Убойный Невский: как снизить смертность на дорогах Петербурга

Каждый день в Санкт-Петербурге происходит в среднем около 400 аварий. Одни из самых жутких случаются на главной магистрали города.

12.03.2019 в 17:04, просмотров: 1133

Главная магистраль города не только одна из самых загруженных, но, увы, одна из самых аварийных. «МК в Питере» вспомнил, какие громкие ДТП случались на Невском, и узнал, как активисты предлагают обезопасить главную артерию города.

Убойный Невский: как снизить смертность на дорогах Петербурга

Восемь жутких аварий на самом известном проспекте города

 29 декабря 2018 года.​​ Пересечение Невского проспекта и канала Грибоедова

фото: vk.com

Жуткое ДТП с участием четырех машин произошло около 5 утра. Разъехаться не смогли BMW X5, Kia, Scoda и «Жигули» шестой модели. Причина — водитель Kia был пьян. 18-летний водитель «Жигулей» скончался в больнице.

  31 августа 2017 года. Невский проспект, 28

фото: vk.com

В половине второго ночи водитель легкового «Форда Мондео» не справился с управлением, врезался в группу людей у Казанского собора, протаранил ларек с кукурузой и снес ограду сквера. Серьезно пострадали четыре человека.

 18 июня 2018 года. Невский проспект, 65

фото: vk.com

Автомобиль «Яндекс.Такси» с пассажирками на борту «нырнул» на тротуар. От столкновения с пешеходами у станции метро «Маяковская» спас фонарный столб. В аварии пострадали водитель и обе пассажирки.

 19 февраля 2019 года. Невский проспект, 27

фото: vk.com

Пожилой мужчина переходил Невский проспект, но в последний момент оступился и упал на проезжую часть. Водитель приближавшегося троллейбуса № 22 не успел затормозить и сбил пенсионера. Спустя полтора часа он умер в больнице. Согласно системе ГЛОНАСС скорость троллейбуса в момент ДТП составляла 35 км/ч. У сотрудников ГИБДД претензий к водителю нет. Однако они появились у работодателя шофера. 4 марта телеграм-канал «1703» опубликовал документ, подписанный «отделом главного ревизора по безопасности движения». В нем говорится, что водитель нарушил аж два пункта должностной инструкции:

Пункт 1.4.2. «Водитель должен уметь прогнозировать возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций в процессе управления и совершать действия по их предотвращению».

Пункт 3.14. «При проезде мест скопления пешеходов (2-х и более человек), в том числе пешеходных переходов, скорость не более 5 км/ч».

Учитывая, что Невский проспект всегда является местом скопления людей (и даже ночью), стоит предполагать, что теперь, дабы не нарваться на выговор за нарушение должностной инструкции, водители троллейбусов предпочтут не превышать на главной магистрали города указанные 5 км/ч. К слову, это скорость идущего человека.

 29 ноября 2018 года. Невский проспект, 51

фото: vk.com

Под колесами неаккуратного водителя BMW оказался велосипедист. По данным очевидцев, иномарка решила уйти в правый ряд, сбила велосипедиста, после чего врезалась в «Митсубиши», которую от удара развернуло поперек дороги. Ехавшая по левому ряду «Тойота Камри» не успела увернуться. Велосипедист отделался шоком и сломанным транспортным средством.

 20 октября 2018 года. Невский проспект у Гостиного двора

фото: vk.com

Водитель BMW пятой модели решил на скорости перестроиться в левый ряд. Но не рассчитал дистанцию. Иномарка врезалась в попутную машину, подскочила и влетела в «Хендай Гетс». Последний вылетел на остановку около Гостиного двора. По чистой случайности, никто из многочисленных пешеходов не пострадал.

 24 февраля 2019 года. Невский проспект, 55

фото: vk.com

30-летний Мурад Касымов, находящийся в наркотическом опьянении, на BMW X6 влетел на тротуар и протаранил толпу. Два человека — 38-летняя москвичка Евгения Корнеенкова и

40-летний Тодд Кроуэл погибли на месте. Еще четыре человека с различными травмами оказались в больнице.

На одном из допросов Касымов сказал, что в какой-то момент отключился за рулем. Он арестован на два месяца, ему грозит до девяти лет колонии.

 18 июня 2018 года. Невский проспект, 73.

фото: vk.com

28-летний уроженец Владивостока Иван Ярочкин решил полихачить на своей «Тойота Супра» наперегонки с другом. Старт на «зеленый», и довольно быстро стрелка на спидометре уходит за отметку 100 км/ч. Никто не ожидает, что в этот момент (дело ближе к часу ночи) дорогу будет переходить пешеход — заслуженная балерина РСФСР, старейший педагог Мариинского театра Ольга Искандерова. Автомобиль ее сбил, Ольга Искандерова погибла.

Уголовное дело прекратили «за примирением» сторон.

 

ТОРМОЗИТЬ НЕ ТОЛЬКО ШТРАФАМИ

Активисты общественного движения «Красивый Петербург» вскоре после массовой аварии, которая произошла на Невском проспекте 24 февраля 2019 года, вышли на одиночные пикеты. Они требовали от власти взять под контроль вопрос повышения безопасности дорожного движения.

Активисты предлагают внедрить в Петербурге программу Vision Zero, запущенную в 1997 году в Швеции. Ее цель — снизить количество смертей на дорогах до нуля. «МК в Питере» изучил эту программу и выяснил, что предлагают активисты для повышения безопасности на российских дорогах.

Снизить скорость движения. Оптимальная скорость для города — 30–50 км/ч в зависимости от типа улицы.

Отменить «разрешенное превышение» в 20 км/ч. Внедрение только этих поправок поможет многократно уменьшить количество смертей на дорогах.

— Водители превышают не только из-за отсутствия серьезного наказания, но и из-за того, что наши дороги позволяют это делать, — говорят активисты.

фото: vk.com
Активисты предлагают внедрить программу, которая уже 22 года действует в Швеции.

«Успокоить трафик». То есть снизить скорость движения «принудительно». В этом могут помочь сужение полос с 3,5 до 2,5–3 метров. Чем шире полоса, тем проще развить на ней высокую скорость. Также снижают скорость островки безопасности, выступы и изгибы дороги, контрастное покрытие, лежачие полицейские и круговое движение. Все это может уменьшить риск ДТП с летальным исходом. Также снизить аварийность помогут разделительные барьеры и полосы.

Неотвратимость наказания. Концепция Vision Zero — каждую аварию с летальным исходом расследует спецкомиссия. Как авиакатастрофу. Она не только определяет виновного, но и выявляет ошибки, которые привели к аварии, и вырабатывает рекомендации, как избежать их в будущем.

Усиление контроля. По словам активистов, в Петербурге необходимо значительно улучшать работу полиции. Особенно когда речь идет о фото- и видеофиксации. Чем больше вероятность получить штраф, тем меньше нарушений.

Как уверяют представители «Красивого Петербурга», за 20 лет после введения в Швеции концепции Vision Zero, смертность на дорогах снизилась на 60 процентов: с 60 до 25 человек на миллион жителей. В Норвегии, где также действует программа, самый низкий показатель: и вовсе 20 погибших на миллион. В России это показатель составляет 132 жертвы на миллион человек.

 

А КАК У ДРУГИХ?

В разных странах свои методы борьбы с гонщиками на дорогах. Мы отобрали страны с самыми жесткими мерами и большими штрафами. Для удобства восприятия региональные валюты мы перевели в рубли.

Канада

  • Превышение скорости карается строже, чем проезд на красный или езда в нетрезвом виде.
  • Превышение скорости более 60 км/ч — штраф до 500 тысяч рублей.
  • Вождение в нетрезвом виде (более 0,8 промилле): от 30 тысяч.

Нидерланды

Здесь не так страшен сам штраф, как рецидив проступка. За повторное нарушение на одном участке дороги могут лишить прав или даже конфисковать автомобиль.

Португалия

Штраф за превышение — до 132 тысяч рублей. Дорожная полиция здесь экипирована устройствами, принимающими штрафы на месте. Пока он не оплачен, водитель никуда на машине не уедет.

Финляндия

  • Здесь штраф прямо пропорционален доходу нарушителя. Были случаи, когда начисляли 100, 150 и 170 тысяч евро (7,4; 11,1 и 12,6 миллионов рублей соответственно). Большие суммы рассматривает суд, который практически всегда встает на сторону властей.
  • Вождение в нетрезвом виде (более 0,5, но менее 1,2 промилле) — от 6,7 тысяч рублей и лишение прав на 1–3 месяца; более 1,2 промилле — примерно от 27 тысяч рублей, возможно лишение свободы.

Норвегия

Здесь отобрать права могут уже при превышении разрешенной скорости на 26 км/ч. Более того, за злостные и многократные превышения скорости могут даже посадить.

Китай

Превышение скорости более 60 км/ч — штраф до 19,6 тысяч рублей. В Китае водитель, по вине которого пострадавший в аварии лишился руки или ноги, обязан выплачивать пожизненную компенсацию. Правда, после введения этого закона там столкнулись с другой проблемой — некоторые водители, сбившие человека, предпочитают вернуться и «добить» пешехода. Тюремное заключение им предпочтительнее вечных выплат.

Франция

  • Превышение скорости более 60 км/ч — штраф до 112 тысяч рублей.
  • Вождение в нетрезвом виде (от 0,5 до 0,8 промилле) — 10 тысяч; более 0,8 промилле —335 тысяч и лишение прав до трех лет.