«Искусство без поддержки существовать не может»: директор петербургской художественной галереи «Краски жизни» Яна Наймушина – о современных благотворителях

«Искусство без поддержки существовать не может»: директор петербургской художественной галереи «Краски жизни» Яна Наймушина – о современных благотворителях
Победителей конкурса «Открывая новые имена-2022» назовут уже 26 января. Фото: «МК в Питере»

В петербургской художественной галерее «Краски жизни» уже в четвертый раз проходит конкурс «Открывая новые имена», участниками которого вновь стали молодые, но талантливые профессиональные художники. На этот раз конкурс посвящен теме духовности в искусстве. Его победители станут известны 26 января, они получат гранты от фонда поддержки искусства «Краски жизни», учредителем которого является Виолетта Пригожина. Кроме того, некоторых участников решили поощрить меценаты. О том, кто сегодня безвозмездно помогает молодым талантам и почему начинающим художникам сложно без поддержки, рассказала директор галереи и фонда «Краски жизни» Яна Наймушина.

— Яна, расскажите о том, как Фонд «Краски жизни» помогает начинающим художникам?

— Наш благотворительный фонд, созданный в 2019 году, в четвертый раз проводит конкурс «Открывая новые имена». Мы, конечно, хотели бы отметить всех авторов, но невозможно объять необъятное. В этом году из 70 работ нужно выбрать трех победителей. Победитель конкурса получит 70 тысяч рублей и персональную выставку в галерее сроком на десять дней. Авторы работ, занявшие 2 и 3 место, получат гранты в 50 и 30 тысяч рублей, соответственно.

Фонд готов поддержать проекты талантливых художников и не в стенах нашей галереи. У нас был опыт, когда мы взяли на себя часть расходов и оплатили транспортировку работ на выставку из Петербурга в Сочи и обратно, поскольку это большие затраты для художника. Это был целый выставочный проект с продуманной темой выставки, концепцией, сложившимся индивидуальным художественным языком. Задача художника найти свой путь, стиль, направление и тему. Если все это есть – можно присылать заявку в фонд. Если даже работы художника не в концепции нашей галереи — мы поможем найти наиболее подходящую площадку с учетом концепции и стилистических особенностей художника.

— Кто из меценатов поддержал конкурс?

— В этом году мы привлекли пять меценатов. Это IT-партнер «ОБИТ» и отдельно – один из топ-менеджеров Кирилл Строганов, а также президент бизнес-школы ИМИСП Сергей Мордовин и друг галереи Екатерина Волкова, которая поддерживает конкурс уже второй раз. Ещё один меценат пожелал сохранить конфиденциальность. Они самостоятельно выберут художников, которых поддержат. Мы же определяем только победителей. Частные лица наградят своих фаворитов грантами, а «ОБИТ» оплатит персональную выставку участнику, занявшему второе место. Компания решила вложиться именно в продвижение художника, как в более продуктивный способ поддержки.

— Сложно ли найти благотворителей сегодня? Вы их ищите или сами находят вас?

— Всех меценатов мы нашли буквально за последнюю неделю работы выставки. Так как мы поняли, что талантливых авторов очень много, но всех отметить не получится, то решили показать нашим друзьям галерею с предложением о поддержке. Мы, конечно, были приятно удивлены, что они с радостью откликнулись, ведь сейчас действительно непростое время для художников. Госзаказов нет, частных заказов тоже немного. И это еще должно повезти, чтобы у художника были регулярные частные заказы.

Сейчас такое время, что многим не до искусства. Хотя, очень надеюсь, что именно сегодня и произойдет расцвет искусства через интерес к настоящему, искреннему. На это есть запрос как у зрителей, так и у художников. Зачастую так и бывает, что расцвет искусства приходится на самые сложные времена.

— Почему именно в самые сложные времена?

— Потому что людям надо верить во что-то светлое, иметь возможность отвлечься от забот. В этом смысле искусство можно рассматривать как спасение. Кому-то оно никогда не было нужно, но многие тонко чувствующие люди видят спасение именно в этом. Например, в нашей художественной студии при галерее сегодня работает много людей, и они признаются, что это стало для них возможностью отвлечься.

Фото: «МК в Питере»

— Согласны ли Вы с утверждением, что меценатство – это прерогатива состоятельных людей, которые «излишки» денег жертвуют нуждающимся?

— У нас ведь нет условий, что это обязательно должны быть миллионы рублей. Мы никого не ограничиваем. Это может быть и 10 тысяч, и 50, и 100, в зависимости от возможностей. Но даже эта маленькая сумма может художника вдохновить настолько, что у него появятся крылья, и он продолжит творить с осознанием того, что нужен. Думаю, меценаты это чувствуют и понимают, и поэтому они это делают.

— Как думаете, что движет меценатом? Зачем он помогает? Это традиция или желание оставить после себя добрую память в будущих поколениях?

— Меценаты от нас ничего не требуют, даже их упоминания. Просто у них есть возможность помочь. Они искренне хотят это сделать, дать понять художникам, что их творчество – это нужно и важно, просто чтобы те продолжали творить.

— Сможет ли искусство в наши дни существовать без поддержки?

Конечно, нет. Да, есть вполне успешные художники, которые хорошо продают себя через соцсети без участия галерей. Но это определенный труд, умение, навык и талант себя правильно подать и продать. Не у всех получается. Как говорится, талантам нужно помогать.

Фото: «МК в Питере»

— Люди, которые приобретают картины в вашей галерее, как думаете, делают это для души или, в первую очередь, чтобы поддержать таланты?

— Посетители могут совершить импульсивную покупку, когда ожидания совпали со стоимостью работ. Есть и те, для кого цена не важна, но процент таких людей небольшой. Сейчас посетители, конечно, интересуются нашей выставкой, но цены за свои работы художники назначают разные. Например, у нас представлены работы по 850 тысяч рублей. Это нормально, что художники ценят себя. Но в стоимости работ мы не всегда сходимся с покупателями. Одно дело покупать у знаменитости за такие деньги, другое дело, когда художника видят впервые.

У нас в стране вообще есть проблема недооцененности искусства, художников. Ведь в Европе кто-то продает свои картины за миллионы евро. В Китае цены начинаются от сотни тысяч долларов – там своих художников очень ценят. Соответственно, вопрос просто в готовности публики. У нас пока такого нет. У нас еще надо готовить публику к тому, что это может столько стоить. Так что, такие суммы рассчитаны скорее на внешнего покупателя.

Фото: «МК в Питере»

— Сегодня меценатов не стало меньше?

— Их стало даже больше. Повторюсь, возможно, грядет расцвет русской культуры и искусства, но для этого мы должны осознать ценность художников в первую очередь для самих себя, для общества. На все это есть запрос, и к этому есть интерес.

— Как проявляется запрос общества на русскую культуру? Речь о классической культуре или она трансформируется в нечто новое?

— Недавно я была в Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. Она каждый год открывает двери для желающих посмотреть на работы студентов по итогам семестра. Был аншлаг, как в Эрмитаже. Даже по коридорам было сложно пройти. И это не может не радовать! Уровень, который задает академия, мы должны нести и ценить, ведь там еще осталось классическое академическое образование.

Русские художники долго учились у европейцев, впитывали в себя ту культуру и сохранили ее в классическом виде. Но сейчас ситуация чуть-чуть поменялась. Нужно сделать еще несколько шагов, чтобы помимо этой школы обрести что-то свое, найти для нашего современного искусства новую идею.

Победителей конкурса «Открывая новые имена-2022» назовут уже 26 января. Экспозиция выставки представлена живописью, графикой и скульптурой — 71 работа от 58 мастеров из Петербурга и других регионов России. Всю эту неделю посетить выставку можно по адресу: галерея «Краски жизни», Большой проспект Петроградской стороны, 7/4.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру