Какие психические заболевания чаще всего встречаются у петербуржцев

Журналист и один из авторов книги «С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города» Дарья Варламова рассказала, как спастись от нервных срывов и депрессии

У Пушкина и Байрона был маниакально-депрессивный психоз. По крайней мере, ученые подозревают это. С проблемами с психикой сталкивались писатели Эрнест Хэмингуэй, Стивен Фрай и почти наверняка Вирджиния Вульф. При этом в России идти со своими душевными проблемами к врачу до сих пор не принято.

Журналист и один из авторов книги «С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города» Дарья Варламова рассказала, как спастись от нервных срывов и депрессии
Если тоска длиться более двух недель - это повод обратиться к врачу. Фото: womans-days.ru

 Вероятность заболеть

По статистике Всемирной организации здравоохранения, каждый четвертый человек в мире хотя бы раз в жизни страдал или будет страдать каким-либо психическим заболеванием. Согласно американской статистике в ближайший год с каким-либо расстройством психики столкнется почти 15 процентов мужчин и 22 процента женщин. Как видите, вероятность не так и мала.

При этом мы не знаем, больше ли с течением времени стало случаев психических заболеваний, или люди просто стали смелее о них говорить. Например, судя по дневникам, у британской писательницы Вирджинии Вульф было биполярное расстройство (раньше его называли маниакально-депрессивный психоз. — Ред.), хотя ее никто, конечно, не диагностировал. Это же заболевание подозревают у Александра Пушкина и Байрона, у которых наблюдались явные периоды холерического подъема, а затем глубокой тоски.

От властелина мира до твари дрожащей

Почему мы с Антоном Зай­ниевым стали писать книгу о психических заболеваниях? В каком-то смысле это личная история. Так получилось, что мы с ним в разное время оба свалились с депрессией.

У меня было не просто плохое настроение, а глухая апатия на протяжении месяцев: ничего не радовало, вещи, которые раньше имели смысл, перестали казаться важными. В какой-то момент я поняла, что не могу себя поднять с дивана. До этого я долго интересовалась психиатрией, нейробиологией, поэтому поняла, что пора обращаться к врачу. И он поставил мне диагноз. Строго говоря, у меня не депрессия, а биполярное расстройство, при котором периоды депрессии чередуются с ненормально приподнятым настроением. Но мои периоды эйфории были настолько мягкие, что долгое время я не рассматривала их как что-то странное. А забила тревогу только тогда, когда свалилась с депрессией.

Наверное каждый из нас хоть раз в жизни испытывал беспричинную радость, а потом тоску. Чем же это состояние отличается от биполярного расстройства с его маниакальными и депрессивными циклами? Во-первых, дело в продолжительности. Обычно тоска и эйфория могут пройти в течение нескольких часов или максимум дней. Фазы биполярного расстройства обычно длятся от двух недель до полутора-двух лет. При этом период депрессии, как правило, в полтора-два раза длиннее, чем период эйфории.

Во-вторых, биполярные «настроения» намного интенсивнее обычных. Например, радость подъема сложно унять грустной новостью. Гипомания (легкая степень мании. — Ред.) — вообще самая приятная фаза маниакально-депрессивного цикла. В этот момент у тебя много энергии, мозг работает быстрее, повышается гибкость мышления. Ты чувствуешь огромную уверенность в себе и не боишься ошибок. В этом состоянии человеку проще генерировать идеи, он не боится насмешек.

Считается, что причина такого состояния — изменение уровня определенных нейромедиаторов (биологически активные химические вещества, благодаря которым происходит передача электрохимического импульса от нервной клетки, нейронов к мышечной ткани. — Ред.), которые стимулируют активность мозга. Проблема в том, что гипомания — очень энергоемкое состояние. Долго в этом режиме существовать невозможно: либо разгонишься до состояния, когда потеряешь всякую критичность и начнешь генерировать безумные прожекты, либо устанешь и впадешь в депрессию. Очень обломно уходить в глухую тоску, когда еще совсем недавно ты чувствовал себя властелином мира, бесконечно умным, молодым и красивым человеком. А теперь ты вдруг стал тварью дрожащей, которая не может даже до магазина дойти. Поэтому у людей с биполярным расстройством уровень самоубийств выше, чем среди просто депрессивных.

Тревожный Кавказ

Немало людей сталкиваются и с тревожными расстройствами. Это и фобии, когда человек боится чего-то конкретного, и так называемое генерализованное тревожное расстройство, когда он живет с ощущением надвигающейся катастрофы, но не понимает, что конкретно может с ним случиться. Наконец, это панические атаки.

Бороться со своими страхами лучше под присмотром психотерапевта. Фото: steemit.com

Все мы хоть раз в жизни испытывали сильную тревогу. Но как понять, что твое беспокойство уже ненормально? Самый простой пример — сигнализация в машине. Ничего страшного, если она иногда срабатывает. Но если она включается каждый час по любым поводам и без них, то это повод задуматься. Так же и с тревожными расстройствами. Для постановки диагноза «генерализованное тревожное расстройство» необходимо, чтобы беспричинная, неконтролируемая тревога была на протяжении не менее полугода. Еще одно условие — тревожные проявления должны вызывать сильный стресс и мешать человеку жить. Например, блестяще подготовленный отличник накануне экзамена так беспокоится, что все забывает и проваливает испытание. И эта ситуация повторяется от сессии к сессии.

Что интересно, изначально тревога функциональна, она нужна, чтобы мы вовремя предусмотрели опасность и сбежали. Как-то я разговаривала с психиатром, который является гражданином одного из государств кавказского региона. По его словам, там у людей чаще встречаются тревожные расстройства, и это обусловлено исторически. На протяжении долгих лет местные племена вели между собой постоянные войны. В итоге выживали самые предусмотрительные и тревожные, те, кто мог среди ночи вскочить на коня и убежать. Конечно, когда у тебя нет необходимости в постоянном бегстве, повышенная тревога очень изматывает и мешает жить.

Бороться со своими страхами лучше под присмотром психотерапевта. В качестве самопомощи я могу посоветовать разве что одну технику: попробуйте найти нелогичность в своих страхах. Возьмем для примера социофобию, когда человек боится, что его отвергнут и он станет всеобщим посмешищем. Если его спросить о причинах такого страха, то почти наверняка он скажет что-то вроде: «Меня никто никогда не любит» или «Я всегда лажаю». Это очень сильная катастрофизация. Надо искать такие неоправданные преувеличения, искажения и терпеливо объяснять себе их ошибочность.

Соберись, тряпка!

Есть факторы, которые увеличивают риск развития психических заболеваний. Во-первых, если кто-то в семье склонен, допустим, к депрессиям, то у вас больше шансов заполучить ее.

Во-вторых, психические расстройства — это история про количество стресса в жизни и вашей реакции на него. Если у человека очень чувствительная психика, которая быстро перегружается, он, скорее всего, с большей вероятностью выйдет из колеи при сильном стрессе. Плюс огромную роль играет воспитание: насколько человека научили сохранять устойчивость в трудные времена, как он относится к собственным неудачам. Важен и еще один момент: может ли человек испытывать сочувствие к самому себе. Мы все привыкли себя ругать: соберись, тряпка, ты не имеешь права на отдых, ты должен многого достичь, всем тяжело. И тут важно вовремя себе сказать: нет, я отличный человек, просто сейчас у меня тяжелые времена. Мне надо о себе позаботиться, отдохнуть, уменьшить стресс.

На работе стоит взять отгул или больше задач делегировать другим. С коллегами можно договориться, объяснить им, что сейчас вы будете делать чуть меньше, зато потом все наверстаете.

Чтобы избежать стрессов, надо почаще себя хвалить и устраивать небольшие праздники. Положительные эмоции - отличная профилактика. Фото: ucarecdn.com

Превратиться в часы

Могут ли люди с психическими заболеваниями быть опасными для окружающих? Единственное расстройство, которое действительно повышает шансы человека причинить другим вред — это социопатия. В этом состоянии человек относится к другим людям как к объектам, которые стоят на пути исполнения его желаний. Около 10–20 процентов преступников в тюрьмах — именно социопаты. При этом внешне они часто выглядят железобетонно здоровыми, вы вряд ли сходу поймете, что с ними что-то не так. Часто это очень обаятельные, социально ориентированные люди.

А люди, которые традиционно кажутся «сумасшедшими», странно себя ведут и разговаривают сами с собой, в большинстве своем не опасны. Да, они могут вызвать у вас дискомфорт своим поведением. Но они крайне редко бывают агрессивны. Это единичные случаи, когда человек, например, с шизофренией кого-то покалечит.

Голоса в голове, которые иногда слышат люди с этим диагнозом, могут говорить странные, но совершенно не опасные для окружающих вещи. То есть это скорее будет что-то вроде «нет времени объяснять, собирайся, тебе надо в Урюпинск». А вовсе не «убей всех вокруг». При этом человек не обязательно становится рабом голосов. Он может с ними спорить. Бывают случаи, когда несколько голосов дают взаимоисключающие указания и человек выбирает, с кем ему кооперироваться. Он способен сотрудничать с одним голосом против другого. В голове может возникнуть целая игра престолов со своей дипломатией и хитростями.

Люди с психическими заболеваниями нас иногда пугают, потому что мы их не понимаем. Логика гопаря на улице нам ясна, а шизофреника — нет. Хотя его поведение тоже не случайно. У меня есть любимый пример из учебника психиатрии 70-х годов. В клинике пациент как-то целый день вращался вокруг себя по часовой стрелке. В какой-то момент к нему подошел санитар и спросил: «Вася, зачем ты это делаешь?». «Мне сегодня доктор сказал, что время лечит, — ответил пациент. — Поэтому я превратился в часы и лечу себя сам».

Как только вы поймете смысл действий этих людей, то перестанете их бояться. Они такие же, как мы, они мечтают о дружбе, любви, надеются быть полезными и хотят, чтобы их уважали.

 

«МК» ЦИФРЫ

С депрессией хоть раз в жизни сталкивается порядка 10% населения, столько же — с тревожными расстройствами. Около 7% имеет диагноз биполярное расстройство, 1% — шизофрения, 1% — социопатия.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 6 июня 2018

Заголовок в газете: Беречь нервы смолоду

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру