Корреспондент поговорил со всеми участниками трагедии и постарался разобраться в проблемах «маленького городка».
Ужасы нашего садоводства
Инцидент произошел 24 мая в СНТ «Аудио» во Всеволожском районе. Василиса с двухлетним сыном приехала к бабушке отдохнуть. По словам женщины, вечером она с ребенком находилась на детской площадке, которая пользуется популярностью у местных детей и их родителей. В этот раз они были одни: мальчик играл в песочнице, мама за ним приглядывала, попутно общаясь по телефону со свекровью. Около 17 часов к площадке подбежали два алабая, сели поодаль и стали наблюдать за Василисой и ее ребенком.
«Никакой провокации с нашей стороны не было, — рассказала женщина «МК в Питере». — Сын собак не боялся и не замечал их».
По словам Василисы, в тот момент, когда ее малыш доиграл и пошел к ней, повернувшись к собакам спиной, алабаи рванули с места.
«Они набросились, схватили сына зубами. Я вырвала его из их пастей, стала пробовать уйти. Ребенка держала в правой руке, левой пыталась отстраниться от собак», — рассказывает Василиса.

По словам женщины, все, что происходило на детской площадке, она помнит фрагментарно. Псы наскакивали, пытаясь выхватить ребенка из рук матери. И в какой-то момент, как говорит Василиса, им это удалось. Она вновь отняла ребенка, но не смогла устоять на покусанных ногах. Упала, накрыв собой сына. Собачьи челюсти смыкались то на ногах женщины, то на руках. Доставалось и ребенку.
По словам Василисы, все это время, пока ее и ребенка грызли псы, она кричала — от ужаса, боли, страха за себя и сына. Но никто из жителей ближайших домов не вышел помочь.
«Я поняла, что не справляюсь с собаками, что мы сейчас умрем и эти собаки нас просто растерзают», — признается Василиса.
Именно в этот момент, когда женщина уже мысленно прощалась с жизнью, подоспела помощь в лице хозяйки алабаев.
«Я открыла ворота, так как собиралась выехать по делам, в этот момент собаки сорвались и убежали с участка. Рядом с нашим домом есть лесок, и я подумала, что они рванули туда. Я загнала машину и пошла искать собак. Через какое-то время услышала крики со стороны детской площадки, — рассказала «МК в Питере» владелица овчарок Эльмира. — Чтобы быстрее добраться, поехала на машине. Сразу же отогнала собак. Псы побежали в сторону дома, а я поехала за ними — проследила, чтобы они зашли на участок, и закрыла ворота. После этого я вернулась на площадку, там уже была одна из соседок».
Выяснилось, что для Василисы и ее сына в СНТ уже вызвали скорую. Но по каким-то причинам она все не ехала. Тогда Эльмира посадила пострадавших в свою машину и отвезла их в Токсовскую районную больницу.
Дела больничные
По приезде выяснилось, что в Токсовской РБ помощь оказывают только взрослым. Принять покусанного собаками двухлетнего мальчика они не могут. Подъехавший в больницу муж Василисы Павел вызвал для сына платную скорую помощь, которая увезла мальчика в петербургскую детскую больницу Марии Магдалены. У малыша диагностировали укушенные раны правого бедра, голени, гематомы передней брюшной полости и паховой области (копия документов есть в редакции).

Помимо этого, специалисты отметили у ребенка нарушения психики, которые могут являться следствием перенесенного стресса: мальчик начал скрипеть зубами, беспокойно спать и капризничать. В больнице малыш провел две недели.
«Ему обрабатывали раны, следили за тем, чтобы не было заражения», — рассказала Василиса.
Сама она далеко не сразу получила помощь медиков Токсовской районной больницы. Оказалось, что вечером во вторник там работали лишь два хирурга, а желающих воспользоваться их помощью было много.
Как рассказала Эльмира, она оставалась в больнице, пока не убедилась, что Василису госпитализировали. Врачи диагностировали у покусанной алабаями женщины рваные раны подмышечной области слева и нижней трети левого бедра (собаки буквально оторвали кусок плоти). Укушенные раны обнаружили на левом плече (две), локте, левой ягодице (две), бедре (три) и правой голени (четыре). Плюс к этому — множественные ссадины и подкожные гематомы. Подтверждающие это документы есть в распоряжении редакции. Сейчас Василиса находится на амбулаторном лечении и каждый день ходит на перевязку.
Что могло стать причиной?
По словам специалиста по поведению собак школы дрессировки «Клевердог» Надежды Яценко, при правильном обучении домашняя собака (неважно, каких она размеров) не проявит агрессию без причины.
«Одним из необходимых направлений селекции была и остается ориентированность собаки на контакт с человеком, и этим она принципиально отличается от своих диких предков, — рассказывает специалист. — Агрессия любой домашней собаки к людям имеет причиной либо ее личный негативный опыт общения с человеком, либо отсутствие своевременной социализации и воспитания со стороны хозяина».
Владелица алабаев Эльмира уверяет, что ее псы не агрессивны. Косвенно это подтверждается словами Василисы о том, что сначала соседские среднеазиаты просто сидели в сторонке и наблюдали.
«Вероятно, была какая-то провокация. Я не заступаюсь за своих собак, но вот так получилось. Это несчастный случай, и я очень сожалею. Мы [c мужем] не открещиваемся от произошедшего. Но даже сама пострадавшая сказала: они прибежали и сели, а дальше почему-то взяли и набросились. С чего вдруг они набросились? Но как бы там ни было — есть пострадавшие, и мы за это отвечаем», — сообщила Эльмира.

Точно определить, что стало причиной нападения, смогут только специалисты. Кинолог, с которым пообщался «МК в Питере», озвучил несколько версий. Сразу оговорим: у редакции нет цели кого-то оправдать или обвинить, это лишь попытка объяснить ситуацию логически.
«Язык тела собак очень выразительный. Угроза с их стороны выглядит как пристальный взгляд, напряженное тело, «увеличение в размерах» (поднятие шерсти, хвоста, головы, ушей), демонстрация зубов, рычание. Помните, что собака может проявлять агрессию страха — то есть она сама вас боится и при возможности постарается уйти от конфликта. Избежать реального нападения можно, если не делать резких движений (лучше вообще замереть), смотреть чуть в сторону (не отвечать встречным пристальным взглядом), можно осторожно увеличивать дистанцию, отходя по дуге и не поворачиваясь спиной к животному», — рассказала Надежда Яценко.
Также, по мнению специалиста, если рядом с собаками оказался ребенок, жизненно важно, чтобы он не бегал и не кричал. Необходимо аккуратно, без резких движений, спрятать ребенка за своей спиной, прижать к телу и вместе осторожно отступать от потенциальной угрозы. Зная среднестатистическое поведение детей, можно предположить, что ребенок Василисы играл в песочнице без опаски, не старался вести себя тише и осторожнее, чем обычно. Да и зачастую двухлетнему ребенку сложно объяснить, что любая собака может представлять опасность.
В общении с «МК в Питере» Василиса подтвердила, что сын собак не боялся, все его внимание было уделено игрушкам, животных он будто и не заметил. А вот пошел он к ней, повернувшись к алабаям спиной. В теории овчарки могли принять это за провокацию.
Цена улаживания конфликта
После инцидента хозяева собак сразу заявили, что готовы оказывать содействие и правоохранителям, и семье пострадавших. При разговоре с корреспондентом «МК в Питере» Эльмира также несколько раз подчеркнула, что они с мужем понимают серьезность ситуации, признают вину и готовы отвечать за своих питомцев.
Муж Василисы Павел в разговоре с «МК в Питере» подтвердил, что хозяева алабаев поначалу согласились решить ситуацию мирно, в досудебном порядке. Однако достичь соглашения стороны не смогли. Возник конфликт, улаживать который соседи по СНТ планируют уже в суде.
«Я сказал хозяину собак, что нужны деньги на лечение, реабилитацию, психотерапевта для ребенка. Сын находится в шоковом состоянии, извините за подробность, он от стресса не мог в туалет сходить сутки. Моя мама рассказала, что в больнице он боялся вставать на ногу. Сын часто говорит, что надо прятаться, бежать. У него есть какая-то зацикленность. Когда он был в больнице, мы привезли его любимые игрушки — зебру и льва, так он прятал зебру и говорил, что лев будет ее кусать. Рана на ноге сына была настолько глубокой, что даже жировая клетчатка выпадала. Врачи говорили, что вероятность нагноения высокая. Поэтому наблюдали за заживлением в динамике», — рассказывает Павел.
Судя по всему, стороны не смогли договориться о том, сколько денег понадобится на лечение, реабилитацию, работу психотерапевта с ребенком и так далее. По словам Эльмиры, Павел озвучил ей с мужем сумму 1,5 млн рублей, и потому они отказались что-либо платить. Сам Павел, разговаривая с журналистом «МК в Питере», настаивал, что вообще никаких цифр не озвучивал.
По его словам, когда он встретился с мужем Эльмиры Юрием, тот сразу сообщил, что максимум смогут заплатить 100 тысяч рублей. Как сообщил Павел журналисту, он уже потратил на лечение жены и сына больше этой суммы.
«МК в Питере» поинтересовался у Павла, почему владельцы псов настаивают на том, что с них хотели взять 1,5 млн рублей. Ответить на это мужчина не смог, при этом еще раз повторил, что точную сумму не называл, лишь перечислил «пункты расходов»: лечение, реабилитация, психологическая помощь для ребенка, пластические операции для жены (они потребуются из-за характера ран), моральная компенсация. Правда, когда услышал, что владельцы алабаев готовы выплатить лишь 100 тысяч, сообщил, что, по оценкам его адвоката, если дело дойдет до суда, хозяева агрессивных собак заплатят гораздо больше.
С точки зрения закона
По словам юристов, к которым обратилась редакция «МК в Питере», ситуации, когда собака, сорвавшись с поводка или привязи, покусала или травмировала кого-то, — довольно частое явление. Обращение в суд за компенсацией причиненного вреда также не редкость.
«Но большинство забывает, что подобные действия собаки напрямую отражаются на ее хозяине (собственнике) и на практике квалифицируются следствием по статьям Уголовного кодекса. В случае, когда нанесенные животным травмы расцениваются как тяжкий вред здоровью, возбуждается уголовное дело по статье 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности), — объясняет управляющий партнер коллегии адвокатов Pen&Paper Алексей Добрынин. — В рамках возбужденного уголовного дела потерпевшая сторона вправе заявить гражданский иск и потребовать от заводчика собаки компенсации физического и морального вреда. На практике суды удовлетворяют заявленные иски и компенсируют и физический, и моральный вред. Суммы зависят от конкретных обстоятельств дела. Это может быть и 100 тысяч, и 10 миллионов рублей».
В практике коллегии адвокатов подобный эпизод был. Тогда южноафриканский бурбуль выбежал на дорогу и напал на пожилого человека. Буквально снял с него скальп. Через месяц, не приходя в сознание, мужчина умер. Как рассказал Алексей Добрынин, сначала было возбуждено дело об административном правонарушении. Владельца собаки оштрафовали на сумму около 500 рублей за выгул животного без намордника.
После этого дела коллегия приняла защиту потерпевшей стороны на себя и добилась возбуждения уголовного дела по статье 118 УК РФ. Наказание по ней — до 1 года лишения свободы.
«О нежелании следственных органов при наличии достаточных данных о совершенном преступлении возбуждать уголовные дела рассказывают многие. Но здесь, как пишет Верховный суд в своих постановлениях, надо исходить из конкретных обстоятельств уголовного дела. Случаи, когда речь идет о травмированном или погибшем в результате нападения собаки, как правило, заканчиваются возбуждением уголовного дела. Процесс доказывания общий: нужна доказательная база в виде показаний свидетелей, подтверждающих факты нападения собаки, требуется экспертиза для определения тяжести причиненного вреда и установления причинно-следственной связи между совершенным нападением собаки и наступившими последствиями», — рассказывает Алексей Добрынин.
На момент подготовки материала к публикации стороны конфликта, произошедшего в СНТ «Аудио», были твердо уверены, что заключить досудебное соглашение, не привлекая правоохранителей и суд, не получится. Владельцы собак согласны оплатить лечение Василисы и ее ребенка, но не готовы платить крупные суммы. Муж и отец пострадавших Павел планировал решить конфликт, не доводя до судебных и следственных разбирательств, но позиция хозяев овчарок и сумма, которую они предложили, его в корне не устраивают. Сейчас ситуация находится на контроле у полиции. Семья пострадавших с адвокатами готовит документы для обращения в суд.