ЧУДО, ЧТО ОНИ ЖИВЫ
О месте и времени читки организаторы сообщили только за сутки до начала. Зал, если это можно так назвать, притаился между заброшенным парком и шиномонтажкой. Публика — человек 50, и больше «из своих», как принято говорить, из тех, кто «в теме», то есть из представителей ЛГБТ-сообщества Петербурга.
Режиссер первым делом предупреждает — фото и видео запрещены, геотеги в соцсети тоже не выкладывать и по именам друг друга не называть. Постановщики и актеры указаны в программке под псевдонимами. Мы хоть и не в Чечне, а все равно опасно. Не знаешь, кто в следующую минуту ворвется в зал — казаки, ваххабиты или ОМОН.
Само представление — первая читка, как надеются организаторы, будущего документального спектакля «Голоса». В его основе монологи четырех чеченок — двух лесбиянок и двух транс-женщин (они родились в мужском теле, но считают себя женщинами). Сейчас они все уже за пределами Чечни.
— То, что эти героини живы, это чудо. Они должны быть мертвы, — говорит директор и идейный вдохновитель проекта Йосеф МАР.
Он же исполняет одну из ролей, в программке она обозначена как «Героиня Y». На сцене он в черном длинном платье и хиджабе. Его героиня родилась мальчиком, но чувствует себя девочкой.
«Мама всегда говорила: лучше бы у меня дочка родилась, чем ты. Я бы с поднятой головой выдала тебя замуж…» — говорит Героиня Y. Ей нравились куклы и в 15 лет она могла накрыть праздничный стол. Родственники хотели ее убить.
«Они увезли меня в лес, привязали к дереву. И вот так руки завязали. И вставили сюда гранату (в руки. — Ред.). Настоящую гранату. Я часа два сидела, я даже рукой не двигала, боялась, что она упадет. Издевались, избивали. В рот пистолет вставляли тоже. Дядя мой взрослый сказал своему сыну: «Иди купи мне две баклажки пива, я смогу убить его спокойно». И брат пришел и дал слово, что я уеду из Чечни, что они меня больше не увидят».
Y вспоминает, как однажды гуляла по городу в красном платье и на каблуках, как сбегала из дома, рассказывает, что мечтает о семье. Она хочет быть хорошей чеченской женой: «Если я выхожу замуж, я должна сидеть дома, я должна стирать вещи, я должна гладить вещи моего мужа — носки, трусы, всё. Я должна ему готовить. Я должна всегда ему улыбаться. Если я не послушаюсь, пусть мой муж меня изобьет — я это заслужила».
Йосеф говорит, что Y просила его так сыграть ее образ, чтобы все зрители поняли, как она любит Чечню и как не хотела оттуда уезжать.
«НЕ ВЫЙДЕТ ИЗ ТЕБЯ МАЛЬЧИКА»
Йосеф встретился с Y в Чечне. Они вместе отмечали Новый — 2018-й — год.
— Я тогда работал в российской ЛГБТ-сети в программе эвакуации (пострадавших представителей нетрадиционных сексуальных ориентаций из Чечни. — Ред.). И когда мы с ней (героиней Y) познакомились получше, у меня возникла идея сделать спектакль. Она и другие люди, которым мы помогали, часто говорили, что было бы здорово, чтобы об их историях узнали другие, может быть, через книгу или фильм, чтобы их страдания не канули в лету, а в мире узнали, что происходит в Чечне, — объясняет Йосеф.
Он и режиссер постановки Женя Муха взяли интервью у нескольких чеченок, говорили с ними по три часа, точнее, больше слушали их истории и немного направляли рассказы своими вопросами на общие темы — про детство, первую любовь, семью, насилие, мечты.
— Самих героинь ничто не связывает, они не знакомы друг с другом, никогда не встречались. Чтобы объединить их монологи, был выбран некий костяк, который это все связывает — таким костяком стал Коран.
Отрывки из Корана со сцены читает актер Патрик, стоя на традиционном коврике для молитв.
— Отчасти мой персонаж тоже документальный. Я играю по сути самого себя. Тот ковер, на котором я нахожусь во время спектакля, на нем молился мой отец. Это семейная реликвия, — рассказал Патрик — молодой человек, чья семья несколько лет назад переехала из Чечни в Петербург, — Чтец в спектакле как будто изучает Коран, обращается к нему в попытке понять историю этих женщин.
Для спектакля выбраны отрывки из Священного писания, в которых сказано про ценность семьи, про отношения мужей и жен, про важность человеческой жизни. На фоне этих цитат звучат истории женщин.
«Меня оскорбляли, меня избивали. Когда у меня дядя давай волосы резать, у меня в мозгу всплыло — он домой пришел пьяный, руки скрутил и, извините за выражение, ****** (изнасиловал. — Ред.). Это вот родной дядя», — это из истории транс-женщины — Героини Z. Актер, который ее играет, выходит на сцену в блестящем синем платье. Его прототип — самая старшая из героинь. Она жила в Грозном, но уехала оттуда еще до того, как об убийствах представителей ЛГБТ заговорили после громкой публикации в «Новой газете» весной прошлого года.
«Мне бабушка говорила — не выйдет из тебя мальчика. «Не мальчиком ты у нас растешь». Потому что я всегда с девочками играла. Одену платье и, представляешь, лет 10–12 мне, иду по селу. Что с ребенка взять…» — вспоминает Z.
После того, как о ее трансгендерности узнали родственники, ей пришлось бежать. Больше всех ее ненавидел дядя, у которого прежде она была любимым племянником. В отличие от Y, она совсем не скучает по Кавказу.
ПРОДУКТ ЧЕЧЕНСКОЙ СИСТЕМЫ
Еще две героини спектакля X и W — молодые лесбиянки.
W рассказывает, что она из хорошей, даже аристократичной семьи.
Мать заставляла ее носить «несексуальные» юбки в пол. Когда узнали, что ей нравятся девочки, а не мальчики, водили в мечеть изгонять дьявола. И там приходилось подыгрывать, кричать не своим голосом, а иначе «пулю в лоб». Обряд не помог, и после этого вся семья хотела ее убить, заступился только отец, но посоветовал спрятаться так, чтобы никто не нашел.
Героиню X тоже хотели убить (а ее подругу, также лесбиянку, убили), но брат не смог нажать на курок, умолял, чтобы она сама избавила семью от позора.
— Эта героиня для меня осталась супернеоднозначной. Она сама себе противоречит, - говорит режиссер Женя МУХА. - Она испытывает насилие и она же пропагандирует насилие. Она открыто говорит, что бьет своих девушек и что это нормально. Она ни за кого, она сама за себя. И как мне показалось, ей не особо важно, чтобы ее услышали. Ей важно, чтобы ее вообще не запомнили. Она просто оказалась там — на том интервью — и ее как будто бы заставили все это рассказать. Она как будто думает, что проговорит три часа и уже, наконец, уедет, не важно куда.
«Для меня очень важно поведение девушки. Люблю больше, когда она закрывает свои формы и не выставляет все это на показ. Если она рядом со мной, то она соответственно будет одеваться нормально. Потому что я не хочу, чтобы на мою женщину смотрели другие. Моя красота — это мое, — рассуждает героиня X. — Обязанности… прям как таковых нет, кроме как меня слушаться. Если она рядом со мной, я сказала ей заткнись — она заткнулась, решаю я. Конечно, многих женщин надо ставить на место словами. Если я один раз строго сказала, так не делай, но она не поняла, то я хорошенько ей объясню, но уже по-другому».
КАМИНГ-АУТ ЧЕРЕЗ ГОД
— Для меня главный вопрос в этом спектакле — вопрос о невозможности в таком виде совмещения прекрасного традиционного общества с красивой культурой и личности, которая выбивается из этих рамок. Общество ее либо выкидывает, либо уничтожает. И что с этим делать? У меня пока нет ответа на этот вопрос, — говорит Женя Муха.
Репетиции спектакля планируется продолжать. А потом он может появиться на большой сцене.
— Мы будем заявляться на фестивали, наверное, на зарубежные. Хотя и в России есть довольно смелые площадки, которые могут нас принять, — рассуждает режиссер. — И тогда постановку сможет увидеть и широкая российская публика.
«Каминг-аут» спектакля запланировано совершить через год.