Москве официальных коворкингов насчитали 200.

Возникнут, очевидно, и новые направления «шеринга». Например, прокат электросамокатов (которые вроде бы не собираются запрещать). Или сдача в аренду производственных мощностей и полноценных средств производства (уже не только складов, но и, скажем, упаковочных линий). Или более продвинутые интернет-сервисы по посуточной аренде жилья (тема для отдельного серьезного прогноза: об этом «МК» в Питере» пишет в материале на стр. 3). Все это, конечно, работает уже сейчас. Но в 2020 году будет либо узаконено, либо молчаливо признано надзорными органами.

Пессимисты скажут: «шеринг» — это от бедности. Оптимисты сошлются на растущую мобильность населения и на новые, прогрессивные модели потребления. Но в любом случае это — новая реальность и новое поле для экспериментов (все честнее, чем криптовалюта).

Другой экономики у нас нет. И даже не прогнозируется.

НЕ БУДЕМ ВОЛНОВАТЬСЯ

А вот это как раз не прогноз, а совет. Можно было бы долго рассказывать, чего в 2020 году мы в Петербурге не увидим (сетей 5G, национального паромного оператора, новоселья в «Лахта Центре», федеральных субсидий на метро, депортации нелегалов…). И все же для начала нужно заставить работать хотя бы то, что есть. Чтобы в конце года подвести позитивные итоги.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 15 января 2020

Заголовок в газете: Бизнес — ждет

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру