Переходим на газ: как город на Неве идет к титулу газовой столицы России

Переход на экологически чистое природное топливо — мировой тренд. Однако если на Западе обманывают сами себя, запуская ветряки с помощью дизельных генераторов, в России профессионально взялись за дело, обеспечивая доступ граждан и предприятий к газу и поддерживая перевод оборудования на этот вид топлива. В числе регионов-­лидеров — Северная столица.

Переходим на газ: как город на Неве идет к титулу газовой столицы России
70% городских автобусов переведено на газ. Фото: t.me/transportniytseh

Благодаря комплексному подходу к выполнению поручений, поставленных президентом РФ Владимиром Путиным, город на Неве в ближайшем будущем может получить статус газовой столицы России.

В Петербурге все и начиналось

Более 200 лет назад на Аптекарском острове в Петербурге, который в то время являлся столицей Российского государства, зажглись первые в стране газовые фонари. Произошло это в 1819 году. А уже в 1835‑м в Северной столице учредили «Общество освещения газом Санкт-­Петербурга», которое занималось промышленным производством и продажей газа. В том же году в районе Обводного канала закончилось строительство первого в стране газового завода. Правда, тогда газ получали от сжигания каменного угля. В 1839 году в городе завершили строительство газопроводов для уличного освещения 1‑й очереди: 167 газовых фонарей осветили Дворцовую площадь и крупные магистрали около нее. В 1851‑м в активе Общества был весьма внушительный список реализованных проектов по устройству газового освещения на всей территории комплекса Дворцовой площади, в том числе в Зимнем дворце, Эрмитаже и Главном штабе. Газовые фонари освещали Дворцовую набережную, Лиговский канал, Мойку, Зимнюю канавку, Благовещенскую, Казанскую, Сенную и Знаменскую площади, а также мосты — Николаевский, Эрмитажный, Синий, Красный, Полицейский, Обуховский, Аничков и Московский. Для сравнения: газификация Москвы началась только в 1865 году — датой основания принято считать день, когда три первых городских газопровода опрессовали сжатым воздухом и заполнили светильным газом.

Так что вот уже два века газ исправно служит Северной столице. Итог: на Петербургском международном газовом форуме, прошедшем 1 ноября, Санкт-­Петербург признали городом, который наиболее активно использует это экологичное топливо.

«Выполняя поручения президента, мы последовательно расширяем объемы использования природного газа. Уровень газификации города сегодня один из самых высоких в стране», — написал губернатор Александр Беглов в своем телеграм-­канале после мероприятия.

Добиться признания экспертов позволил комплексный подход. В городе на Неве на экологический вид топлива переводят общественный и частный транспорт, модернизируются старые котельные, работавшие на мазуте и угле.

В чем польза и выгода перехода на газ, «МК в Питере» узнал у специалистов.

Газовый форум собрал специалистов со всей страны. Фото: t.me/a_beglov

Безопасны ли авто на газу?

Газ как топливо для транспортных средств начал применяться гораздо раньше бензина. Самые ранние эксперименты были проведены в 1806 году, когда швейцарский инженер Франсуа Исаак де Риваз построил двигатель, работающий на водородно-­кислородной смеси. Первое транспортное средство, использующее в качестве топлива бензин, было создано в Вене лишь в 1870 году. Так что споры о том, что лучше для автомобиля — газ или бензин, идут уже не одно столетие.

В СССР первые машины, оснащенные газогенераторами, появились в 1920‑е годы. В 1935‑м газогенераторные ЗИС‑5 и ГАЗ-АА совершили испытательный пробег по маршруту Москва — Ленинград — Москва. В 1981 году в Советском Союзе была принята программа по развитию газобаллонного транспорта: началось его серийное производство на заводах «ЗИЛ», «ГАЗ» и «КамАЗ».

С тех пор производители серьезно усовершенствовали продукцию. Современные газовые автомобили используют в качестве топлива метан или пропан-­бутановую смесь. Например, Горьковский автомобильный завод уже несколько лет выпускает «ГАЗон NEXT CNG» — коммерческий грузовой автомобиль на метане.

А на минувшем Газовом форуме автозавод «Москвич» и компания «Газпром газомоторное топливо» представили модели «Москвичей», которые будут оснащаться газовым оборудованием прямо на заводе.

Надо отметить, и автоэксперты, и водители машин на газе единогласно утверждают: ездить на природном газе может быть даже безопаснее, нежели на бензине.

— То, что автомобиль на газе взрыво­опаснее того, что ездит на бензине, — тотальное заблуждение, — убежден автоэксперт Дмитрий Попов. — В большинстве случаев газ сам по себе не взрывается.

Специалист напоминает: если происходит утечка газа и по ­какому-то совпадению в непосредственной близости образуется искра, выходящее под давлением вещество просто будет гореть. А вот при попадании воздуха в полупустой бензобак образуется взрывоопасная паровоздушная смесь.

Жительница Петербурга Наталья ездить «на газе» начала в 2000‑х, когда установка в машины газового оборудования еще не носила массовый характер.

Александр Беглов приветствовал участников форума. Фото: t.me/a_beglov

— Простые математические расчеты показали, что деньги, затраченные на апгрейд машины, за счет низкой стоимости газа быстро «отбиваются». Помимо этого, друзья-­автомеханики убедили, что работающий на газе двигатель меньше загрязняется, значит, больше живет. Да, поначалу были сомнения в безопасности. Но надо понимать, что в автомобильный газ добавляют ароматические добавки: если вдруг происходит утечка, это чувствуется сразу. Минусом было только относительно небольшое количество АГЗС. Если резюмировать, о переводе машины на газ ни разу не пожалела, — говорит петербурженка.

С тем, что голубое топливо позволяет экономить и на обслуживании автомобиля, согласен эксперт Дмитрий Попов.

— Газ лучше сгорает, оставляя меньше вредных отложений: нагаров, закоксованности поршней и всего, что с этим связано, — подтверждает специалист.

Современным автобусам — обученные водители

В рамках реализации транспортной реформы в Петербурге работают в двух направлениях. Первое — установка газового оборудования на машины таксомоторных компаний. Это позволяет экономить как на заправке, так и на обслуживании транспорта.

Второе — закупка автобусов, работающих на экологически чистом топливе — газе.

По словам автоэксперта Дмитрия Попова, в надежности агрегатов, установленных в автобусах и такси, можно не сомневаться. А чтобы транспортные средства служили как можно дольше, необходимо регулярно производить инструктаж водителей.

— Необходимо разъяснять, что существует два типа двигателей, работающих на газе. Для одного нужна пропан-­бутановая смесь, для второго — метан. Эти два вида газа нельзя смешивать в эксплуатации, — разъясняет Дмитрий Попов. — Если водитель по незнанию или невнимательности заправит пропан-­бутановую смесь в оборудование для метана, ничего страшного не произойдет. А вот попытка заправить баллон для пропан-­бутана метаном может обернуться неприятностями.

Дело в том, что пропан-­бутановая смесь сжижается при небольшом давлении, ею легко заполнить как автомобильный, так и бытовой газовый баллон. А вот для заправки баллонов метаном необходимо давление в 200 атмосфер! Не каждое ГБО рассчитано на удержание огромного давления.

Сомневаться в профессионализме сотрудников автотранспортных предприятий Петербурга не приходится. Подробный инструктаж водителей и предрейсовый осмотр автобусов — ежедневный ритуал на АТП. Так что современные автобусы на газе — в надежных руках. А потому количество транспортных средств, работающих на экологически чистом виде топлива, растет: есть кому доверить.

Летом этого года, как сообщал заместитель председателя комитета по транспорту Владимир Шмидт, на маршрутной сети Петербурга уже работали более 3 тысяч автобусов на газомоторном топливе — это больше, чем в любом другом регионе РФ. Согласно данным комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-­Петербурга, на газ переведено 70% городских автобусов.

Заправок хватит всем

Перевод автотранспорта — государственного, коммерческого и частного — на газ поддерживается на федеральном уровне. В марте 2020 года правительством России была утверждена программа «Развитие рынка газомоторного топлива». Объем финансирования — 19,3 млрд руб­лей. Задач две. Первая — рост потребления газа в качестве моторного топлива: по итогам 2024 года этот показатель планируют довести до уровня 2,7 млрд куб. м, а количество техники, работающей на природном газе, должно увеличиться минимум на 40 тысяч единиц. Вторая — строительство АГЗС: число заправок к концу 2024 года составит 1273.

По данным Минэнерго, за 2020–2022 годы в России с бензина и дизтоплива на газ уже перевели 35 200 автомобилей. В прошлом году потребление газа в качестве моторного топлива выросло на 28% по отношению к 2021 году — показатель достиг 1,72 млрд куб. м. Развивается и инфраструктура для обслуживания газомоторного транспорта. Общее количество АГЗС в России за прошлый год увеличилось на 49%, то есть на 896 единиц.

Петербург — газомоторная столица России! Фото: t.me/transportniytseh

Северная столица — в тренде

«Для Санкт-­Петербурга Газовый форум стал особенно продуктивным — город признан газомоторной столицей России. Регионы оценивались по объему потребления газомоторного топлива, развитости газозаправочной инфраструктуры, эффективности государственной поддержки рынка, также учитывался экологический эффект от применения метана как моторного топлива. Санкт-­Петербург планомерно реализует Программу внедрения газомоторного топлива в автотранспортном комплексе с 2014 года. В рамках этой работы развивается и газозаправочная инфраструктура: к 17 действующим автомобильным газозаправочным станциям до 2031 года планируем построить еще 13. Ежегодно из городского бюджета выделяются субсидии, чтобы покрыть часть затрат инвесторов при строительстве таких станций», — сообщил 3 ноября председатель комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-­Петербурга Стани­слав Протасов.

В середине октября на рабочем совещании губернатора Петербурга Александра Беглова с членами городского правительства было одобрено предоставление ООО «Газпром газомоторное топливо» земельных участков в Курортном и Красно­гвардейском районах под возведение АГНКС для заправки и сервисного обслуживания легкового и грузового автотранспорта. Станции будут построены за счет собственных средств инвестора в рамках стратегического инвестиционного проекта Санкт-­Петербурга «Строительство сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций».

Заботится правительство города и об обычных горожанах — владеть газовым автомобилем в Петербурге просто-­напросто выгодно. В Северной столице владельцы переведенных на газ автомобилей освобождены от транспортного налога на 5 лет.

Дышим глубже

Экономия — не единственная и далеко не главная причина перевода транспорта на газ. Во главе угла — забота об экологии.

— Традиционный автомобиль на бензиновом или дизельном топливе является основным источником поступления в атмосферу оксидов азота, оксида и диоксида углерода, бензапирена, углеводородов и сажи. В случае с газомоторным топливом в выбросах не будет углеводородов и сажи. Считается, что это благоприятно сказывается на качестве воздуха. Да и использование общественного транспорта, особенно работающего на газу, взамен личного является эффективным методом сокращения выбросов в крупных городах, — говорит старший преподаватель Института наук о Земле Санкт-­Петербургского государственного университета Екатерина Шалунова.

Мнение эксперта подтверждают данные, предоставленные ООО «Газпром газомоторное топливо»: реализация в Петербурге транспортной реформы по итогам 2022 года позволила сократить вредные выбросы в атмосферу на 26 тысяч тонн.

Прогрессивному городу — современные котельные

Газ является оптимальным по цене, безопасности и чистоте топливом не только для автомобилей. По словам Екатерины Шалуновой, на втором месте по интенсивности загрязнения воздуха — котельные, работающие на угле и мазуте. В Петербурге работа идет над решением и этой проблемы.

— Город последовательно выполняет задачу, поставленную президентом России: до конца 2023 года модернизировать и перевести на экологичные виды топлива все неэффективные устаревшие угольные и мазутные котельные. Это поручение главы государства — приоритет для петербургских энергетиков. Работа, которую мы проводим, обеспечивая надежное теплоснабжение жилых домов, социально значимых учреждений, предприятий, полностью отвечает и целям нацпроекта «Экология», — сказал губернатор Александр Беглов.

Всего в программу модернизации в текущем году включены 22 источника ТЭК, которые сейчас работают на мазуте, угле или дизтопливе. Из них пять котельных уже прошли полное техническое перевооружение. На месте двух неэкологичных источников в Приморском районе установлены современные газовые уличные термоблоки (ТГУ).

В Лахте, на Приморской улице, теплогенерирующая установка заменила угольную котельную 1973 года постройки. Еще два газовых термоблока появились в зоне бывшей угольной котельной на Большом проспекте в Лисьем Носу. Также запущен газовый термоблок в Сергиево на улице Воровского.

На двух объектах установили электрокотлы: на улице Ломоносова в Парголово, там был дизельный источник, и в бывшей угольной котельной на территории Новокондакопшино в Пушкинском районе. До конца года новые электрические котлы также заработают на источниках в Петро-­Славянке, Шушарах, Павловске, Дудергофе и поселке Александровская.

На сегодня природный газ — основной вид топлива для энергетики города. Губернатор поблагодарил председателя правления ПАО «Газпром» Алексея Миллера за программы, которые реализуются в Петербурге, и отметил, что сегодня уровень газификации города один из самых высоких в России — 95,4%.

«При этом объем природного газа в топливном балансе энергоснабжающих организаций составляет 99,4%. Петербург практически отказался от угля и мазута. Они используются только в качестве резервного топлива», — сообщил Александр Беглов.

Планируется, что за год выбросы вредных веществ в атмосферу сократятся в 37 раз. То, что отказ от мазута и угля пойдет на пользу экологии, подтверждают и профильные эксперты.

— Газовые котельные — один из наилучших вариантов генерации тепла из ископаемого топлива, особенно по сравнению с углем, который дает существенные выбросы по пыли, являющейся критически важным загрязнителем, поскольку усугубляет воздействие других веществ на здоровье человека, — уверена Шалунова.

Котельные на природном газе появляются и в Ленинградской области. Новые котлы уже заработали в поселках Рябово и Красная Долина Выборгского района.

Газификация всей страны

Реализуется в городе и программа догазификации, запустить которую в 2021 году поручил президент России Владимир Путин.

«В 2022 году поручение президента РФ о бесплатном доведении газопроводов до границ домовладений было исполнено досрочно. Возможность пуска газа была обеспечена почти для 1300 домов», — сообщали летом этого года в городском комитете по энергетике и инженерному обеспечению.

В ведомстве напомнили: с этого года для льготных категорий граждан город профинансирует расходы, связанные с устройством системы газоснабжения не только в доме, но и в границах земельного участка.

— В рамках поручения президента России по догазификации регионов мы расширили меры социальной поддержки петербуржцев. В том числе увеличен перечень льготных категорий граждан, которым положено бесплатное подключение к газопроводу прямо до дома, — заявил губернатор Петербурга Александр Беглов.

Теперь претендовать на бесплатное подключение могут:

- ветераны труда;

- ветераны боевых действий (в том числе мобилизованные в рамках СВО);

- ветераны Великой Отечественной вой­ны;

- жители блокадного Ленинграда;

- пенсионеры;

- инвалиды;

- многодетные семьи;

- малообеспеченные граждане.

Для участия в программе догазификации потребуется:

- паспорт;

- СНИЛС;

- выписка из ЕГРН на дом и земельный участок;

- заявка на подключение к газовой сети.

Подать заявку можно в электронном виде через федеральный или региональный портал государственных и муниципальных услуг, личный кабинет на сайте Единого оператора газификации или газораспределительной организации либо лично в многофункциональном центре или клиентском центре «Газпром межрегионгаза».

Дешевое тепло для всего региона

В Адресной программе Петербурга на 2023 год предусмотрено устройство системы газоснабжения домовладений для 117 граждан в семи районах города. В бюджете на это выделены средства в размере 37,3 млн руб­лей. В проекте бюджета на 2024 год на эти цели предусмотрено 46 млн руб­лей. Генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз» и ООО «Газпром газификация» Сергей Густов отметил экономический аспект газификации.

— Если отопление электричеством в доме обходится, например, в 8–10 тысяч руб­лей в месяц, то, когда приходит газ, стоимость снижается примерно до 3 тысяч руб­лей. Если сравнивать уголь и газ, по цене это сопоставимо. Но за углем вам надо с ведром идти, набирать его, разжигать. А с газом — настроил температуру в доме, и утром встаешь — тепло. Газ принес городской комфорт и на село, — считает Сергей Густов (цитата по РБК).

Как сообщает комитет по энергетике и инженерному обеспечению города, в рамках программы «Газификация ЖКХ, промышленных и иных организаций Санкт-­Петербурга на 2022–2031 годы» к 2031 году предусмотрено строительство почти 198 км газопроводов высокого, среднего и низкого давления. Уровень газификации населения повысится до 96,4%.

Реализация президентской программы осуществляется и в Ленинградской области. В регионе активно строят газораспределительные сети. Весной 2023 года председателем правления ПАО «Газпром» Алексеем Миллером и губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко была актуализирована Программа развития газоснабжения и газификации ЛО на 2021–2025 годы. В нее дополнительно включены межпоселковые газопроводы для газификации населенных пунктов Волховского, Всеволожского, Гатчинского, Лодейнопольского, Ломоносовского, Подпорожского, Приозерского и Тосненского районов. Актуализированная программа предусматривает строительство более 4 тысяч км межпоселковых и внутрипоселковых сетей. Будут созданы условия для газификации 497 населенных пунктов. Возможность подключиться к сетевому газу получат около 58,7 тысячи домовладений и 110 котельных. Это колоссальный объем работ, выполнение которых позволит Ленинградской области показать хороший результат к концу года.

Голубое топливо будущего

Впрочем, перевод на газ общественного транспорта и котельных, а также газификация домовладений — только начало. Санкт-­Петербург ставит перед собой амбициозные задачи, отвечающие вызовам нового времени.

— Мир столкнулся с глобальными вызовами. В международной повестке доминируют вопросы энергообеспечения. Наглядно проявила себя безальтернативность газа для поддержания экономики и работы промышленных предприятий, транспорта, а также для улучшения экологической ситуации, — отметил Александр Беглов на Петербургском международном газовом форуме.

Сегодня, по словам губернатора, город участвует во всех передовых научных исследованиях, связанных с газовой отраслью. Ведущие вузы города — прежде всего Горный университет и Политехнический институт Петра Великого — уже много лет готовят высококвалифицированных специалистов для газовой сферы.

— Мы рассчитываем, что компетенции и традиции нашего Технологического университета, научная школа СПбГУ, достижения Университета ИТМО, Политехнического и Химико-­фармацевтического университетов помогут Петербургу стать ведущим национальным центром по перспективному использованию газа и сформировать новую отрасль городской экономики, — заключил губернатор.

Александр Беглов подчеркнул, что в России есть огромный запрос на вещества и компоненты не только для самой нефтегазовой сферы, но и для смежных отраслей, прежде всего фармацевтической и химической промышленности. Для работы в этих сферах у города есть необходимые научные кадры и компетенции. А это значит, что город и дальше будет развивать газовую промышленность страны и делать все необходимое для достижения полного энергетического суверенитета всей России.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру