Петербург признали троллейбусной столицей Европы

В нашем городе, отметили международные эксперты, троллейбусная система стала одной из самых эффективных благодаря развитой контактной сети и внедрению троллейбусов с увеличенным автономным ходом

Трамвай тоже не отстал от инноваций. Осенью трехсекционными вагонами укомплектовали 60-й маршрут на юго-западе, создали и испытали первый в России «водородный» трамвай. Какие ещё новшества получили петербуржцы за год, – выяснил «МК в Питере».

В нашем городе, отметили международные эксперты, троллейбусная система стала одной из самых эффективных благодаря развитой контактной сети и внедрению троллейбусов с увеличенным автономным ходом

РЕГУЛИРОВКА ПОЛА И ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАРЯДИТЬ СМАРТФОН

- Несколько дней назад на улицы Петербурга выехали 16 новеньких троллейбусов. Они сменили на линии старые машины. Встретить новые модели теперь можно на центральных маршрутах №№ 5 и 22, и на юге, на маршрутах №№ 15, 24, 26, 29, 36, 39, 44, - сообщили в СПб ГУП «Горэлектротранс».

Все эти троллейбусы низкопольные и имеют небольшой запас автономного хода, то есть могут проехать без электричества до 150 метров. Это позволяет им объезжать препятствия или ДТП на пути, отсоединившись от контактной сети, или проходить обесточенные участки.  Внутри экологичный транспорт оснащён по последнему слову техники. В троллейбусах стоит система электронного контроля оплаты проезда с возможностью считывания не только бесконтактных банковских карт, но и Единой карты петербуржца, система видеонаблюдения и установлены датчики пассажиропотока. Мамы с колясками и маломобильные пассажиры оценят систему книлинга, которая позволяет регулировать высоту пола во время посадки и высадки пассажиров. Кроме того, в салонах современных машин можно подзарядить мобильный телефон – в них есть встроенные USB-разъемы.

К слову, это не единственные новые машины, которые были поставлены в Петербург в 2019 году. В начале года троллейбусный парк уже получил 10 троллейбусов, на которых применена инновационная система увеличенного автономного хода. У них есть и другое название – электробусы с динамической зарядкой, и обходиться без контактной сети они могут половину своего маршрута. Всего в Горэлектротрансе уже 125 «автономных» троллейбусов и семь маршрутов, продленных за счет этой технологии.

Как отмечают эксперты, троллейбусы и трамваи стали в 2019 году самым популярным среди петербуржцев видом транспорта. Охотнее всего люди ездят на трамваях, вторые по значимости – троллейбусы.

Востребованность этого вида транспорта стала причиной появления примерно год назад на улицах города даже частного трамвая «Чижика». Он взял на себя обслуживание двух маршрутов. «Восьмерка» идет от Ладожского вокзала до Хасанской улицы, «Шестьдесят четвертый» - от Ладожского вокзала до Ириновского проспекта.

По оценкам специалистов, «Чижик» оттянул на себя примерно 10 процентов общего пассажиропотока Горэлектротранса. Но меньше людей пользоваться услугами муниципальных троллейбусов и трамваев не стали.

- В 2019 году наземный электрический транспорт перевез порядка 310 миллионов пассажиров, - рассказала «МК в Питере» руководитель Пресс-службы петербургского Горэлектротранса Дарья Тимофеева. – По фактическим показателям за 9 месяцев 2019 года план перевозок выполнен на 101,4 процента. По сравнению с прошлым годом количество перевезенных пассажиров за этот период увеличилось почти на 5,5 миллионов человек.

ТРАМВАИ, ТРОЛЛЕЙБУСЫ И НОВЫЕ ЛИНИИ

Столь популярен электрический транспорт стал, во многом, отмечают эксперты, благодаря как раз обновлению парка. Горэлектротранс в 2019 году получил крупнейшую партию в 21 трамвай. Это большие трехсекционные вагоны с полностью низким полом. Кстати, собраны они в Петербурге. Люди оценили комфорт.

Так, с осени все новые вагоны «Витязи-М» поставили на линию популярного трамвайного маршрута №60. «Впечатления от поездки приятные. Мы видели здесь трамваи, купленные в 2014 году, и те, что сейчас, - всё-таки уже разница есть. И удобство для пассажиров, всевозможные зарядки, дизайн, - всё это шагает вперёд семимильными шагами. Безусловно, это современный подвижной состав, низкопольный, удобный, комфортный. Там современная система и кондиционирования, и обогрева, он работает и в жару, и в холод. То есть это, конечно, комфорт пассажиров в первую очередь!», - так оценил новые вагоны посетивший трамвайный парк № 8 вице-губернатор Эдуард Батанов.

Помимо этого, маршрут продлили. Конечной его станцией стал «Ленинградский электромеханический завод». В целом, «Шестидесятый» проходит от станции ЛЭМЗ по Петергофскому шоссе, улицам Десантников и Маршала Казакова, по проспекту Стачек, Кронштадтской и Корабельной улицам. Линия стала на два километра длиннее, но интервал движения трамваев не увеличился. За счет обновления инфраструктуры и применения современных систем они работают «в режиме метро» - составы ходят каждые три с половиной минуты. С сентября 2019 года этим маршрутом воспользовалось рекордное количество горожан.

Свой прирост в пассажиропоток на юге города дал и новый троллейбус № 32. Летом он был обновлен. Во-первых, маршрут продлили до Балтийского бульвара. Теперь он проезжает по западной части Ленинского проспекта, а затем делает три правых поворота и один левый: на Балтийский бульвар, улицу Маршала Казакова, проспект Героев, затем – на Ленинский проспект. Ранее он заканчивался на проспекте Героев. Во-вторых, на линию вышли электробусы – троллейбусы с увеличенным автономным ходом. И как подсчитали в Горэлектротрансе, только за первый месяц работы 32-й электробус перевез на треть больше пассажиров, чем обычные троллейбусы. Еще пример – маршрут №43. Его продлили на год раньше, в сентябре 2018 года и за год электробусы перевезли в 2,3 раза больше пассажиров.

Водители тоже довольны. Водитель Александр Лапин рассказал «МК в Питере» об особенностях работы на новых троллейбусах.

- Он современный, низкопольный, с интернетом и USB-зарядкой, с возможностью опустить аппарель, - рассказывает он. – Раньше когда на остановке стоял маломобильный пассажир, мне приходилось каждый раз выходить и извиняться за то, что у меня старая модель троллейбуса и ему не заехать. А сейчас я могу опустить аппарель, не будет ступеньки, а пассажир может заехать, не чувствуя никаких преград.

«ВОДОРОДНЫЙ» ТРАМВАЙ И ТРАНСПОРТ ДЛЯ ТУРИСТОВ

В 2019 году в Петербурге запустили первый в России экспериментальный трамвай. Он был создан специалистами Горэлектротранса и петербургским «ЦНИИ СЭТ», филиалом ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Трамвай ездит на водороде. Это не только экологично, но и очень экономично. Как заявлял начальник службы технической политики ГУП «Горэлектротранс» Сергей Китаев, если внедрить «водородную» технологию в повседневность предприятия, то можно тратить значительно меньше денег. Водородному трамваю не нужны тяговые подстанции, ему достаточно иметь заправочные станции наподобие тех, что используются для заправки автомашин на газу.

Как рассказывал интернет-газете «Фонтанка» замдиректора ЦНИИ СЭТ Игорь Ландграф, 1 кВт электричества для водородного трамвая обойдется в 1,5 рубля. Сейчас же «Горэлектротранс», по усредненным и приблизительным расчетам, платит по 5,5 рублей за 1 кВт. Установка оборудования, которое позволит превратить обычный трамвай в водородный, может стоить около 30 миллионов рублей.

Это не единственная трамвайная новинка. 6 ноября 2019 года в Северной столице запустился новый маршрут трамвая «Первый туристический». Только за первый месяц им воспользовались более 3,2 тысяч человек.

«Первый туристический» проходит мимо 500 достопримечательностей Петербурга и шести мостов: Тучков, Сампсониевский, Литейный, Белинского, 1-й Садовый и Троицкий.

- Центром притяжения нового маршрута стала реплика уникального вагона ЛМ-33 по прозвищу «Американка»: такие модели служили горожанам рекордные 46 лет вплоть до 1979 года, - рассказали «МК в Питере» в Горэлектротрансе.

«ВСЕ ВОПРОСЫ РЕШАЮТСЯ ВНУТРИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

Отметился 2019 год и попыткой некоторых лиц в соцсетях от имени водителей нарушить порядок на предприятии. 14 декабря были пущены слухи, что предприятие якобы теряет рейсы. В качестве повода использовались служебные инструкции, что если следовать документу – далеко не уедешь.

Интересно, что несмотря на громкие заявления, большинство водителей о провокации даже не в курсе.

Так, по словам водителя Дмитрия Веденёва, этим занимаются от силы человек семь. Всего же водителей в Горэлектротрансе несколько тысяч, они работают нормально, получают хорошую зарплату с премией и всем довольны.

- Из моих друзей и знакомых никто в сомнительных вещах не участвует. Те рабочие проблемы, которые возникают, решаются внутри предприятия. У нас есть возможность связи с директором, ему можно написать по электронной почте, прийти на прием. Я пользовался этими каналами, и все вопросы решились, - рассказывает Дмитрий Веденёв.

В Горэлектротрансе отреагировали на попытку раскачать ситуацию немедленно. По информации с официального сайта предприятия, 18 декабря состоялся плановый Технический совет, на котором рассматривались предложения водителей, собранные в трамвайных и троллейбусных парках по результатам ноябрьских рабочих собраний с руководством. Техсовет прошел в расширенном составе с приглашением водителей, которые публично проявили такую заинтересованность. Руководство компании и должностные лица выслушали всех пришедших водителей. К слову, недовольство некоторых сотрудников вызвала, в том числе, система мониторинга их работы. Водители заявляли, что их необоснованно наказывают за, к примеру, использование телефонов на работе. Другие, впрочем, утверждают, что камеры работать не мешают.

- Я на камеры, которые висят, не обращаю внимания, - рассказывает водитель Олег Соловьев. - Я пришел работу делать, и думаю о другом, о работе. Но в целом, конечно, если работник начинает, к примеру, пользоваться телефоном во время движения, это – нарушение должностной инструкции, потому что отвлекает от управления. А мы все-таки живых людей везем. Отвлекаться нельзя.  

В самом деле, на видео, которое пишет система мониторинга, четко видно, как во многих случаях водители, действительно, используют телефон, теряют бдительность и попадают из-за этого в ДТП. Всего по данным мониторинга из 5 млн выполненных за год рейсов было проверено 3230 водителей, выявлено нарушений 345. Правда, оштрафовали или лишили премии всего треть из них. С остальными – ограничились просто беседой.

Тем не менее, в Горэлектротрансе приняли к сведению конкретные предложения водителей. И по итогам Техсовета обещали принять меры для решения задач. В частности, внести корректировки в должностную инструкцию водителя, раз в этом назрела необходимость.

Впрочем, это логичное поведение. «Наша задача, чтобы люди с удовольствием работали, с радостью. Чтобы все было понятно, логично, объяснимо», - говорят в Горэлектротрансе. И добавляют, что у предприятия нет противоречий с работниками.

Надо отметить, что без взаимопонимания с сотрудниками, особых прорывов в работе предприятия можно не ждать. Все же дело делают люди. А исторический и «водородный» трамвай, новый подвижной состав и увеличение пассажиропотока явно говорят о благополучии в этом вопросе.   

МК-ЦИФРЫ

  • На 1,6 миллион человек больше стали оплачивать проезд картой «Подорожник» за 9 месяцев 2019 года
  • На 41,6 процента больше людей стали пользоваться единым электронным билетом на 90 минут за 9 месяцев 2019 года
  • На 44,6 процента больше людей стали пользоваться суточным единым билетом за 9 месяцев 2019 года
  • 5 и 7 суток – на такой срок чаще всего покупают суточные билеты в Петербурге
  • 1,3 миллиона человек платили за проезд в 2019 году с помощью банковских карт за 9 месяцев 2019 года

МК-СПРАВКА

Лучшая в мире сеть троллейбусов

В мае 2019 года в Петербурге состоялось заседание Троллейбусного комитета Международного союза общественного транспорта, в состав которого также входит петербургский Горэлектротранс. Присутствовавший на нем международный эксперт по вопросам развития электротранспорта Гюнтер Макингер отметил, что в развитии троллейбусного транспорта Петербург стал лидером в мире, обойдя Зальцбуг, прежде считавшийся европейской столицей троллейбусов.

«В Зальцбурге представлена одна из самых крупных троллейбусных сетей в Центральной Европе, 70 % общественного транспорта в Зальцбурге – это троллейбусы. И Зальцбург называет себя столицей троллейбусов в Европе. Но я приехал сюда за 3 дня до конференции, у меня была возможность погулять, посмотреть, и я могу сказать, что, наверное, всё-таки Санкт-Петербург - это троллейбусная столица Европы. В Санкт-Петербурге созданы очень хорошие базовые условия для развития троллейбусов будущего, и то, что нужно – это политическая воля и деньги. Потому что с точки зрения инфраструктуры, эксплуатации – всё есть. Троллейбусы – это не только техника прошлого, это техника будущего, и Санкт-Петербург к нему готов», - отметил Гюнтер Макингер.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру