Пой, мои соловей: как живут уличные музыканты спустя месяц после вступления в силу нового закона

Северная столица — город белых ночей, разводных мостов и… уличных музыкантов. Кажется, нигде больше в России не встретить столько творческих людей, радующих своим талантом простых прохожих. Однако с 1 мая в Петербурге действует закон, прописывающий четкие правила для любителей выступать под открытым небом.

Пой, мои соловей: как живут уличные музыканты спустя месяц после вступления в силу нового закона
Благодаря музыкантам город звучит мелодично. Фото: «МК в Питере»

Некоторые горожане переживали, что на улице останется только музыка, доносящаяся из баров, да рекламные кричалки, а значит, изменится сама атмосфера культурной столицы. А вот жители домов, расположенных в центре мегаполиса, только вздохнули с облегчением: мол, шума станет меньше. «МК в Питере» выяснил, как поменялась жизнь уличных музыкантов и стало ли их меньше на улицах города.

Согласно закону петербургские группы и солисты должны согласовывать все свои выступления с властями. И это совсем не так просто, как записаться к врачу, выловив свободное окно в его расписании. Музыканты обязаны за две недели до своего концерта под открытым небом выбрать одну из одобренных городом площадок и заполнить специальную форму — заявку. При этом в месяц уличные артисты могут радовать прохожих своим творчеством не чаще трех раз. В противном случае придется выплатить штраф в размере от 1,5 тысячи рублей. Вероятно, это было сделано для того, чтобы все петербургские музыканты, коих немало, смогли хотя бы по разочку выйти на площадку. Для певцов и инструменталистов это стало ударом: многие привыкли выступать на улице практически ежедневно, дабы заработать на жизнь.

Правда, как выяснилось, новые правила донесли не до всех. Так, каждый вечер около станции метро «Купчино» выступает девушка, услаждая слух прохожих звучанием гитары и собственным вокалом. Среди ее регулярных слушателей — дежурящие неподалеку сотрудники полиции. Сочетание этих двух фактов говорит о том, что вокалистку не штрафуют и не прогоняют. А так как при стражах порядка никто не решится покуситься на заработанное, девушку, по сути, опекают.

— Мне еще ни разу замечания не сделали из-за ежедневной игры. Значит, наверное, в Купчино можно, — сообщила гитаристка в ответ на вопрос, знает ли она о новом законе и лимите на выступления.

Может, в Купчино и правда можно… Как правило, играющие в центре и на окраинах друг с другом не пересекаются. А у музыкантов — старожилов уличных площадей даже есть устоявшееся за годы расписание: в какой день недели и где играть. Другие об этом знают и стараются не мешать. Вряд ли на одной площадке сойдутся трубач дядя Миша, бутылофонист Федор Григорьев, человек-оркестр Михаил Каретко, шарманщик Кирилл Миллер и духовой оркестр военных пенсионеров. Впрочем, они играют скорее для души, нежели для заработка.

А вот молодежь от введения новых правил страдает.

«Друг позвал за компанию»

Гитарист Вадим Романчук переехал в Петербург из Владивостока. Уличным музыкантом он стал волей судьбы — однажды друг позвал выступить за компанию, и молодой человек согласился.

«Мне тогда идея играть на улице вообще не нравилась, но с другом было интересно. В какой-то момент нам начали кидать деньги, это показалось странным, но прикольным. До этого момента я не думал, что людям понравится инди-поп, который я играю», — рассказывает Вадим.

После переезда в Петербург он купил электрогитару и оборудование для усиления звука. Выступает он обычно один, но изредка берет в компанию других гитаристов и кахонщиков (кахон — ударный музыкальный инструмент в форме коробки. — Прим. ред.). За год у Вадима собралась своя аудитория, которая следит за расписанием музыканта через телеграм-канал.

«Аналогичные каналы есть у большинства уличных исполнителей. Мы не только выкладываем в них анонсы выступлений, но и общаемся с подписчиками, делимся новостями из жизни», — отмечает собеседник.

Вадим и его друг кахонщик. Фото: «МК в Питере»

Любимое место музыкантов

Организовывать концерты артисты предпочитают в наиболее оживленных местах города. Оно и понятно: чем больше слушателей, тем выше сборы. Особенно ценятся у музыкантов канал Грибоедова, Малая Садовая улица, площадь Восстания и подобные магистрали Петербурга. Прогулявшись по Невскому проспекту, можно насчитать с десяток групп и исполнителей-¬одиночек. Иногда артистов разделяют буквально 100 метров, а их голоса накладываются друг на друга.

