Группа силовиков два года занималась грабежами и разбоями

Несколько лет назад эта банда прославилась на всю Россию дерзким ограблением инкассаторов и двумя нападениями в аэропорту «Пулково»

Добыча налетчиков исчисляется миллионами долларов. Довольно быстро выяснилось, что корочки работников юстиции и форма оперов спецназа — «липовые». Зато оружие и пострадавшие — самые настоящие.

Несколько лет назад эта банда прославилась на всю Россию дерзким ограблением инкассаторов и двумя нападениями в аэропорту «Пулково»
Навыки, полученные на службе, силовики использовали при нападениях. Фото предоставлено Главным следственным управлением СК России по Санкт-Петербургу

Впрочем, амуницию бойцов отряда спецназначения бандиты надевали не просто так — почти все ныне подсудимые имели отношение к военной службе или правоохранительным органам. А один из руководителей группировки оказался родным братом бывшего игрока питерского «Зенита» Олега Самсонова. Расследование почти всех «подвигов» банды уже завершено, свое слово сказали и присяжные. Судье осталось лишь озвучить срок. «МК» в Питере» напомнит, чем прославилась группа «лжеспецназа» и как с каждым успешным «делом» росли их аппетиты и наглость.

Проба сил на инкассаторах

На то, чтобы установить всех участников банды, выяснить подробности каждого нападения, разбоя и грабежа, у следователей ушло почти четыре года. На поверхность всплыло немало интересных и даже шокирующих деталей. Что-то так и осталось нераскрытым.

Довольно быстро выяснилось, что во главе преступной группы стояли два приятеля — брат бывшего зенитовца Виталий Самсонов и Игорь Хлудков. В 2012 они решили заработать легких денег. Но «работать» вдвоем им показалось довольно хлопотно. Привлекли помощников: Хлудков позвал бывшего коллегу по охранному предприятию «Селенга» Александра Громова и его дальнего родственника Андрея Карпова.

Налетчик Самсонов (в центре) тесно дружил с бандитом Хлудковым (слева) и даже познакомил его со своим знаменитым братом-футболистом Олегом Самсоновым (справа). Фото предоставлено Главным следственным управлением СК России по Санкт-Петербургу

Громов был для банды ценным кад­ром. Работая в «Селенге», которая инкассировала почтовые отделения, он знал нюансы этой деятельности. Было решено грабить «почтовых» инкассаторов.

Готовились серьезно. Специально для нападения угнали машину марки BMW, повесили на нее дубликаты чужих номеров, добыли оружие. Где именно его приобрели, следствие выяснить не сумело.

— Но из непротокольных разговоров с Хлудковым я понял, что «оружейником» банды был именно он, — рассказывает следователь Главного следственного управления Следственного комитета России по Санкт-Петербургу Иван СТАСЕНКО. — Хлудков оружие любил, разбирался в нем. Самсонов был, скорее, спортсменом.

Следствию удалось идентифицировать лишь один из пистолетов, изъятых у задержанных. Им оказался рабочий «ствол» Хлудкова. В 2012 году он еще трудился охранником и имел право на ношение оружия. Уходя со смены, он его, в нарушение правил, не сдавал. А начальник смотрел на это сквозь пальцы. Когда следователь изъял пистолет, к тому моменту уже бывшее начальство Хлудкова, конечно, забеспокоилось. Даже писало в Следственный комитет письма с просьбой вернуть оружие. Но пистолет приобщили к делу, как вещественное доказательство.

 

Но все это было потом. А тогда, 11 ноя­бря 2012 года группа вышла на первое ограбление. Разделилась. Карпов и Громов следили за инкассаторами, следуя за ними на машине. Данные о передвижении по телефону передавали сидевшим в угнанной «бэхе» Самсонову и Хлудкову. Когда инкассаторы собрали выручку из нескольких почтовых отделений и выехали на Шафировский проспект, их «реношку» протаранила «бэха». А дальше как в боевике. Самсонов и Хлудков выскочили из машины, один из них прикладом ружья разбил окно в инкассаторской машине, ударив при этом по голове одного из потерпевших. Вырвали из рук опешивших от такой наглости бойцов сумки, в которых было более девяти миллионов рублей. Зачем-то прихватили борсетку и травматический пистолет одного из потерпевших. И, поскольку BMW после удара оказалась не на ходу, просто сбежали.

«Усиленный» состав

После успешного нападения банда разрослась. К ней присоединился сосед Громова — подполковник УФСИН по Петербургу и Ленинградской области, действующий сотрудник спецотряда «Тайфун» Павел Григорьев. Он, в свою очередь, притащил друга — Александра Глотова.

Самсонов привлек в группу старого знакомого — бывшего оперативника уголовного розыска 44-го отдела полиции Приморского района Петербурга Антона Куликова. Вместе они проходили обвиняемыми по уголовному делу о вымогательстве. Самсонова тогда приговорили к условному наказанию, а Куликова (хоть он и пошел на сделку со следствием), как представителя силовых структур — к реальному. Отсидев четыре года, бывший опер угрозыска досрочно освободился. На Фемиду был сильно обижен, а в деньгах нуждался. Потому на предложение кореша охотно согласился.

Ответили согласием на приглашение Самсонова и еще трое: приятель Георгий Зухин, старый знакомый, орчанин Дмитрий Горшков и его земляк Константин Зубов.

Участники банды. Фото предоставлено Главным следственным управлением СК России по Санкт-Петербургу

В таком усиленном составе банда и работала дальше. К подготовке преступлений подходила очень ответственно, каждое событие разрабатывалось около полугода. Машины использовали угнанные, прокатные или оформленные на подставных людей. Действовали, отмечает следователь, четко и слаженно. Как-никак, силовики.

Два разбоя и похищение

Вторым «делом» лжеспецназа стало разбойное нападение в сентяб­ре 2013 года в аэропорту «Пулково-2» на иностранца, привезшего наличными 2,5 миллиона долларов (по тому курсу около 80 миллионов рублей). Как потом установило следствие, эти деньги — наследство некоего гражданина Азербайджана. Денежные средства он обналичил и задекларировал в Дубае. А потом передал приятелю, чтобы тот вложил доллары в недвижимость в Петербурге. Однако дальше аэропорта Северной столицы приятель наследника с деньгами не ушел.

Следствие так и не выяснило, откуда банда получила информацию о грузе азербайджанца. Ходили слухи, что ее «слили» полицейские, но данные не подтвердились. Проверяли, в числе прочих, и брата Куликова, который по странному совпадению работал в аэропорту. Он оказался непричастен (руководство аэропорта мужчину тогда на всякий случай уволило, но он через суд восстановился на работе).

По словам же самих преступников, они узнали о серой схеме обнала денег. Оказывается, за снятие наличных в Дубае банки берут всего три процента от суммы, когда в России все 10. При обналичке солидных счетов выгода налицо. Самый большой риск тут, как выяснилось — в перевозке денег в Россию. Бандиты, по их уверению, просто решили «взять у богатых». Но откуда они узнали про незаконную схему и то, что азербайджанец везет с собой крупную сумму, так и не рассказали. Следствие по этой версии еще продолжается.

Факт остается фактом: о ценном грузе иностранца разбойники знали. Сработали четко. В день прилета перевозчика банда заехала на территорию аэропорта. Взяли талон в паркомате, подъехали ко входу в здание аэровокзала. Едва мужчина с пакетом денег вышел из дверей, бандиты выскочили из машины. Одетый в рабочую форму — сотрудника юстиции — подполковник УФСИН Григорьев громко попросил граждан не беспокоиться, мол, работает спецназ. Азербайджанца «упаковали» в машину, сковав руки наручниками, и увезли. Позднее пленника просто выбросили из авто на улице Автозаводской. Работник расположенных неподалеку автомастерских помог бедолаге избавиться от наручников. Но вот полиция, куда обратился ограбленный, принимать заявление не захотела. Уверяли, что раз пострадавший — иностранец, расследование вести нельзя. На самом деле, просто не хотели. Уголовное дело по этому разбою возбудил уже следователь петербургского ГСУ Иван Стасенко, когда начал разбираться в преступлениях банды.

Открыв автосервис на Тележной, преступники хранили там оружие и боеприпасы. Фото предоставлено Главным следственным управлением СК России по Санкт-Петербургу

На следующее дело вышли в мае 2014 года. Потом, на допросах, разбойники будут уверят следствие, что они — настоящие «робингуды» и просто хотели восстановить справедливость. Мол, предприниматель Мигулев что-то строил в Сочи к олимпиа­де и обманул рабочих, а они пожаловались. По версии следствия, бизнесмена подкараулили и отобрали несколько тысяч евро, которые был при нем. Посчитав, что этого мало, отвезли в Куйвози на дачу Григорьева и там заперли в подвале, потребовав 100 миллионов рублей за освобождение. Пригрозили: если денег не будет, пострадает семья Мигулева. Тот поо­бещал средства найти. Воодушевленные быстрым согласием «робингуды» вывезли пленника на КАД, где и оставили. Руки связали так, чтобы сам смог освободиться, а в карман положили тысячу рублей на такси и записку с номером счета, на который нужно перевести «выкуп». Ее вместе с заявлением освободившийся Мигулев отнес в полицию.

Банда же уже вовсю готовилась к очередному нападению на курьера в Пулково, запланированному на июнь. К тому моменту деньги опытные перевозчики возили уже с охраной и на бронированной машине. Но питерских налетчиков это не остановило. Они заехали на территорию аэропорта на микроавтобусе, дождались, когда курьер выйдет из здания и охранники подойдут к нему. Дальше работали по уже отработанной схеме: наряженные спецназовцами бандиты выскочили из авто, Григорьев сообщил, что работает прокуратура, курьера и охранников скрутили, заковали в наручники и запихали в микроавтобус. Вывезли подальше от аэропорта и, отобрав деньги, отпустили. В этот раз добыча составила примерно 1,5 миллиона долларов.

Добычу тратили на себя

Бандитов задержали в октябре 2014 года. К тому времени за группой уже плотно следили. В октябре у силовиков появилась информация, что Хлудков и Самсонов ищут бронированную машину. Опасаясь, что следующий налет может стать кровавым, правоохранители взяли бандитов.

Под следствием заговорили не все. Хлудков и Самсонов рассказывать о своих деяниях не желали. Подполковник Григорь­ев тоже молчал, объяснив, что Самсонов очень помог ему в свое время, дав денег на лечение сына. Бывший опер угро Куликов заявил, что не верит системе, уже однажды его обманувшей.

Остальные молчать не стали. По мнению следователя Ивана Стасенко, в желании поглубже закопать боссов и обелить себя немалую роль сыграло недовольство членов банды распределением денег. После последних трех налетов всем «рядовым» членам группы выдавали по 2–3 миллиона. Львиная доля добычи оседала у Самсонова и Хлудкова. А те тратили деньги на красивую жизнь: большие квартиры, путевки за границу, дорогие машины себе и женам.

Один из бандитов — бывший работник охранного предприятия «Селенга» Александр Громов — свой срок уже услышал. Заключивший соглашение со следствием подсудимый получил шесть лет колонии строгого режима.

Всех остальных участников группы присяжные признали виновными. В ближайшее время суд определит им меру наказания.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 12 сентября 2018

Заголовок в газете: Банда в погонах

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру