“Безвозмездное” сотрудничество
С незаконным предпринимательством в Петербурге борются несколько организаций. Государственная - Центр повышения эффективности использования госимущества (ЦПЭИГИ). И неофициальная - объединение активистов общественной организации по защите прав потребителей “Потребнадзор” под руководством предпринимателя Александра Виноградова.
«Потребнадзор» был зарегистрирован в 2011 году. Но долгое время о нем мало что было слышно. Только с 2017 года в социальных сетях на странице сообщества “Незаконная торговля Санкт-Петербурга” стали появляться сначала робкие, а потом все более красочные отчеты о рейдах Виноградова по местам незаконной торговли. Виноградов и его соратники требуют у ларьков, магазинов и киосков показать им разрешения на торговлю и договоры аренды, а потом пеняют властям, что в Петербурге слишком много нелегальных торговцев, а госорганы с ними не борются. Особенно много отчетов о рейдах стало появляться весной этого года.
Чтобы понять настоящие причины конфликта, надо вернуться назад, в 2014-2016 годы, когда Александр Виноградов активно сотрудничал с ЦПЭИГИ. Фирма Виноградова «Одна цена» по заказу Центра сносила торговые павильоны, владельцы которых не имели договоров аренды с городом.
Сам Александр Виноградов тайны из этого этапа своей биографии не делает и охотно рассказывает, как они с командой работали на благо Петербурга.
- Мы сносили павильоны, освобождали автопарковки, помещения, которые находятся в центре города, потому что их захватывали незаконные торговцы, - рассказывает он. - И у нас это неплохо получалось.
По подсчетам Виноградова, сносить удавалось по 12-14 павильонов в неделю. При этом, стоимость сноса одного строения, по его словам, составляет примерно 30-50 тысяч рублей. Особенно подчеркивает Виноградов тот факт, что за работу ему ничего не платили, все делалось исключительно на общественных началах. Таким образом, как говорит сам активист, его команда сэкономила городу порядка 40 миллионов рублей.
Ищи, кому выгодно
Однако на самом деле все немного иначе. Как пояснили «МК» в Питере» в ЦПЭИГИ, в договоре с компанией Виноградова был один нюанс: подрядчик (то есть, фирма «Одна цена») получала право собственности на строительные отходы, значительную часть которых составляли металлические конструкции. По словам Александра Виноградова, их можно было продать.
- В итоге вышли на самоокупаемость, - рассказывает Александр Виноградов. - Мы никогда не искали прибыли там (имеется ввиду, демонтаж павильонов – Ред.)
По данным базы СПАРК-Интерфакс, официально в 2014-2016 годы Виноградов трудоустроен не был, а его компании (помимо «Одной цены» у Виноградова были «Росптребнадзор», «Тис», «Ас». Две последние с Центром не связаны) - денег почти не приносили. Прибыль составляла всего-то по две-три тысячи рублей за год. На это, разумеется, не прожить. Откуда тогда настойчивое желание Александра Виноградова все-таки продолжить заниматься таким “безденежным” делом?
По словам Виноградова, у питерских властей его работа не вызывала никаких нареканий. Возможно, так и было, когда ЦПЭИГИ руководил Роман Мерзликин. Но потом директором Центра стал Демис Димидов. У него вопросы появились.
“Зависшие” заявки
Далеко не все заявки Центра виноградовская фирма “Одна цена” исполняла в срок. Некоторые “висели” почти по году! Так, например, в письме от 13 июля 2016 года ведомство интересуется у директора ООО “Одна цена”, почему не снесены заявленные объекты. Их, к слову, не один и не два, а целых 56! Например, заявка на снос павильона в Пушкине была направлена в октябре 2015 года, двух торговых точек на улице Садовой - в ноябре 2015-го, а автостоянку на Стародеревенской улице ЦПЭИГИ просило убрать еще с февраля 2012 года!
В ответ ООО ”Одна цена” сообщило, что готово исполнить свои обязательства по 13 объектам. По остальным же, “работа далее невозможна в рамках заключенного безвозмездного гражданско-правового договора”.
Почему нельзя убрать незаконные точки, заявки на снос которых были поданы давным-давно, компания не поясняет. Возможно, именно из-за такого отношения к своим обязанностям заключать договор с компаниями Виноградова в 2017 году Демис Димидов не стал. Кстати, тогда же были расторгнуты договоры еще с тремя подрядными организациями.
Голословные обвинения?
Весной и летом 2017 года Виноградов несколько раз безуспешно пытался возобновить сотрудничество с чиновниками. Об этом говорят его письма в адрес ЦПЭИГИ. Потом в Центре сменилось руководство, вместо Демиса Димидова пришел Дмитрий Ножевников. Но и он Виноградова на работу не взял.
Именно тогда в социальных сетях и стали появляться первые публикации о точках незаконной торговли в городе. Их стало больше после того, как от услуги Виноградова по “безвозмездному” сносу объектов отказался и вице-губернатор города Сергей Мовчан. Возможно тогда активист понял, что договориться с чиновниками уже не удастся, и перестал опасаться критиковать их.
Сейчас чаще всего активист критикует главу Выборгского и района Валерия Гарнца. Руководитель Василеостровского района Юлия Киселева, по его словам, стала работать лучше.
В июне 2018 года Виноградов стал более агрессивен в своих разоблачительных постах в интернете. Объяснилось это просто: на пост директора ЦПЭИГИ пришел Александр Дружинин, уже знакомый с Александром Виноградовым. Раньше Дружинин был начальником управления контроля использования имущества северных районов Петербурга.
- Я сталкивался с Виноградовым во время проведения проверок, - рассказывает Александр Дружинин. - Зачастую он полагал, что владеет более достоверной информацией об обоснованности нахождения торговой точки, чем сотрудники Комитета. Представлял интересы незаконных торговцев и советовал государственным служащим не сносить торговые павильоны.
Этого чиновника Александр Виноградов в своих видеорепортажах прямо обвиняет в крышевании незаконного бизнеса. Правда, людей, которые якобы дали взятку Дружинину, он не называет. Обвинения пока голословны.
Чиновники, напротив, готовы показать доказательства.
- В нашем распоряжении есть видео, на котором Виноградов пришел защищать предпринимателя, разместившего свой торговый павильон на месте, не указанном в договоре. Он платил аренду за размещение на другом участке, - рассказывает Александр Дружинин. - Когда это зафиксировали и стали рассматривать административное дело, Виноградов пришел вместе с бизнесменом и очень агрессивно его защищал. Настолько рьяно, что пришлось даже вызвать охрану. При этом, Виноградов кичился своим членством в общественном совете при Комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка. А в конце того заседания Виноградову пришлось за свое поведение извиниться.
«Два года ему платят, а все мало»
Виноградов рассказал «МК» в Питере», что сотрудников центра однажды буквально поймали за руку “на горячем”. Они якобы не стали сносить незаконный павильон, а просто подняли его и сфотографировали пустой асфальт, чтобы отчитаться о сносе. Затем павильон поставили на место, оклеив его черной пленкой – якобы, это другой.
Со слов чиновника все было немного не так.
- Вероятно, речь идет о павильоне, стоящем на улице Косыгина, - говорит Александр Дружинин. - Когда наши сотрудники туда приехали, они выяснили, что документы у предпринимателя были. Но по ним он арендовал другое место, в восьми метрах в сторону. Он извинился и объяснил, что просто перепутал. Тогда наши сотрудники переставили павильон на нужное место.
Заподозрен Виноградов и в вымогательстве. Петербургское интернет-агентство «Фонтанка» делало репортаж об очередном рейде Виноградова в апреле 2018 года. В статье журналисты приводили слова продавщиц одного из магазинчиков, которые обвинили активиста, что “уже два года ему платят, а все мало”.
Но и это еще не все. По словам Александра Дружинина, в Комитет по контролю за имуществом (подведомственным которому является ЦПЭИГИ) приходило письмо от предпринимательницы с жалобами на вымогательства денег со стороны Виноградова. Проверять их в Комитете не стали. Передали в полицию. Результат пока неизвестен.
МК-СПРАВКА
Любопытно, что работа “Потребнадзора”на самом деле не то чтобы совсем в правовом поле. Согласно закону “О защите прав потребителя”, договор аренды не входит в перечень документов, которые предприниматель обязан иметь на точке. Требовать этот договор рядовой гражданин не вправе, проверять его могут только уполномоченные органы - полиция, налоговая служба, некоторые комитеты.
МК-ФАКТ
О своих доходах Александр Виноградов не рассказывает. Уверяет, что есть у него бизнес, который позволяет жить вполне достойно, покупать все, что необходимо и даже ездить отдыхать. Между тем, по данным СПАРК-Интерфакс легального бизнеса, приносящего доход, на Александра Виноградова по крайней мере до 2016 года (когда разворачивались основные события) оформлено не было. Но если бизнес на самом деле есть, значит, защитник прав потребителей скрывается от налогов?