Спасите наши булки: как нуждающиеся и бизнес могут помочь друг другу

«МК в Питере» узнал, готовы ли производители делиться излишками с голодающими

Фудшеринг (от английского food share — «делиться едой») — это глобальное движение, которое помогает людям бесплатно получить еду или поделиться ее излишками. В самых популярных группах Северной столицы, посвященных спасению продуктов питания, десятки тысяч подписчиков. При этом авторы пабликов подчеркивают: задача движения не только в том, чтобы накормить голодных, но и в создании системы, при которой еда передается нуждающимся, а не уезжает с прилавков или из холодильников на мусорные полигоны.

«МК в Питере» узнал, готовы ли производители делиться излишками с голодающими
Делиться — это правильно. Фото: Pexels

БЫТЬ ЩЕДРЫМ НЫНЧЕ ДОРОГО

По данным Минприроды России, ежегодно каждый житель страны в среднем выбрасывает 88 кг еды в год, а общий объем пищевых отходов составляет 17,9 млн тонн, при этом их стоимость оценивается в 1,6 трлн руб­лей. Как в прошлом году рассказывал глава ведомства Александр Козлов, большая часть пищевых отходов (71%) приходится на конечных потребителей: россияне покупают больше еды, чем им необходимо, а потом выбрасывают испортившееся в мусорку. Еще 29% — отходы ретейла и организаций общепита. При этом, как сообщил в середине 2023 года директор московского отделения Сельскохозяйственной организации ООН Олег Кобяков, в России недоедает около 400 тысяч человек.

«Российская история — голод преодолен. Навсегда и исторически это огромное достижение. Россия — сытая страна», — цитировало Кобякова издание РБК. Эксперт уточнял: на страну с населением порядка 150 млн человек 400 тысяч недоедающих — это менее одной трети процента.

Для того чтобы найти тех, кому не хватает еды, достаточно зайти на один из популярных пабликов, посвященных фудшерингу. Тут десятки тысяч людей, которые готовы спасти ненужные другим остатки еды или продукты, срок годности которых вот-вот истечет. Среди «спасателей» булок, супов, каш и замороженных полуфабрикатов и студенты, и одинокие пенсионеры, и матери-­одиночки. Это люди, перед которыми остро стоит вопрос, на что потратить деньги: на коммуналку, одежду или еду. Периодически они вынуждены отказываться от последнего. Как правило, спасают их такие же обычные петербуржцы, но время от времени хлебобулочные и кондитерские изделия отдают пекарни, а рыночные торговцы и небольшие кафе — овощи и фрукты, которые уже подвяли.

— Фудшеринг востребован везде, где есть еда. И образуется движение там, где спрос и предложение не на 100% соответствуют друг другу. Например, пекарня испекла 10 булочек, их все раскупили и попросили еще. На следующий день испекли 20, но пошел дождь, и никто не пришел. Предложение и спрос не совпали, образовался излишек, который непонятно куда девать. Фудшеринговые организации страхуют производителей от образования излишка, — рассказывает глава АНО «Фудшеринг» Александр Кумпан. — Большой сдвиг произошел в 2022 году, когда с фудшеринговыми организациями начал работать крупный ретейл — X5, «ВкусВилл», «Магнит». Когда к движению присоединяются лидеры рынка — это сигнал всем остальным игрокам, своеобразное руководство к действию.

Ответ на вопрос, почему весь ретейл и общепит не делится с нуждающимися излишками и тем, что скоро испортится, прост — это экономически невыгодно. Да-да, сегодня пищевая благотворительность даже самому социально ответственному бизнесу накладна: передавая продукты нуждающимся, сети должны платить НДС. Выкинуть — дешевле. Но выгоднее снизить цену, налепить предупреждающий стикер и продать побыстрее, что многие крупные сети и делают.

БЕЗ МЯСА И МОЛОЧКИ

Проблемой гигантского объема продуктов, которые отправляются в мусорку, в январе 2024 года озаботились депутаты Госдумы. Они предложили обязать торговые сети и продуктовые магазины создавать для пенсио­неров и незащищенных слоев населения полки с бесплатными продуктами, у которых истекает срок годности.

«По оценкам ТИАР-Центра, если бы все выбрасываемые в России продукты направлялись [нуждающимся в них] людям, это позволило бы прокормить около 30 млн человек», — отмечали авторы идеи в пояснительной записке.

Один из инициаторов законопроекта, лидер СРЗП Сергей Миронов напомнил, что сегодня без уплаты налогов на благотворительные цели можно направлять товаров в сумме не более 1% от выручки компании.

«А все остальное облагается НДС 20% от стоимости продукции, передаваемой на благотворительность», — пояснил политик.

Депутаты, переживая за недоедающих россиян и забивающиеся продуктами свалки, предложили увеличить лимиты расходов, которые могут быть направлены на благотворительность, с 1 до 5% от выручки.

Представители самой многодепутатной партии в Госдуме тоже задумались о развитии фудшеринга. Еще в 2021 году члены фракции как раз предложили освободить от НДС передаваемые на благотворительность товары (общий объем не превышает 1% от выручки за прошедший год) с истекающим сроком годности. Как в феврале 2024 года сообщали «Известия», единороссы предложили пакет законопроектов, касающийся фудшеринга, с перечнем товаров, которые можно отдавать на благотворительность. Их можно разделить на восемь категорий: овощи и фрукты, мучные изделия, чай и кофе, крупы и макароны, готовые продукты, детское питание, соки, воды. При этом депутаты предлагают наказывать компании, которые передадут нуждающимся уже просроченную продукцию.

Бутерброд уже не лезет — отдай нуждающимся! Фото: Pexels

НАКОРМИТЕ БЕДНОГО СТУДЕНТА

Забота о нуждающихся — это хорошо. Но с тех же фудшеринговых полок в магазинах продукты наверняка сметаются за считаные минуты, а в группах продуктовой взаимопомощи нужно успевать забронировать предлагаемые людьми съедобные излишки. Хотя, конечно, волонтеры крупных организаций чуть ли не в лицо знают истинно нуждающихся и, собирая наборы из продуктов, отдаваемых производителями и продавцами, адресно доставляют еду. А что делать тем, кто не остро нуждается, а хотел бы сэкономить? Например, студентам. Журналист «МК в Питере» решил проверить на себе, насколько крупные производители готовы напрямую общаться со своей целевой аудиторией и помогать нуждающимся. Легенда, которую он описывал в письмах, разосланных в разные компании, следующая: молодой человек сменил работу и временно, буквально до первой зарплаты, остался без денег — финансовых запасов осталось на проезд и корочку хлеба, а кушать хочется ­чего-то посытнее. Причем не только человеку, но и имеющемуся в доме коту. Мол, не могли бы вы, производители/доставщики любимой, но временно недоступной продукции, предоставить свой товар бесплатно. К посланию журналист прикреплял фото котика в шляпе. Ну уж ­он-то должен растопить сердца читающих письмо.

Производители дешевой лапши были предельно вежливы и при этом категоричны.

«Нам очень приятно, что вы настолько высоко оцениваете нашу продукцию, но, к сожалению, мы не высылаем ее напрямую», — сообщили в первой из двух макаронных контор.

«Мы не дарим нашу продукцию, но у нас периодически проводятся конкурсы, в которых у вас есть шанс ее выиграть», — проявили солидарность с конкурентами представители второй компании. Уточнять, что для участия в розыгрышах, как правило, требуется купить продукцию, они не стали.

Крупнейшие сервисы доставки еды, периодически заманивающие клиентов PR-акциями, делиться скидочными купонами отказались.

«У нас сейчас нет активных промокодов», — заявил представитель желто-­черной конторы.

«Сопереживаем вашей ситуации, но ничем не можем помочь», — сообщили в другой компании. К ответному письму они прикрепили фото кота, сопроводив его следующей подписью «P. S. Прилагаем фотографию кота, чтобы приободрить вас. Его величество Котолеон Бонапарт». Ну да, голодать в компании котику журналиста, видимо, должно быть веселее…

Кстати, производитель кормов для животных помогать домашней животине отказался. Мол, компания и так занимается благотворительностью. Судя по отчетам на сайте, фирма действительно проводит всяческие мероприятия в поддержку бездомных животных, передает деньги и корм в приюты, помогает ветеринарным клиникам.

В продуктовой помощи нуждаются не только люди, но и животные. Фото: Pexels

А вот одна из сетевых пиццерий историей голодающего петербуржца прониклась насколько, что предложила «удочку». Журналисту предложили стать тайным покупателем: нужно было купить определенную (и недешевую) пиццу, проверить санузел заведения на чистоту, ответить на несколько вопросов, чтобы получить баллы. Их количество позволяло бесплатно заказать еще две пиццы. Ну что ж, спасибо и на этом.

Когда наш журналист почти разочаровался в сотрудниках и «социально ориентированной» политике солидных компаний, случилось неожиданное. Представитель крупного холдинга, производящего сладости, снеки и соусы, ознакомившись с письмом, в ответном послании сообщил, что переживает, попросил сообщить адрес для доставки и контактный номер телефона. Спустя неделю в редакции по­явилась коробочка со сладостями. Спасибо!

НЕ ЖАДНИЧАЙ

Конечно, судить о социальной ответственности бизнеса в условиях капитализма и свободного рынка довольно сложно. Потребителю, конечно, надо уметь отличать желание помогать от обычной PR-кампании, которая призвана увеличить клиентскую базу компании и принести ей прибыль. Между тем у автора этих строк сложилось мнение, что далеко не все петербургские фирмы знают о том, что могут принять участие в фудшеринговом движении, договорившись как с самыми крупными организациями, так и с волонтерами небольших (по меркам всей России, а не города) тематических пабликов. Да и жители города, которым нужна помощь, должны понять: просить — не стыдно. В Петербурге живут тысячи людей, готовых прийти на помощь, и работает немало объединений, способных взять под крыло и помочь встать на ноги. Главное — не отчаиваться.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 17 апреля 2024

Заголовок в газете: Спасите наши булки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру