Выборы в Петербурге: «Треш будет только усиливаться»

На муниципальных выборах в Петербурге кандидатам угрожают, избивают их и увозят в полицию

8 сентября в Петербурге пройдут муниципальные выборы. Впрочем, будет ли там из кого выбирать — большой вопрос. Петербуржцам, которые хотят баллотироваться, не дают даже подать документы в избиркомы. Возле комиссий с раннего утра выстраиваются огромные очереди из «фейковых кандидатов». Из-за них оппозиционеры не успевают попасть в избиркомы до закрытия. Да и сами комиссии работают еле-еле. То всем ее членам разом становится плохо, и они уезжают на скорых, то просто уходят домой раньше времени. А один из избиркомов и вовсе «заминировали».

На муниципальных выборах в Петербурге кандидатам угрожают, избивают их и увозят в полицию

ТАЙНЫЕ ВЫБОРЫ

В Петербурге 111 муниципалитетов, и в каждом из них работает свой местный совет депутатов. Выборы туда проходят раз в пять лет. Стать муниципальным депутатом может любой петербуржец, для этого достаточно подать необходимые документы в избирательную комиссию муниципального округа (ИКМО) и собрать от 10 до 25 подписей жителей округа в свою поддержку. И если с последним проблем, как правило, не возникает, то первый пункт превращается для независимых кандидатов в Петербурге в настоящий квест.

По закону не позднее чем за 70 дней до выборов каждый муниципалитет обязан принять решение о назначении выборов и опубликовать информацию об этом в официальной газете МО (экземпляр обязательно отправляется в районную библиотеку). После этого у кандидатов есть 20 дней, чтобы подать документы в избирательную комиссию и собрать подписи жителей.

Однако в Петербурге во многих МО скрыли факт назначения выборов.

«Оказывается, выборы [в МО «Академическое» Калининского района] были назначены ещё 9 числа. Уже 20-е! Половина времени на подачу документов — украдена, — рассказал 20 июня на своей странице в «Фейсбуке» депутат Законодательного собрания, член фракции «Яблоко» Михаил АМОСОВ. — <...> Очевидно, что это просто попытка не допустить участия кандидатов от оппозиции в муниципальных выборах».

Подобная ситуация сложилась в МО «Сампсониевское» и МО «Сергиевское» Выборгского района, где выборы объявили 10 июня. Но в экземплярах районных газет, которые отправили в библиотеку, не было информации о выборах.

— Как выяснилось, примерно в трети районов выборы начались 9 июня, но информация об этом не раскрывалась, — рассказал «МК в Питере» координатор проекта «Объединенные демократы» Андрей ПИВОВАРОВ. Фактически оставалось всего девять дней для подачи документов.

Впрочем, и за девять дней можно все успеть. Но, видимо, не в Петербурге, где оппозиционным кандидатам попытались по максимуму усложнить жизнь.

«СИТУАЦИЯ В ГОРОДЕ НЕУПРАВЛЯЕМАЯ»

Проблемы возникали даже с тем, чтобы просто найти избирком. Например, комиссия Екатерингофского округа расположилась в подворотне на Нарвском проспекте. Кандидаты обнаружили ее совершенно случайно. «Нашел муниципальный избирком Екатерингофского округа в бывшем помещении совета ветеранов, — написал 20 июня в «Твиттере» глава петербургского штаба Алексея Навального Александр ШУРШЕВ. — Не знаю, назначены ли выборы, но в окне увидел председателя, которая испугалась меня и убежала в другое помещение. Внутрь не попасть: видеозвонок и вход по магнитной карте».

Но найти избирком — это еще не значит подать документы. Возле многих комиссий с самого утра выстраивались огромные очереди из спортивных молодых парней, которые якобы тоже собирались баллотироваться. Кандидаты, с которыми пообщался «МК в Питере», уверены, что задача этих ребят — максимально затянуть прием документов, чтобы не допустить до выборов оппозиционных кандидатов. По информации издания «ЗакС.ру», им платят за стоя­ние в очереди 1500 рублей.

Возле избирательных комиссий с самого утра выстраиваются огромные очереди из «фейковых кандидатов».

— Сегодня с самого утра [в избирком Екатерингофского округа] пускают только фейковых кандидатов из очереди. Их около 10 человек, — рассказал «МК в Питере» потенциальный кандидат в муниципальные депутаты Богдан ЛИТВИН (на момент сдачи номера в печать ему так и не удалось подать документы в избирком). — На данный момент не могут попасть [в избирком] ни независимые кандидаты, ни даже представители ЛДПР, которые тоже оказались здесь пострадавшей стороной. Документы подают лишь действующие депутаты и непонятные люди [из очереди], которые отказываются представляться и не могут назвать округ, от которого выдвигаются.

Некоторые оппозиционеры, которые хотели зарегистрироваться кандидатами, даже придумали способ обхода этой искусственной очереди — они сделали вид, что сами являются ее участниками.

Но и очереди — это еще не все. Некоторые избиркомы не работали в положенное время, чтобы не регистрировать оппозиционеров. Например, муниципальный депутат Даниил КЕН писал в «Твиттере», что в рабочие часы был закрыт избирком округа «Светлановское».

— Бывает, комиссия просто не работает в определенный день, [работники избиркома] заболели, что-то еще случилось. То есть нам всячески противодействуют еще на стадии подачи документов, — рассказывает Андрей Пивоваров. — Мы отправили жалобу в ЦИК и оттуда приехала [с проверкой] комиссия. Примерно день избирком [одного из МО] работал нормально, а потом началось все то же самое: опять сократился график работы, опять очереди. То есть мы видим, что ситуация в городе неуправляемая.

— Вчера [в избиркоме Екатерингофского округа] работали только двое из трех сотрудников. Они по очереди вызвали себе скорую и уехали. В итоге в помещении избирательной комиссии не осталось никого, кроме охранников, — говорит Богдан Литвин.

30 июня неизвестные сообщили о минировании здания избиркома Екатерингофского округа. В итоге все время работы комиссии полиция искала бомбу. После того, как найти ее не удалось, члены избиркома ушли домой.

Дошло до того, что в избиркоме Екатерингофского округа даже искали бомбу. Фото: facebook / Полина Костылева

Доходило до того, что некоторые оппозиционеры даже ночевали в избиркомах.

— Комиссия МО «Морские ворота» (Кировский район. — Ред.) работала только по четыре часа в день и принимала в час по одному кандидату, — рассказывает кандидат в муниципальные депутаты Андрей ДАВЫДОВ. Ему все-таки удалось подать документы. — Мы вызвали полицию, но она не смогла заставить избирательную комиссию работать. В итоге мы ночевали в здании муниципалитета, сообщив, что никуда не уйдем, пока они не начнут нормально принимать [документы]. У нас в команде был действующий депутат, мы объявили, что у него здесь прием, и поэтому смогли остаться на ночь. В итоге добились своего. Комиссия работает ежедневно с 9:00 до 18:00 и принимает документы очень оперативно — за 10-15 минут.

УГРОЗЫ, ДРАКИ И АРЕСТЫ

Очереди и неработающие члены избиркома — это еще не самое страшное, с чем пришлось столкнуться кандидатам. Муниципальный депутат округа «Морские ворота» и кандидат на муниципальных выборах в этом году Сергей ВИНИЧЕНКО в твиттере «Объединенных демократов» рассказал, как двое мужчин потребовали от него сложить полномочия и угрожали переломать ноги. «Двое неизвестных людей проникли в муниципальное образование, схватив меня, пытались вытащить из совета, вытащив меня в холл, требовали, чтобы я написал заявление о сложении муниципальных полномочий и также убирался вон, или тогда мне переломают ноги», — рассказал Сергей Виниченко.

А руководителя штаба Алексея Навального в Петербурге Александра Шуршева и вовсе избили. Это произошло 26 июня у избиркома Екатерингофского муниципального округа.

«Я ехал на работу и решил посмотреть, как обстановка у избиркома, там в последние два дня были большие очереди. Очередь была и в этот раз, — рассказал Александр Шуршев изданию Znak.com. — Я достал телефон и стал снимать. В этот момент на меня напал какой-то человек. Я от него побежал, но споткнулся и упал. Он стал меня пинать и пытался вырвать телефон. В этот момент подошел охранник. Никаких действий он, однако, не предпринял. Телефон в итоге у меня нападавший вырвал и разбил об асфальт. У меня ссадины на руках, коленях и на лице, а также порваны брюки».

Потенциальных кандидатов, которые пытались подать документы в избирком, избивали и угрожали «переломать ноги». Скриншот видео facebook

По словам Богдана Литвина, полиция возле Екатерингофского муниципального округа «дежурит постоянно и выполняет роль охраны ИКМО от кандидатов».

Как указывают ряд наблюдателей, среди работников Екатерингофского округа есть Альбина Даминова. Ее фамилия совпадает с фамилией начальника 77 отдела полиции Ильгиза Даминова. Некоторые кандидаты уверены, что именно поэтому полиция так быстро приезжает к избиркому и задерживает оппозиционеров. Скриншот видео youtube

29 июня полиция задержала потенциальных кандидатов в муниципальные депутаты Полину Костылеву, Федора Горожанко, а также члена «Наблюдателей Петербурга» Красимира Врански.

29 июня полиция задержала потенциального кандидата Федора Горожанко и отправила его в 77-й отдел полиции. Скриншот видео vk.com/vranski

Их доставили в 77 отдел полиции. Правозащитник Динар ИДРИСОВ написал в «Фейсбуке»: «Полицейские, их задерживавшие, не стеснялись прямо при них предлагать присутствующим фейковым кандидатам написать заведомо подложные заявления, о том, что задержанные выражались нецензурной бранью в общественном месте. <...> на них сфабриковали протоколы об административных правонарушениях по ч. 2 ст.20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство, сопряженное с неповиновением сотрудникам полиции). Статья арестная и судебная, то есть по ней суд может назначить до 15 суток административного ареста. Весь день и вечер задержанных держали незаконно в дежурной части отдела полиции. Ближе к ночи удалось добиться освобождения Полины Костылевой, хотя ее вообще не имели права держать более 3 часов как маму несовершеннолетних детей».

Ночью Полину Костылеву отпустили из отдела полиции, а Федора Горожанко и Красимира Врански оставили, как написал Динар Идрисов, «ночевать на нарах, а сегодня или завтра их повезут в суд, где как мелких хулиганов могут арестовать как раз на время фазы регистрации кандидатов на муниципальных выборах». Горожанко и Врански выпустили только 1 июля. Они провели в заключении около 48 часов.

Задержанных Федора Горожанко (на фото слева) и Красимира Врански (на фото в центре) отпустили из отдела полиции только 1 июля. Они провели в заключении около 48 часов. Фото: vk.com/vranski

После освобождения Полина Костылева рассказала в «Фейсбуке»: «12 часов изоляции ради попытки быть зарегистрированным кандидатом. Как-то не очень. Не ощущаю никаких честных выборов и радости от участия в местном самоуправлении».

«Вменяется мне то, что я якобы «громко кричал, размахивал руками и препятствовал задержанию Фёдора Горожанко», — сообщил во «ВКонтакте» Красимир Врански. — Естественно, это выдумки. Никаких противоправных действий я не совершал в отличие от сотрудников полиции. <...> Никаких сомнений не остаётся: полиция, ИКМО, муниципалы — это одна банда, все они действуют заодно, чтобы лишить граждан Петербурга законного права быть избранными».

На этом задержания не закончились. У избиркома округа «Сампсониевское» Выборгского района в полицию увезли потенциальных кандидатов Бориса Романова, Даниила Кена, Романа Максимова, Сергея Беляева, Владимира Первовского и Наталью Баринову. На них составили протоколы за нарушение общественного порядка (ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ). По этой статье можно получить до 15 суток ареста.

КОМУ НУЖНЫ МУНИЦИПАЛЫ?

Муниципальные депутаты фактически не получают зарплаты. За работу им полагается только небольшая компенсация. В Петербурге она не может превышать 16260 рублей (по состоянию на март 2019 года). Плюс муниципальные депутаты получают право бесплатно пользоваться общественным транспортом. В общем, если работать честно, на этом явно не разбогатеть. Тем не менее многие муниципалы держатся за свои посты.

Одна из причин заключается в том, что в распоряжении МО находятся сравнительно большие деньги. По информации Znak.com, средний бюджет округа превышает 100 миллионов рублей.

— Муниципалитет все-таки располагает определенным бюджетом, и есть люди, которые за него держатся, — считает Андрей Давыдов.По уровню и качеству благоустройства можно судить, что определенная доля этого бюджета разворовывается. Соответственно, по этой причине граждане, которые от этого кормятся, так и держатся за свои места.

— Муниципальные образования образуют муниципальные унитарные предприятия, куда можно устроить своих родственников и друзей. И таким образом они зарабатывают какие-никакие, но деньги, — добавляет потенциальный кандидат в муниципальные депутаты Богдан Литвин.

Именно от муниципальных депутатов зависит, кто из кандидатов в губернаторы пройдет регистрацию. Чтобы фамилия того или иного человека оказалась в избирательном бюллетене, ему надо пройти муниципальный фильтр — то есть получить подписи 10 процентов муниципальных депутатов. Последнее — задача почти невозможная для оппозиции. Большинство нынешних муниципальных депутатов — из «Единой России», и они вряд ли отдадут свой голос не одобренному сверху кандидату. Например, в этом году муниципальный фильтр пытался пройти депутат Заксобрания Борис ВИШНЕВСКИЙ («Яблоко»).

— В целом ряде муниципалитетов депутаты говорили мне открытым текстом, что они все подписи [за нужных Кремлю и Смольному кандидатов] уже сдали. Этот факт никто особо не скрывает, — рассказал «МК в Питере» Борис Вишневский.Это хорошо известная технология, которая называется бетонированием муниципального фильтра, чтобы никому, кроме «нужных» кандидатов, ничего [подписей] не осталось. Или остались крохи. В прошлом году в Псковской области так же работали на выборах губернатора. Поэтому, естественно, процесс идет очень тяжело.

Именно из-за муниципального фильтра оппозиционный кандидат Борис Вишневский не сможет учавствовать в выборах губернатора. Скриншот видео youtube

СЛОМАННЫЙ РУПОР

Но больше всего в депутатах заинтересованы простые петербуржцы. Ведь именно муниципалы занимаются благоустройством территории.

— Бывает, покупают бетонную скамейку за 500 тысяч рублей. Понятно, что здесь распил, — говорит Андрей Пивоваров. [Вместо этого] можно сделать комфортные дворы, скверы. Депутат — это рупор интересов своих граждан. Люди могут обратиться к нему с проблемой, и он уже выйдет в депутатский совет с инициативой, как ее решить.

— Я могу привести пример, — добавляет Андрей Давыдов. — На благоустроенной территории Канонерского острова РПЦ решило построить храм. И это при том, что на острове много неблагоустроенной земли. Например, есть парк, который выглядит, как дикий лес, заваленный мусором. В итоге жители высказались против строительства храма именно на благоустроенной территории. Муниципалитет в этой ситуации побоялся высказаться, не понравиться районной администрации. Он самоустранился и не смог представлять интересы граждан. Так быть не должно.

Но пока к участию в выборах будут допускать только «своих» кандидатов, такие ситуации будут повторяться снова и снова.

— Есть проблемы, которые надо признать. В первую очередь, это претензия к городской избирательной комиссии, которая показала свою неработоспособность, — считает Андрей Пивоваров. — Это должны быть кадровые решения, целый ряд уголовных дел. Надо привлечь к уголовной ответственности глав самых одиозных МО. Это «Ржевка», «Звездное», «Сампсониевское», «Екатерингофский». К сожалению, власть вряд ли решится на такие шаги. Но без жестких мер ничего не изменится.

— Всем нам нужно активизироваться и помогать своим кандидатам, активно участвовать в жизни города. Кроме нас этого делать некому, — добавляет Красимир Врански.

 

«Готовы идти на любое мошенничество»

Правозащитник Динар ИДРИСОВ (цитата по его странице в «Фейсбуке»):

— Понятно, что за «выборными» процессами в муниципальных образованиях стоит исполнительная власть, представленная районными администрациями. За ней стоит городская власть, далее администрация президента. Никому оппозиционные кандидаты с шансами получить мандаты муниципальных депутатов не нужны. На фоне низкого рейтинга «партии власти» их просто решили не допускать на выборы, не давать выдвинуться, не регистрировать, выставлять мелкими хулиганами и бузотерами. <...> Треш с муниципальными выборами и выборами губернатора Санкт-Петербурга будет только усиливаться».

Депутат Заксобрания Борис ВИШНЕВСКИЙ (цитата по его странице в «Фейсбуке»):

— 26 июня, выступая на заседании питерского Законодательного Собрания, я говорил, что это — доказательство отсутствия в городе нормальной местной власти. Доказательство превращения части городских муниципалитетов (почти тотально контролируемых «Единой Россией») в закрытые группировки, готовые идти на любое мошенничество, чтобы сохранить свои места и свою возможность распределять и «осваивать» местные бюджеты. При нынешнем отношении горожан к «ЕР» их единственный шанс сохраниться — это любой ценой не дать конкурентам участвовать в выборах. Скрыть назначение выборов, скрыть избирательные комиссии, не позволить «чужим» подать документы, поставить «титушек» на входе в комиссии... Когда я начал это говорить, мне, как водится, отключили микрофон — слышать такое для нашего «единороссовского» большинства было невыносимо.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру