Камера! Мотор! Живем!: в Петербурге снимают спин-офф «Семнадцати мгновений весны»

Исторический центр Северной столицы вновь стал декорациями к фильму, на этот раз многосерийному. В городе идут съемки масштабной остросюжетной шпионской драмы о роли советской разведки в создании (внимание!) ядерного оружия. Картина называется «Берлинская жара». 

Камера! Мотор! Живем!: в Петербурге снимают спин-офф «Семнадцати мгновений весны»
Анна Пескова и Гела Месхи. Фото автора

Ее, по словам создателей, в некоторой степени можно считать сюжетным ответвлением легендарных «Семнадцати мгновений весны». Для кинопроизводства выбрали лучшие локации города. В одной из них — в Петропавловской крепости — побывал журналист «МК в Питере».

Восемь мгновений мужества и патриотизма

«Берлинская жара» — восьмисерийная лента, выход которой запланирован на 2024 год. Она поведает о борьбе советской, немецкой, а также английской спецслужб за информацию об урановой программе нацистской Германии. В фокусе внимания зрителей также окажется работа отечественных физиков по созданию в переломный момент Великой Отечественной вой­ны так называемого ядерного щита.

Производством сериала занимается компания «Монументал Вижн» при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»). А поскольку тема сложная, консультируют создателей специалисты национального исследовательского центра «Курчатовский институт» и государственной корпорации «Росатом». Однако, как это нередко бывает, несмотря на всю серьезность задуманного, в кино всегда есть место для игры фантазии и воображения.

«Историю о ядерных разработках в СССР и Германии во время Второй мировой вой­ны, рассказанную в сценарии, можно воспринимать как художественный вымысел, параллельную реальность, — поделился художественный руководитель сериала Андрей Кравчук («Адмиралъ», «Итальянец», «Петр I: Последний царь и первый император», «Черный ворон», «Викинг»). — Тем не менее в нем приводятся факты и выстраиваются гипотезы, которые могут свидетельствовать о том, что подобное могло происходить на самом деле».

Вдохновение, по словам продюсера сериала Дмитрия Пристанскова («Летчик», «Немая жизнь: История женщины в черном», «Имморталист», «Тур с Иванушками»), черпали в книге американского историка и журналиста Ричарда Роудса «Создание атомной бомбы», увидевшей свет в 1987 году и впоследствии удостоившейся Пулитцеровской премии (одной из наиболее престижных наград США в области литературы, журналистики, музыки и театра. — Прим. ред.).

Роли достались также детям и собаке. Фото автора

«Это издание толщиной более тысячи страниц, — уточнил собеседник. — А наша история — это восемь серий лишь о лете 1943 года. <…> Как нам кажется, создание атомной бомбы — тайна, покрытая мраком, и о многом мы никогда не узнаем. <…> Много внимания в нашем проекте уделено физику Игорю Курчатову, которого играет Егор Бероев. А еще этот фильм о патриотизме, мужестве и, конечно, любви».

«Люди не могут без любви»

Взаимную симпатию в «Берлинской жаре» продемонстрируют персонажи Гелы Месхи и Анны Песковой. Оба — актеры разноплановые. Так, Месхи был и Гамлетом, и неравнодушным к преподавательнице старшеклассником, и политзаключенным. А Пескова примеряла образы оперуполномоченного отдела, влюбленной цыганки, а также медика и секретаря.

«Все, что происходит внутри моего героя [Франца Хартмана], считаю, важно. Ведь человеческие чувства и качества никто не отменял. И в XXI веке люди не могут без любви. Должно получиться красиво, интересно и драматично», — говорит Гела.

«Образ Дори для меня долгожданный. Но всегда непросто играть таких драматических персонажей, сложных героинь, которые глубоко травмированы судьбой. Она всей душой полюбила Хартмана, но вынуждена, так сказать, бороться с обстоятельствами», — рассказывает Анна.

А вот Вальтер Шелленберг Алексея Филимонова отнюдь не романтик. «Моя задача проста — сделать своего персонажа таким, чтобы главный герой был ярче, а наш с ним конфликт — мощнее, — признается артист. — У Шелленберга и Хартмана разные мотивация и энергия».

Алексей Филимонов в роли Вальтера Шелленберга. Фото автора

Внимание к мелочам

К слову, начальник службы внешней разведки Третьего рейха уже знаком почитателям «Семнадцати мгновений весны». Роль Шелленберга в многосерийном фильме, вышедшем на экраны в 1973 году, блистательно исполнил Олег Табаков. Филимонов отмечает, что с уважением относится к легендарным приключениям Штирлица. Хотя, как утверждают специалисты, у нового «бригадефюрера СС» костюм более достоверный, чем в культовой советской ленте.

Внимание к деталям во внешнем виде своей героини проявила и Анна Пескова. Так, актриса продемонстрировала белый шелковый платок, который, будто кролика из шляпы, прямо на глазах у журналистов вытащила из своей сумочки.

«Из сценария я узнала, что в фильме будут сцены, так сказать, с использованием этого предмета гардероба. Этот палантин купила моя мама на аукционе во Франции», — поделилась артистка.

Изящная прическа, аккуратная маленькая шляпка по моде тех лет, сережки с гранатом, которые Анне достались от прапрабабушки: образ сотрудницы германского МИДа Дори продуман буквально до мелочей. А с платьем — коричневым в белый горох — вовсе вышла отдельная история.

«Его я, можно сказать, выпросила у нашего художника Андрея Шарова, — смеется актриса. — Во время знакомства с ним я сказала, что очень люблю подобные наряды, их в моем гардеробе огромное количество. И добавила, что было бы здорово (если это, конечно, возможно) одеть мою героиню в стиле Джулии Робертс из “Красотки”».

Кусочек Берлина в Петербурге

Но самая сложная и важная часть кинопроизводства — декорации. Когда работа над проектом «Берлинская жара» только начиналась, снимать сериал, по словам создателей, планировали в Германии. Не срослось. Обстановка, что называется, не располагает. Да это и не нужно, уверен Дмитрий Пристансков, ведь есть Петербург.

«Мы снимаем в лучших локациях города, — заявил продюсер. — Его архитектурный стиль местами действительно напоминает Берлин 1943 года. Взять хотя бы здание германского посольства на Исаакиевской площади. Такого рода объекты уникальны, их мало. Многие, к сожалению, обременены ­какими-то современными деталями, атрибутикой. Работать с этим сложно, но наши декораторы справляются».

24 августа съемочная площадка сериала развернулась на территории Петропавловской крепости. Там трудились над одной из ключевых и психологически важных сцен. Как говорится, спойлерить (преждевременно раскрывать сюжетную информацию. — Прим. ред.) не будем. Отметим лишь, что после команды «Камера! Мотор! Живем!» тут же встрепенулись завсегдатаи и посетители знаменитого блошиного рынка в районе Панков. При этом в кадре помимо многочисленных продавцов и покупателей всякой снеди и утвари были даже животные — лошадь у прилавка с выпечкой и собака породы бордер-­колли в компании девчат и мальчишек.

Фото автора

Будут в фильме и эпизоды, что называется, отсылающие к «Семнадцати мгновениям весны». «Берлинскую жару» недаром называют спин-оффом, по сути, предысторией советской классики. Ведь, например, Хартман работает практически в то же время и в том же городе, что и Максим Исаев, он же Штирлиц.

«Семнадцать мгновений весны» — великое произведение, но мы ни в коем случае не должны его повторять. Однако зритель, наблюдая за происходящим в «Берлинской жаре», сможет как бы пройтись по тем же улочкам и увидеть практически тех же героев», — говорит Дмитрий Пристансков.

«К проекту мы относимся скрупулезно, — заключил режиссер-­постановщик сериала Евгений Лаврентьев. — Это нам диктует материал — его нужно рассказать так, чтобы заинтересовать широкую аудиторию».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру