Реформа, которая может стать коллапсом

Подготовка к реформе городского транспорта, которую задумал Смольный, вышла на финишную прямую

Вскоре планируется объявить конкурс среди перевозчиков, которые будут готовы работать по новым условиям. Но эксперты опасаются, что реформа недостаточно продумана.

Подготовка к реформе городского транспорта, которую задумал Смольный, вышла на финишную прямую

НОВЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ

Петербургские чиновники разработали проект, согласно которому будут закрыты порядка 300 маршрутов, которые обслуживались коммерческими перевозчиками. Добавятся примерно 100 маршрутов.

Реформу Смольный надеется утвердить к 1 июля, а заключить новые госконтракты – к 1 октября 2019 года. Как сообщает издание «Коммерсант», всего будет разыгран 31 лот общей стоимостью 10 миллиардов рублей. В каждый лот предполагается включить несколько маршрутов – в том числе, и прибыльные, и убыточные. Стоимость лотов составит от 20 миллионов рублей до 175 миллионов рублей.

Правила работы перевозчиков существенно изменятся. Во-первых, маршрутки будут обязаны предоставлять право льготного проезда гражданам, имеющим на это право. Во-вторых, выигравших конкурс перевозчиков обяжут обновить парк машин, купив автобусы, выпущенные в России не позднее 2018 года.

Перевозчики с тем, что реформа нужна, не спорят: ее необходимость очевидна. Однако опасаются, что ее воплощение недостаточно продуманно. На рынке бытует мнение, что работая по новым правилам компании могут начать закрываться. В частности, некоторые участники рынка отмечают, что заработные платы водителей и стоимость топлива, заложенные в госконтрактах, сильно занижены.

КОНТРАКТЫ НА ПОЛТОРА ГОДА, ОКУПАЕМОСТЬ – СЕМЬ ЛЕТ

Недостаточная продуманность – не домыслы. Реформирование общественного транспорта Петербурга идет фактически «наживую». В 2016 году петербургское государственное казенное учреждение «Организатор перевозок» заключило контракт с компанией «Комплексные транспортные системы». Подрядчик должен был изучить рынок перевозчиков, пассажиропоток, оценить перспективы и предложить улучшения. В октябре 2018 года контракт был расторгнут, и сейчас «Организатор перевозок» пытается отсудить у «Комплексных транспортных систем» неустойку. Вероятно, свои обязательства «Системы» не исполнили. Возможно, именно поэтому Смольному приходится проводить реформу буквально опытным путем.

- В таком виде, как есть сейчас, маршрутки не являются нормальным цивилизованным транспортом, - считает эксперт лаборатории ОТС Института дизайна и урбанистики университета ИТМО Дмитрий БАРАНОВ.В маршрутках нет льгот, и останавливаются они там, где хотят, что провоцирует аварии. Так быть не должно. Но просто взять и поменять все маршрутки на автобусы – довольно сложно. Для этого нужно увеличивать субсидирование общественного транспорта (чтобы компенсировать льготы). Но то, как это сейчас предлагают сделать, пока вызывает вопросы.

В Смольном, кстати, очевидно, учитывая «сырость» проекта», контракты с перевозчиками предлагают заключать пока всего на полтора года. Вот только окупаемость инвестиций в новый подвижной состав составляет, по оценкам участников рынка, семь лет. Вряд ли им будет выгодно полуторагодовое предложение.

БОЛЬШАЯ ЗАЧИСТКА

Перевозчиков новые правила игры настораживают. А вот горожане откровенно недовольны и уже начинают выступать против. Дело в том, что, стремясь убрать дублирующие маршруты, чиновники не везде учли сложившиеся пассажиропотоки и даже оставили без транспорта некоторые территории.

К примеру, в Курортном районе планируют отменить маршруты 305, 305 А, 400, 417, 425. Вместо них должны пустить больше автобусов по маршрутам 211 и 216.

- Но они слишком медленно и долго едут до города, останавливаясь на каждой остановке. В то время как на маршрутке можно добраться, например, от Сестрорецка до Беговой всего за 20 мин или до Финляндского вокзала всего за 40. И, кстати, ни один из этих автобусов не ходит до Финляндского вокзала, так что в качестве альтернативы у нас (жителей Сестрорецка) будет только электричка с не самым удобным расписанием и всего 3 станциями, до которых многим жителям надо добираться или пешком минут 15-30 или тоже на чем-то ехать, - возмущается одна из жительниц Сестрорецка Алиса КИНБЕРГ.

В Курортном районе живет 78 тысяч человек. Почти 60 тысяч из них – жители Сестрорецка и Зеленогорска.

- Из Петербурга в нашу сторону такой поток пассажиров, даже не в час пик, что в любой маршрутке после 2-3 остановок от кольца уже невозможно сесть, а иногда и просто войти в нее, даже если это довольно большие автобусы, а не газели. Несложно представить, что будет, когда их отменят. Это будет ад! Очень бы хотелось, чтобы чиновники из КТ (Комитета по транспорту – Ред.) лично прокатились на автобусах или маршрутках в нашу сторону и оценили реальный пассажиропоток. А летом наш Курортный район буквально кишит приезжими из других районов. И даже неудобные электрички заполняются до предела. А еще у нас нет сообщения электричек между Сестрорецком и Зеленогорском, - рассказывает " МК в Питере" Алиса Кинберг.

Сложности с транспортной доступностью могут возникнуть и в других районах города - в планах много необъяснимых пока отмен. К примеру, в Адмиралтейском районе Петербурга отменяют маршрутки, которые ездят по улицам Шкапина и Розенштейна. А ими пользуются жители крупного жилого комплекса «Панорама 360». Север города тоже «освободят», убрав маршруты через Верхнюю улицу и проспект Культуры. Этими маршрутками жители огромного жилого комплекса «Северная долина» пользовались, чтобы не стоять в пробках на проспекте Энгельса.

Другой пример - это Васильевский остров, где прикроют маршрут, который проходит до проходной «Балтийского завода». А еще тот, что сейчас идет по 20 и 21 линиям. Жители строящегося сейчас на 20 линии В.О. жилого комплекса «Маленькая Франция» будут ходить к своим домам пешком.

Но самый яркий пример непродуманности – это отмена маршруток на улице Красного Текстильщика, где расположен Единый Центр Документов. Им ежедневно пользуются сотни горожан со всех концов города.

Отменяют маршрутки и в Купчино.

«А куда нам торопиться? Постоим лишних полчаса на остановке, а там, глядишь, втиснемся в переполненный автобус. Как всегда, всё для людей», - иронизируют в интернете жители Купчино.

- Такие локальные проблемы могут привести к тому, что жители станут просто выступать против всей реформы в целом, - выражает опасения Дмитрий Баранов. – Наверное, имело бы смысл отменять не все маршрутки разом, а постепенно, разрабатывая и предлагая удобные людям замены.

КСТАТИ

В 2017 году был запущен пилотный проект транспортной реформы. Тогда в некоторых районах отменили часть коммерческих маршрутов, увеличив число автобусов. В Калининском районе, например, не стало маршрутки № 121, а только автобус с аналогичным номером.

«Сегодня наблюдала картину - как люди у метро «Гражданский проспект» кидались на 121 автобус. Вспомнилось советские времена, когда транспорт брали приступом. А ведь сейчас середина лета! А вот какой поток народа начнется осенью», - писали тогда люди в соцсетях. Есть все шансы, что нынешняя реформа обернется такими же «автобусными штурмами».

 

МК-СПРАВКА

Активисты тоже недовольны реформой. Их не устраивает, что Смольный делает упор на автобусы вместо экологичных и экономичных трамваев и троллейбусов. Представители движения «Транспорт и горожане» уже направили свои замечания в комитет по транспорту. Их поддержал депутат ЗакСобрания БорисВишневский.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру