Одни товары (вроде газировки) постепенно уходят с рынка, другие просто сметают напугавшие сами себя возможным дефицитом горожане, что-то разбирают спекулянты, где-то намеренно создают ажиотаж, чтобы продать товар. Впрочем, с последними двумя явлениями разбираются полиция и ФАС. Между тем периодически в магазинах от потребителей и в социальных сетях от пользователей можно услышать: «Будет как в СССР».
«МК в Питере» поговорил с работницей советской торговли Марией Поляковой. Наша собеседница вспомнила, как обстояли дела в 1980‑е и 1990‑е, и поделилась с редакцией: в прошлые годы проблема дефицита возникала куда чаще, чем думает обыватель. А заодно припомнила, как реагировали на дефицит начальники предприятий и что грозило за подъем цен. Мария Полякова сразу предупредила: рассказать может лишь о своем опыте, комментировать мифы, коими земля всегда полнится, не будет. В общем, добро пожаловать в советский Ленинград.
«Мяса нет, выкручивайтесь»
Не было десятилетия, чтобы не наступал период, когда руководители продуктовых магазинов, ресторанов и столовых искали способы заменить вдруг исчезнувший продукт или исхитриться сохранить цену и массу продукта за счет изменения рецептуры.
Мария Полякова в 1978 году руководила столовой Кировского завода, в 1984‑м разрабатывала поточную линию по производству нового деликатеса — «крабовых» палочек, а в 1991‑м работала в легендарной петербургской пышечной «Час пик» на углу Невского и Желябова (ныне Большая Конюшенная). Так что о дефиците и замещении знает не понаслышке.
Она вспоминает, что после Карибского кризиса в 1963 году в Ленинграде ненадолго исчезла мука, тогда появилось «Русское чудо» (белый батон из муки самого что ни на есть скромного качества) за 10 копеек. Но были и другие ситуации, когда выкручиваться помогала обычная смекалка.
«Как-то в конце 1970‑х на Кировском заводе всех руководителей заводского питания вызвали и сообщили: возник дефицит мяса, как хотите, порции уменьшиться не должны, цена тоже не может меняться, и чтобы никто не заметил, что мяса стало меньше, — должно быть по-прежнему вкусно и сытно. При этом ни при каких условиях информация о дефиците не должна дойти до рабочих», — рассказывает «МК в Питере» Мария Полякова.
Говорит, что стали «крутиться»: в заводском меню вместо чисто мясных котлет появились зразы — мясные рулеты с картофельной, грибной и еще какой-то начинкой. «Выдать» информацию о дефиците мяса боялись, и действительно, кроме работников столовых, никому ничего не говорилось. Паники и ажиотажа руководство боялось больше, чем чего-либо другого.
Своя есть, но брали чужую
В 1980‑е годы в Ленинградском государственном институте по проектированию предприятий рыбного хозяйства («Гипрорыбпром») разрабатывалась линия по производству «крабовых» палочек, которым суждено было стать поначалу деликатесом, а в светлом постсоветском будущем — ходовым ингредиентом для популярного салата. Как и сейчас, роль крабов исполняла белая рыба, в частности треска.
«Но самое удивительное, что сырье для палочек было из Финляндии и даже частично уже тогда из Китая, — говорит Мария Полякова, — хотя рыбы в Советском Союзе было предостаточно и она не была дорогой, если говорить о тресковых. Килограмм трески стоил в магазине 66 копеек».
А еще, как вспоминает Мария, в 1980‑е годы были перебои с картошкой. Не то чтобы ее не было. Но она вся сплошь была гнилая. Не умели хранить.
За копейку наценки лишили премии
Мария Полякова проработала в сфере торговли более 40 лет и уверена, что никакой ажиотаж не оправдан, всегда с помощью логистики и профессионализма торговцев можно обеспечить людей товарами.
«Повода для паники я на своем веку не ощущала ни разу. Любой продукт всегда можно чем-то заменить. А при сегодняшнем изобилии это и вовсе несложно. Даже в советское время витрины часто пустовали не из-за реального дефицита, а из-за того, что руководство торговых точек придерживало продукт, а потом увеличивало сбыт за счет ажиотажа. Но в те времена за это можно было очень серьезно ответить не только карьерой и теплым местом, но иной раз и по уголовной статье», — вспоминает Мария Полякова.
Шел 1991 год, но еще были советские тресты (объединения точек общепита), рассказывает Мария, в пышечную «Час пик» не завезли сахарную пудру.
«Мы приняли решение посыпать пышки сахарным песком, но из-за этого пришлось менять калькуляцию, и цена пышки выросла на 1 копейку. За это нас всех тогда лишили премий, а цену приказали восстановить», — говорит Мария Николаевна.
Главное, чтобы костюмчик сидел
Дефицитом часто оказывались и промышленные товары. Красиво одеться было непросто. А иногда опасно. Мария Полякова помнит, как в 1989 году в Гостином Дворе на ее глазах затоптали двоих покупателей. Кто-то выкрикнул, что «выкинули» женские костюмы, и толпа рванула.
«Я и сейчас считаю, что нельзя поддаваться панике, — уверена Мария Николаевна, — и в те времена можно было решить любой вопрос: красивую одежду надо было просто доставать, иногда переплачивать, можно было купить не свой размер и перешить в ателье. Ателье, кстати, пользовались большим спросом. Кто-то шил сам, с тканями проблем как раз не было».
Без паники
Современные торговцы тоже считают, что часто ажиотаж создается искусственно. Конечно, винят они не себя, а спекулянтов и запасливых покупателей. В одной из торговых сетей нашему изданию рассказали, что на протяжении некоторого времени фиксировали повышенный спрос на сахар.
«Частично он обусловлен спекулятивными закупками — люди приобретают крупные объемы для последующей перепродажи по гораздо более высокой цене, часть покупок обусловлена нерациональными закупками населением впрок. Но опасаться не стоит: мы не видим предпосылок к дефициту базовых продуктов питания в стране», — сообщили в сети.
Сети вынуждены по-своему реагировать на необоснованные панические настроения. Сейчас, например, они увеличили отгрузку бакалеи, в том числе сахара, в свои магазины.
«Мы увеличили на 30%. Поставки идут регулярно. Также увеличили фасовку сахара на собственных производственных площадках: за неделю объемы фасовки выросли более чем в 20 раз, до более чем 100 тонн в сутки, мы можем нарастить производство еще в два раза и покрывать собственную потребность примерно на 25%», — сообщают в торговой сети.
В одни руки
В начале марта Минпромторг объявил, что магазины получили разрешение ограничивать отпуск товара в одни руки. Казалось бы, вполне обоснованная мера против спекулянтов. Однако в Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль» заверяют, что это незаконно.
«Покупатель имеет право приобрести столько товара, сколько считает нужным. Это и о продуктах, и о промышленных товарах», — прокомментировал председатель «Общественного контроля» Всеволод Вишневецкий.
Он также отметил, что с 10 марта объявлен мораторий на проверки магазинов, и жалобы писать в общем-то бесполезно. Разве что идти в суд, если уж очень хочется докопаться до правды, считает эксперт. Ретейлеры красиво называют ограничение отпуска товара способом гарантировать равный доступ покупателей к базовым продуктам, а также исключить спекулятивный спрос на товары первой необходимости.
«Магнит» принял решение временно лимитировать объем реализации отдельных товаров на одного покупателя, в том числе сахара. Объявления об ограничении продажи некоторых категорий товара (сахар, гречка, подсолнечное масло) в одни руки установлены и около касс в магазинах сети «Перекресток». Кассир, к слову, уверяет, что ажиотажа нет. При этом полки с сахарным песком по 94,5 рубля за килограмм почти пусты.
«Не столько пугает вероятный дефицит, сколько, конечно, цены», — сетует Мария Полякова.
Бывшая работница торговых сетей и общепита уверена, что дефицит при сегодняшнем разнообразии продуктов и аховых ценах нам уж никак не грозит. Сама Мария Николаевна закупаться впрок не стала. И не такое пережила.