Вопреки давлению Запада: как прошел первый после введения санкций Петербургский международный экономический форум

За 25 лет ПМЭФ успел завоевать статус ведущей мировой площадки для обсуждения ключевых вопросов глобальной экономики и обмена лучшими мировыми практиками для обеспечения устойчивого развития. Главное деловое событие неизменно проходит в Северной столице с 1997 года. Исключением стал лишь пандемийный 2020‑й, когда мероприятие в силу понятных причин пришлось отменить.

Вопреки давлению Запада: как прошел первый после введения санкций Петербургский международный экономический форум
25-й ПМЭФ прошел под девизом «Новый мир — новые возможности». Фото: «МК в Питере»

 В­се-таки полный онлайн для такого масштаба — это ­как-то, мягко ­говоря, несерьезно. Перерыв был недолгим, и в 2021‑м около многочисленных стендов вновь засуетились представители компаний и регионов, а также делегации и журналисты. Серьезный вызов, но уже другого толка, был брошен и нынешнему форуму. Однако оставим рассуждения о смене акцентов отечественным и зарубежным аналитикам. Мы же хотим рассказать о ПМЭФ немного с другой стороны.

Сколько нас

Юбилейный, 25‑й Петербургский международный экономический форум в этом году прошел под девизом «Новый мир — новые возможности». За две недели до открытия свое участие в мероприятии подтвердили представители 115 стран и территорий, включая Россию. Хотя еще в марте заинтересованность выразили 69 государств. Накануне старта губернатор Петербурга Александр Беглов заявил, что антироссийские санкции не сказались на интересе к ПМЭФ. В итоге, по данным оргкомитета, на форум съехались 14 тысяч человек из более чем 130 стран с учетом нашей. География участников, по словам градоначальника, не изменилась — несмотря на непростую геополитическую обстановку, на площадках были бизнесмены из Франции, Италии, Канады и США. Впрочем, в пассаже, который является главной артерией ПМЭФ с питч-сессиями, дебатами и лекциями, визуально превалировали делегации с Ближнего Востока, а также азиатского и африканского континентов. В качестве страны-­гостя выступил Египет (планируется, что в 2023‑м на его месте будут Объединенные Арабские Эмираты).

Милая Дуняша и первый отечественный электрокар

ПМЭФ встретил посетителей типичной петербургской погодой — похолоданием и дождем. Однако это не помешало провести в городе, например, массовый забег, организованный в честь юбилейного форума. К пробежке на пять километров по живописным улицам Северной столицы присоединились более полутора тысяч местных жителей, а также гостей, среди которых был, например, министр спорта России Олег Матыцин. И хотя небо над Петербургом, по крайне мере в первый день мероприятия, закрывали плотные облака, в павильонах «Экспофорума» было, как обычно, ярко. И непонятно, что привлекало большее внимание — стенды, оформленные с использованием различных технологий, или представленные на площадках разработки.

Робот Дуняша по числу упоминаний в СМИ обогнала многих экспертов форума. Фото: «МК в Питере»

Одна из таких — робот-­буфетчица Дуняша от пермской компании «Промбот». Голубоглазая блондинка приковывала к себе взгляды все дни проведения Петербургского международного экономического форума и, согласно рейтингу персон ПМЭФ по упоминанию в медиа, стала популярнее даже министра финансов Антона Силуанова и главы Сбера Германа Грефа. По версии Brand Analytics, Дуняша заняла пятое место с семью с лишним тысячами упоминаний о себе. Белокурая женщина-­андроид в розовом не только предлагала посетителям кофе и мороженое, но и щедро сыпала комплиментами, уговаривая послушать музыку или сказки. Впрочем, роботизированные дамы явно уступали живым представительницам прекрасного пола — красоту петербурженок, представлявших выставочные стенды, отметили многие гости форума. На девушках были классические костюмы и платья, и, казалось, все в их образе продумано буквально до мелочей: цвета тканей, прически и так далее.

«Прямо праздник ­какой-то! — отметил в разговоре с корреспондентом «МК в Питере» один из участников ПМЭФ‑2022. — Работать не только с умными, но и красивыми женщинами приятно вдвой­не».

Также в рамках ПМЭФ посетителям представили первый российский электромобиль. Вернее, электрогрузомобиль. По словам генерального директора компании-­разработчика ООО «Электромобили Мануфэкчуринг» Ильи Рашкина, транспорт способен разгоняться до 120 км/ч, а ресурс батареи составляет порядка 700 тысяч километров (ее создали из литий-­железо-фосфатных аккумуляторов — не только живучих, но и оптимальных с точки зрения рыночной стоимости). На одном заряде такая машина может проехать 300 километров. А обойдется она покупателю около 4,5 млн руб­лей. Впрочем, стоимость не окончательная. Но, пожалуй, главный вопрос, который возник у журналистов, — почему у отечественного электрокара столь заурядный дизайн. Как выяснилось, его выбор обусловлен темпами создания.

Внешне первый российский электрокар ничем не отличается от бензиновых собратьев. Фото: «МК в Питере»

«Наша задача — максимально быстро дать рынку, на котором сейчас вакуум, тот продукт, который нужен в данный момент. Ушло большое количество игроков, повысились цены, того транзита, который составлял 20 тысяч машин в год, больше нет. Поэтому мы и постарались создать не «красивую конфетку», а коммерчески эффективный инструмент», — рассказал «МК в Питере» Илья Рашкин.

Ожидание и реальность

Незадолго до начала 25‑го Петербургского международного экономического форума власти Петербурга заявили, что город в рамках мероприятия планирует подписать соглашений на сумму около 300 млрд руб­лей. В итоге цифра вышла несколько больше — почти полтриллиона руб­лей. Так, Петербург нашел тех, кто готов реконструировать один из крупнейших исторических торговых центров города Апраксин Двор. Этим займется компания GloraX совместно с концерном «Питер». Работы планируется начать в 2023–2024 годах. Они могут занять 5 лет. Размер инвестиций в знаменитую «Апрашку» составит около 50 млрд руб­лей.

Вместе с «Газпром нефтью» Северная столица будет развивать технологии получения химического сырья для фармпредприятий. Предполагается, что такое сотрудничество позволит обес­печить нашему городу лекарственную безопасность и снабдить отрасль всеми необходимыми ресурсами. Группа ВТБ намерена вложить 25 млрд руб­лей в научно-­преподавательский и студенческий кампус Политехнического университета Петра Великого. Он будет построен в составе федерального технополиса «Передовые цифровые и производственные технологии», который предполагается открыть в Политехе к 2024 году. Новые объекты появятся в районе пересечения улиц Гидротехников (комплекс) и Гжатской (кампус).

Новую трамвайную сеть по маршруту Купчино — Шушары — Славянка оснастят комплексной автоматизированной системой обслуживания пассажиров. Соответствующее соглашение подписали глава компании-­концессионера «БалтНедвижСервис» Дмитрий Панкратов и вице-президент ГК «Итэлма» Егор Чеботаев.

Нашлось место и похвалам. Так, в рамках ПМЭФ‑2022 президент Владимир Путин отметил положительный опыт Петербургского тракторного завода, который в условиях санкционного давления и дефицита комплектующих смог нарастить свое производство.

«Его [завода] бывший партнер отказался поставлять детали. Но производство на заводе стало рекордным, потому что помогли соседние регионы», — подчеркнул глава государства.

К слову, о соседях. Ленинградская область в рамках прошедшего ПМЭФ подписала соглашения на общую сумму 277 млрд руб­лей. Среди инвесторов замечены даже звезды отечественного шоу-бизнеса. Филипп Киркоров планирует построить в районе Уткиной Заводи торгово-­развлекательный комплекс. От 47‑го региона нужен лишь «зеленый свет».

«Начинаю со своими друзьями этот бизнес и хочу стать примером для всех. Мы ничего не попросили у губернатора, чем удивили. Нет, попросили: светофор. Все остальные инвестиции решили сделать сами. Думаю, этот бизнес интересен и принесет пользу всем. Надеемся, что опыт будет успешен», — заявил артист.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру