Петербуржцы реставрируют выброшенные на помойку исторические двери, окна и камины

Сейчас организаторы проекта добиваются, чтобы наиболее ценные двери установили обратно

С начала лета в Петербурге работает проект «Двери с помоек». Его создатели ищут исторические двери, окна и старые камины, которые выкидывают в мусор, а затем восстанавливают их. За несколько месяцев петербуржцам удалось спасти 170 дверей, 40 окон и три камина.

Сейчас организаторы проекта добиваются, чтобы наиболее ценные двери установили обратно
Валя Манн (на фото справа) уволилась с работы, чтобы собирать и реставрировать старые двери. Фото предоставлены проектом «Двери с помоек»

ИСТОРИЯ В МУСОРНОМ БАКЕ

Летом 2019 года на фестивале «Том Сойер Фест» (общероссийский фестиваль, во время которого волонтеры восстанавливают исторические здания. Всего в разных городах было восстановлено около 60 зданий. — Ред.) познакомились продюсер фото- и видеосъемок Валя Манн, IT-специалист Андрей Трошков и дизайнер городской среды, реставратор Саша Артемьев.

— Идея собирать выброшенные двери возникла спонтанно, — рассказывает сооснователь «Дверей с помойки» Валя Манн. — Мы видели в мусорных баках на улице много вещей с богатой историей, и нам было их жалко. Было понятно, что многие из них можно восстановить и сохранить. Так мы начали собирать выброшенные исторические двери.

Ребята искали их на помойках, грузили в машины и привозили к себе домой и даже на работу. Особенно массивные двери складывали во дворе одного из домов на Лесной.

Фотографии своих находок они выкладывали в сообщество «Двери с помоек» в «Инстаграме». Постепенно подписчики — а их сейчас больше 1,6 тысяч — стали скидывать создателям проекта адреса с выброшенными дверями. И Валя Манн, Андрей Трошков и Саша Артемьев шли туда. Вскоре дверей стало так много, что они уже нигде не помещались, и тогда ребята сняли мастерскую. Там же они стали восстанавливать найденные двери. Валя Манн признается, что у них «никаких лицензий», зато есть необходимые навыки: например, Саша Артемьев работал в реставрационной мастерской, а Андрей Трошкин занимался деревянным зодчеством и резьбой. Кроме того, сейчас ребята хотят нанять в команду как минимум двух профессиональных реставраторов.

— Реставрация двери занимает около месяца, — рассказывает Валя Манн. — Сначала мы очищаем дерево, потому что на нем может быть до шести слоев краски! Затем выравниваем, заделываем возможные дырки, оставленные от многочисленных замков, покрываем краской, маслом или лаком.

БИТВА С РЖД

Чаще всего ненужные двери и окна организаторы проекта находят на «Василеостровской», «Петроградской», «Чернышевской». Иногда они уже валяются на помойке, в других случаях ребята успевают их вывезти сразу после демонтажа.

Например, исторические двери с железнодорожной станции «Удельная» (1869 год постройки. — Ред.) обнаружили одиноко стоящими возле входа на станцию.

— Там делали ремонт и решили установить пластиковые двери, — говорит Валя Манн. — А исторические — массивные, добротные — сняли и оставили в сторонке. Они прошли революцию, [Великую Оте­чественную] войну, распад СССР, а сейчас — в мирное время — их решили снять и фактически уничтожить. Мы спросили у рабочего, можно ли эти двери забрать. Он ответил, что да, потому что их все равно выкинут. Так мы их увезли.

После этого петербургские градозащитники и основатели проекта «Двери с помоек» стали писать в РЖД и Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры с просьбой разобраться, почему с железнодорожной станции сняли «родные» исторические двери. По словам Вали Манн, вскоре выяснилось, что, в отличие от всего здания, «сами двери не входили в перечень охраняемых объектов», поэтому их и смогли выкинуть.

А затем у основателей проекта «Двери с помоек» начались проблемы. Как рассказывает Валя Манн, вскоре на них вышел некий детектив, которого, по его словам, наняли в РЖД. Он грозился написать заявление в полицию, что ребята украли исторические двери.

— Я связалась с журналистами и сказала, что нам угрожают из РЖД, — вспоминает соосновательница «Дверей с помойки». — В итоге никакого заявления против нас писать не стали. Сейчас двери со станции «Удельная» хранятся у нас в мастерской. Мы хотим добиться, чтобы им вернули их первоначальную функцию и место.

«СОВЕРШЕНО ВАРВАРСТВО»

Ребята смогли спасти и исторические двери из особняка Каншина в Кузнечном переулке, 6. Подписчики инстаграма «Двери с помоек» написали им, что напротив музея Достоевского лежат выкинутые трехметровые двери с росписями.

— Мы приехали и увидели трехметровые массивные, красивые, резные двери с рисунками. Их распилили на три части и вынесли в мусор. — говорит Валя Манн. — Мы выяснили, что раньше они стояли в музыкальной школе в Кузнечном переулке. Владелица школы сказала, что выкинула двери, потому что их нельзя восстановить, да и не нужно, так как росписи — советского периода.

Организаторы проекта связались с профессиональным реставратором из Эрмитажа. Тот сказал, что, во-первых, двери точно не советского периода, а во-вторых, их вполне возможно восстановить.

— У нас была экспертиза: специалисты брали частицы краски и исследовали их в лаборатории, — говорит Валя Манн. — Определить точный возраст [дверей] сложно, потому что частицы более свежей краски проникли внутрь и смешались со старыми слоями. Но совершенно точно, это 18-19 века.

Так выглядят двери из особняка Каншина в Кузнечном переулке. Владельцы посчитали, что они не представляют особой ценности, и заменили их пластиковыми

Основатели проекта хотят добиться, чтобы и эти двери вернули на их законное место.

— Ситуация довольно жуткая, — считает Валя Манн. — Старые двери, пережившие несколько веков, не могут пережить наше время. Фактически совершено варварство.

Еще одни двери петербуржцы спасли возле Церкви Рождества Иоанна Предтечи 1778 года. Именно там крестили троих детей Александра Пушкина. Валя Манн рассказывает, что демонтированные двери лежали рядом с часовней, и ребятам разрешили их увезти. Двери были такие массивные и тяжелые, что потребовалось несколько человек, чтобы поднять их.

— Не факт, что это именно входные двери, возможно, они раньше стояли внутри часовни, — говорит Валя Манн. — Но, судя по фурнитуре и кованым гвоздям, они точно старые.

Организаторы проекта спасают не только входные двери, но и старинные межкомнатные, которые петербуржцы выкидывают во время ремонта. По словам основателей проекта, они всегда пытаются объяснить горожанам, от какого сокровища те отказываются. Иногда у них это получается, и петербуржцы возвращают уже выкинутые двери назад в квартиру, но чаще — нет.

— Многие люди не видят под слоями грязи и краски, насколько ценны старые двери и окна, — считает Валя Манн. — Им кажется, что все старое надо вынести, выбросить, сжечь. И какая разница, будет в квартире стоять дверь МДФ или старая, деревянная, историческая. А разница огромная! Я знаю одну девушку, которая делала ремонт в своей квартире и выбросила все старые двери. А через какое-то время поняла, чего лишилась. Потом она даже искала такие же старые двери на замену своим. И, к счастью, нашла.

В доме № 18 по Зверинской улице сохранились красивые окна в парадной. Некоторые жильцы хотели вместо них поставить новые, и тоже пластиковые

Во многих европейских странах реставрируют не только сами исторические здания, но и двери и окна. Например, в Латвии никому в голову не приходит выбросить их на помойку

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Спасите наши двери

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру