Интернет знает все о наших чувствах к супругам и даже какой секс любим

Американский ученый и автор книги «Все лгут. Поисковики, big data и интернет знают о вас все» Сет Стивенс-Давидовиц проанализировал поисковые запросы в «Гугле» и «Фейсбуке» и узнал много интересного

Оказалось, что люди куда откровеннее в поисковике, чем даже в беседах с друзьями. Они задают «Гуглу» такие вопросы, какие не осмелятся адресовать больше никому. А вот в соцсетях большинство, напротив, лжет. Сет Стивенс-Давидовиц приехал в Петербург на научно-популярный фестиваль «Geek-Picnic» и прочитал там лекцию. «МК» в Питере» публикует самое интересное из нее.

Американский ученый и автор книги «Все лгут. Поисковики, big data и интернет знают о вас все» Сет Стивенс-Давидовиц проанализировал поисковые запросы в «Гугле» и «Фейсбуке» и узнал много интересного
Пользователь интернета зачастую не думает о том, какой "портрет" складывается по его запросам в Сети. Фото: goodfon.ru

О сексе и презервативах

Людей, которые всегда говорят правду, очень немного. Если вы напрямую спросите что-то, многие солгут, потому что захотят впечатлить вас. У меня есть любимый пример, но он «18+», только для взрослых. Если задать женщинам вопрос: «Как часто вы занимаетесь сексом?», большинство ответит — в среднем раз в неделю. При этом по опросам, презервативами они пользуются в 20 процентов случаев. Получается, за год в гетеросексуальных половых связях тратится 1,1 миллиард презервативов. Если задать тот же вопрос мужчинам, вый­дет, что они сообща используют уже 1,6 миллиардов презервативов в год. Думаю, все понимают, что эти цифры должны быть примерно одинаковыми. Так кто же говорит правду — мужчины или женщины? Ни те, ни другие. Дело в том, что в мире продается всего 600 миллионов презервативов в год. Получается, в вопросе о сексе лгут все, просто мужчины чуть больше.

Но сейчас у нас появился новый инструмент, чтобы понять, когда люди честны. И это их поисковые запросы в «Гугле» и «Яндексе». «Гуглу» люди рассказывают такие вещи, которые они не говорят никому. Это такой цифровой эликсир правды. Анализируя запросы пользователей, можно понять, что на самом деле думают и делают люди. Например, они гораздо чаще ищут порнографию в интернете, чем проверяют погоду. Но если спросить у них напрямую, мало кот признается, что смотрит порно.

О расистах

По запросам можно определить, сколько примерно людей будет голосовать на выборах (для этого надо проанализировать количество вопросов вроде «Как и где можно проголосовать?») и даже измерить уровень расизма. В США никто не признается, что он расист. Но в «Гугле» люди постоянно ищут шутки, в которых издеваются над афроамериканцами (по словам Сета Стивенса-Давидовица, в американском сегменте Google нередки запросы «почему темнокожие люди грубые». — Ред.). В своем исследовании расизма я составил карту, на которой видно, где таких запросов больше, а где — меньше. Что интересно, те штаты, которые в ходе выборов президента скорее поддерживали Дональда Трампа, производили больше расистских запросов в «Гугл».

Я делал исследование о психичес­ком здоровье американцев и изучал запросы, которые касались суицида. Несмотря на то, что способы самоубийства в Америке каждый месяц гуглит 3,5 миллиона человек, всего происходит около четырех тысяч суицидов, что значительно меньше. Получается, в этой грустной статистке есть и относительно хорошая сторона.

Кроме того, мы анализировали поисковые запросы людей, которые они делали до того, как начать спрашивать в интернете о суициде. Как правило, их запросы касались состояния здоровья, а именно — депрессии, биполярного расстройства и, что поразительно, герпеса, который передается половым путем.

О мужьях, которые достали

Люди честны перед «Гуглом», но на «Фейсбуке» они врут. Там они хвастаются перед своими друзьями, пытаются притвориться, что у них все хорошо. Приведу пример. В Америке, в числе прочих, выходят два издания: серьезный, респектабельный «Atlantic» и «National Enquirer» — абсолютная желтуха, набитая сплетнями. «National Enquirer» покупают в три раза чаще, чем «Atlantic». Но на «Фейсбуке» в 45 раз популярнее именно «Atlantic» (Сет Стивенс-Давидовиц утверждает, что на «Фейсбуке» примерно 1,5 миллион человек обсуждают в своих профилях статьи из «Atlantic» и только около 50 тысяч говорят, что читают «National Enquirer». — Ред.).

Я сравнивал «Гугл» и «Фейсбук», анализируя одни и те же запросы женщин про их супругов. Если в соцсети кто-то пишет: «Мой муж...», то самый популярный вариант окончания этого предложения: «.. лучше всех». На втором месте «...лучший друг», затем — «...замечательный», «...самый замечательный», «...такой милый». А вот в «Гугле» самые популярные варианты совсем другие: мой муж гей, козел, достал, злой. Получается, ориентируясь на посты в соцсети и запросы в поисковике, вы получите две очень разные картины супружеской жизни. Поэтому людям, которые переживают из-за того, что у них все плохо, я говорю — ребята, не надо сравнивать свои поисковые запросы в «Гугле» с тем, что другие постят в «Фейсбуке».

"Гуглу" люди рассказывают такие вещи, которые они не говорят никому. Фото: vladtime.ru

О беременности и стихах

Представители различных культур по-разному реагируют на важные события в своей жизни. Например, на беременность жены. В списке самых популярных запросов у мужчин в США: «Моя жена беременна — и что теперь?» и «Моя жена беременна. Что мне делать?». А вот в Мексике в топе: «Стихи о любви для моей беременной жены». У меня не было возможностей узнать, что ищут русские мужчины, но надеюсь, что в этом отношении они больше похожи на мексиканцев, чем на американцев.

У женщин в США самый популярный запрос о беременности: «Как избежать растяжек на коже?», а у жительниц Индии: «Можно ли заниматься сексом во время беременности?» и «Как уснуть во время беременности?».

О девушках и террористах

Мне кажется, очень неплохо, если правительства и спецслужбы используют данные, полученные в интернете о пользователях, для борьбы с террорис­тами. Но при этом нельзя мешать общаться обычным людям и блокировать их способы коммуникации. Как это, например, было с блокировкой мессенджера Telegram в России.

Надо помнить, что анализ данных, запросов в интернете, вызывает большое количество вопросов этического характера. Например, человек ищет в «Гугле»: «Как мне убить свою девушку?». И что с этим делать? Посылать полицию, чтобы она арестовала этого человека? Но ведь не факт, что он и в самом деле планирует преступление.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 22 августа 2018

Заголовок в газете: Эликсир правды

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру