Известный российский артист и продюсер Сергей Жигунов провел творческий вечер в Пушкине. Со-бравшимся он рассказал о сложностях съемок в комедийных сериалах, юношеской мечте и том, по-чему именно с политической партией «Новые люди» он связывает надежды на будущее.
Шутить на экране — это другое
В творческой биографии Сергея Жигунова десятки запоминающихся ролей. Людям постарше он наиболее известен как гардемарин Александр Белов, а те, чье детство и юность пришлись на середину нулевых, хорошо помнят его по сериалу «Моя прекрасная няня». Там он сыграл известного продюсера и отца троих детей Максима Шаталина, который попал под обаяние нанятой няни — ее роль исполнила Анастасия Заворотнюк. Впрочем, сейчас Жигунов вспоминает, что согласился на роль в комедийном сериале, еще не представляя, что его ждет.
«Я начинал как драматический актер. Когда выходишь играть исторического персонажа, тебя одевают, создают образ. Я прекрасно себя чувствовал в этой роли, хорошо умею и фехтовать, и ездить на лошади. Но позднее я мучительным для себя образом понял, что исполнять комедийную роль — это совершенно иная профессия. Все мы шутим в жизни, но шутить на сцене или экране — это совсем другое. Спина становится мокрой, в голове шумит. Такое ощущение, что ничего не умеешь. — рассказал артист. — И когда я попал в сериал „Моя прекрасная няня“, я не знал, что такое „ситком“. Это американская комедия, жанр, которого у нас не было. Никто этому не учил, никто это не играл никогда».
Жигунов подробно рассказал, чем съемки «ситкома» (расшифровывается как «ситуационная коме-дия») отличаются от обычного кино.
«Обычно стоит камера, декорации, свет. Актеры репетируют несколько раз. Камера снимает общий, средний, крупный планы, режиссер потом все это монтирует, накладывает музыку. Но в «ситкоме все иначе. Сцена поделена на несколько секций-комнат без одной стены. Напротив декораций — трибуна со зрителями. Съемки серии организованы так, чтобы они пересаживались в другую секцию при смене сцен. Смех в кадре — настоящий. И если не смешно, то никто не смеется. И тогда „ситком“ закрывают», — объяснил Сергей Жигунов.
Первые пять серий «Моей прекрасной няни» сняли в гробовой тишине. Американцы, участвующие в проекте, пытались объяснить русским, что те делают не так. Те специалисты участвовали в съемках сериала «Друзья», были профессионалами, но отработанные в США технологии в другой стране не работали. Процесс пошел только тогда, когда русские взяли все в свои руки. А зрителей убрали. Но в итоге неожиданно для всех получился один из самых успешных российских комедийных сериалов.
А что играть?
Со времен «Моей прекрасной няни» Сергея Жигунова часто зовут играть в комедиях. Сам актер шутит, что ему пора переходить на роди «благородных отцов». Но в последние годы он мало снимается, зато неожиданно для самого себя стал писать сценарии.
«Думаю, это как-то с возрастом связано. Мне как-то Олег Янковский на такой же вопрос ответил: „Сережа, а что мне играть“? Он был прав, играть было нечего. Когда позорище уже на уровне сценария, это не исправит никто. Мне приходит один, второй, третий, четвертый сценарий, а там — катастрофа. Читаешь, а внутри ничего не шевелится. Раньше я хотел сыграть то и это, а сейчас я уже все сыграл, и что дальше — просто не представляю. Знаю, что могу справиться с работой любой сложности, но того, что мне хочется, не снимают. Нет роли, ради которой можно было все бросить. Что-то и в самой индустрии поменялось, кинематограф стал таким холодным и равнодушным. Куда-то исчезла страсть, когда зрителя захватывает сюжет, хочется плакать и смеяться», — поделился Сергей Жигунов.
Заслуженный артист РФ считает, что во многом ситуация в российском кинематографе связана с западными течениями. Которые — увы — не соотносятся с российским менталитетом.
«В нашей культуре более эмоциональная подача материала. А сейчас мы начинаем подстраиваться под чужое кино. Потому что молодые и талантливые кинорежиссеры хотят продавать кино за границу, получать большие бюджеты на фильмы. Поэтому начинается обесцвечивание историй и ролей, теря-ется эмоциональная составляющая», — констатировал артист.
«Новые люди» нужны культуре
Сергей Жигунов и сейчас работает над новыми проектами, в том числе в качестве сценариста. Какими — пока тайна. Зато артист на творческой встрече с петербуржцами впервые приоткрыл другую завесу: рассказал, почему неожиданно для многих решил стать сторонником партии «Новые люди».
«Мне вообще не все равно. Я общественно активный человек, такой уж у меня темперамент. И мне кажется, что партия „Новые люди“ дает возможность для разумного участия в политической жизни страны. Выбор сейчас не сильно большой, и хочется верить, что Новые действительно будут другими. И что-то в стране изменится. Сейчас мы с партией проводим консультации по поводу взаимодействия в области культуры», — отметил Жигунов.
Артист пояснил, что политические партии и киноиндустрия связаны между собой гораздо сильнее, чем многие привыкли думать.
«Например, политики влияют на законодательство. Сегодня открыт вопрос о возврате цензуры. При этом есть большая разница: законодательные ограничения или цензура от сторонних организаций. Это важный вопрос. Другая тема — поддержка самодеятельных ансамблей и театров на региональном уровне. Потому что без талантов из провинций нашу культурную сферу неоткуда будет подпитывать», — констатировал Жигунов.
Артист отмечает, что настоящая Россия — именно в глубинке, а не в Москве. Поэтому его приклеила идея партии о возвращении максимального внимания регионам. Сам Сергей Жигунов ближайший месяц тоже планирует ездить по разным точкам России — встречаться с поклонниками и искать новые идеи для вдохновения.
Артист уверен: никогда не поздно пробовать что-то новое — и в политике, и в жизни. Так, с петербургскими активистами партии «Новые люди» он впервые снялся в ролике для TikTok.
«Взяли без проб», — пошутил Сергей Жигунов.