«Любимое место назвать сложно. Все зависит от дня, настроения и ситуации: мешает ли ¬кто-то играть, приезжает ли полиция, — рассказывает Вадим. — На Петроградке классная атмосфера, но там мы все чаще сталкиваемся с полицией. На Малой Садовой, у Магазина Купцов Елисеевых, тоже приятно выступать. А вот на канале Грибоедова работать сложно: там много конкуренции и полицейских».

Бывает, что выступать мешают крайне настырные и невоспитанные граждане. Однажды, рассказывает наш собеседник, один из слушателей буквально требовал исполнить песню про Владивосток. Получив несколько отказов, начал уговаривать толпу поддержать его просьбу и рвался к микрофону.

«Я стараюсь таких людей сразу отгонять. В тот день я играл с другом — гитаристом Валерой. Он посоветовал не обращать внимания», — рассказывает артист.

Между тем настырный гражданин не сдавался. В итоге музыканты сдались и сыграли «Владивосток 2000». Это успокоило поклонника, но ненадолго. Спустя минут 15 он начал громко рассказывать о том, как с другом отправлял кораблями огромные партии тараканов. Все закончилось тем, что под скандирование мужчины «Владивосток! Тараканы!» разошлись сначала зрители, а потом и музыканты.

Правила уличных артистов

Но вернемся к основной теме нашего материала — новому закону об уличных концертах. Как рассказал наш собеседник, прежде чем подавать заявку на выступление, уличные артисты списываются в общих чатах, чтобы забронировать за собой ту или иную точку. Основной площадкой для коммуникации является закрытая группа в соцсети «ВКонтакте».

Отдельный телеграм-канал создан для играющих на площади Восстания. Изначально в нем были только фаерщики (артисты, выступающие с огненными шоу), а потом туда стали добавлять и музыкантов.

Но некоторые места в городе невозможно забронировать через чаты. Например, канал Грибоедова. Здесь выступают музыканты, успевшие первыми подать официальную заявку. Но это не исключает ситуации, когда на точку приезжает другая группа и просто заглушает остальных.

Некоторые музыканты работают с помощниками (аскерами), основная задача которых — подходить к слушателям и собирать деньги с желающих поддержать артистов. С аскерами сборы, по словам Вадима, выше, но приходится делиться. В основном музыкантам дают по 100–500 рублей. Самое хлебное время — вечера пятницы и субботы.

Фото: «МК в Питере»

Реакция музыкантов на закон

Кстати, Вадим был в числе первых, кто устроил уличный концерт вскоре после вступления нового закона в силу.

«Если бы выписали штраф, стал бы играть в разных районах. В худшем случае на время оставил бы это занятие. Мне кажется, закон рано или поздно перестанет работать», — рассуждает музыкант.

Больше всего артистов смущает лимит на выступления. В пример приводят Москву, где нужно один раз получить одобрение, чтобы затем заходить на специализированный сайт для выбора места и времени выступления. Переживают музыканты и из-за того, что одобренные петербургскими властями точки находятся в малолюдных местах, а излюбленных артистами пятачков в списке нет.

«По сути мало что изменилось, хоть и месяц уже прошел, — пожимает плечами Вадим. — Недовольные все так же вызывают полицию. Забавный случай был недавно на площади Восстания. К нам подошли полицейские и говорят: «Ребята, нам очень нравится, как вы играете, но мы устали ездить на заявки по уличным музыкантам. Сделайте, по-братски, перерыв на полчаса». Правда, потом они снова попросили сделать перерыв, так что в тот день мы нормально не поиграли».

Впрочем, один неприятный случай все же был. В конце мая Вадим планировал выступить с кахонщиком около станции метро «Владимирская». Едва парни расчехлили оборудование, как с ним подошел сотрудник полиции и попросил проследовать за ним в отдел. По домам отпустили лишь спустя полтора часа — под обязательство о явке. Вадим уверяет, что штрафовать не стали.

Проверено на себе

Учитывая, что законодатели под понятием «уличное выступление» подразумевают практически любое проявление творческого самовыражения на улице, «МК в Питере» решил провести небольшой эксперимент. Взяв акустическую гитару, наш журналист с компанией друзей отправился на Марсово поле (такой точки нет на официальной карте для выступлений) на импровизированный пикник-концерт.

Наша компания, сидя на траве, около часа пела песни. Ни оваций, ни полицейского наряда за несогласованное выступление мы так и не дождались.

Выходит, закон есть, но он мало что изменил? Жители продолжают жаловаться на шум (хотя артистам запретили использовать громкие инструменты), а музыканты выступают на излюбленных точках. Когда думаешь о попытках перевести уличное искусство в законное русло, почему-то вспоминается сцена из фильма Леонида Быкова «В бой идут одни старики», в котором герой изрек: «Все преходяще, а музыка вечна!»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру