Сегодня в гостях у «МК в Питере» дирижер, композитор, основатель «Терем-квартета», дуэта «Ма.Gr.Ig.Al.» и настоящего хита - симфонического оркестра IP Orchestra Игорь Пономаренко. Известный петербургский музыкант рассказал нам о том, какие качества важны для дирижера, какими песнями он заслушивался в детстве и юношестве, а также о том, за что так любит симфоническую музыку.
— Для всякой профессии важны определенные качества и таланты. Так, психолог должен уметь выслушать человека, а оператор — снять красивую «картинку». Как считаете, какими чертами характера должен обладать дирижер?
— Он, безусловно, должен обладать такими важными для каждого музыканта качествами, как музыкальность и наличие слуха. Но все же главное, по моему мнению, это так называемый импульс. Это явление достаточно сложно объяснить, но любой музыкант в оркестре должен чувствовать, чего хочет дирижер. Увы, руками весь спектр эмоций выразить бывает трудно. Можно задать темп, показать, где нужно играть громче или тише, медленнее или быстрее. Но то, от чего у слушателей побегут мурашки по спине, не задашь…
— Уверен, и без лидерских качеств дирижеру не прожить…
— Конечно. Ведь он — командир оркестра, центр Вселенной. Стоит спиной к залу, посылает эмоции — и своим музыкантам, и публике — и получается то, что нужно. Но у каждого дирижера свои методы: кто-то относится к музыкантам деспотично, и это частое явление, кто-то пытается уговорить… У меня другой подход — я пытаюсь привлечь артистов к сотворчеству. Это, конечно, не значит, что у нас в оркестре царит демократия. Диктат присутствует, без него никак нельзя. (Улыбается.) Но у нас есть место и для творчества, для того чтобы выразить свою индивидуальность. Я не хочу, чтобы музыканты тупо исполняли мою волю, это неинтересно.
— Вы с детства обладали организаторскими способностями, любили объединять вокруг себя людей?
— Пожалуй, нет. В детстве я был, скорее, одиночкой. Предпочитал посидеть где-нибудь на горе, помечтать. А вот чуть позже, когда окончил школу и поступил в училище, такие способности у меня действительно проявились. В консерватории у меня и вовсе был опыт участия в комсомольской организации — работал по идеологической части.
— Когда поняли, что посвятите свою жизнь именно музыке?
— С самых юных лет. В детские годы я очень хорошо пел. Меня могли остановить на улице, попросить: «Спой что-то» — и я это делал. У нас вообще была музыкальная семья — отец и дед играли на гармошке… В общем-то именно дед и виноват в том, что я связал свою жизнь с музыкой. (Улыбается.) Он в какой-то момент обратил внимание на мои способности и заставил бабушку отвести меня в музыкальную школу.
— Какой музыкой вы увлекались в детстве, в юношестве?
— С одной стороны, ответить на этот вопрос достаточно сложно. С другой — если я включу какую-то радиостанцию и услышу песни тех лет, то, скорее всего, начну им подпевать. То есть большинство из них я знаю наизусть, хоть специально и не учил. Все эти «Хоть поверьте, хоть проверьте» про Золушку из телевизора… Кроме того, в нашем доме всегда были застолья, где исполнялись народные песни. А вот классическая музыка в мою жизнь пришла уже гораздо позже, когда я уже начал заниматься серьезно. Все-таки я жил в глуши, в Сибири. Впервые попал на концерт симфонического оркестра, когда мне уже было лет 17.
— В каких жанрах и формах вам нравится работать сегодня?
— Когда я стал дирижером, понял, что, пожалуй, самый мой любимый жанр — это жанр эстрадно-симфонической музыки. Классика — есть классика. Ее всю переиграли и продолжают играть каждый день. Но ведь как здорово по-своему ее интерпретировать. Знаете, однажды Муслима Магомаева спросили: «А почему вы не поете в опере?», и он ответил: «Мне больше нравится выступать в эстрадном жанре». Так же и жанр эстрадно-симфонического оркестра допускает некие вольности, артистизм. И, создавая самые разнообразные программы, я чувствую себя настоящим первооткрывателем. И дирижер в каком-то роде становится шоуменом. Он не стоит постоянно спиной к публике, он поворачивается, общается со зрителями. И это заряжает энергией!
— Одна из самых популярных ваших программ — рок-хиты…
— Это одна из множества программ, которые мы исполняем. В какой-то степени можно сказать, что ее начали раньше делать на Западе. Но там это все исполнялось не эстрадно-симфоническим оркестром, как у нас, а просто симфоническим, без ритм-группы, без каких-то специальных аранжировок, без тех эмоций, которые привносят барабаны и бас. И когда я искал в интернете какое-нибудь переложение творений группы Queen для симфонического оркестра, я много чего нашел. Но это все была очень скучная «классика», неземная тоска. Да, современные крутые композиторы придумывают какие-то формы, гармонии, какие-то умные вещи… Но выступать с этим в шоу нереально, это тоска. А вот играть то, что играем мы — это совершенно другой разговор. Тогда действительно проявляется истинное лицо группы, эмоции музыкантов. Как говорит молодежь, качает. (Улыбается.)
— Многие люди, занятые в музыкальной сфере, предпочитают отдыхать в тишине. Вы являетесь исключением?
— Нет. Когда я нахожусь дома в одиночестве, у меня никогда не играет музыка. Тоже наслаждаюсь тишиной. Слушаю чаще всего что-то только по работе, ну или по совету друзей и знакомых.
— Но что-то же, наверное, все-таки включаете?
— Иногда под настроение ставлю классические произведения, большие, фундаментальные, философские. Не развлекательные. Потому что развлекательная музыка — она и так из каждого утюга звучит. Я даже когда в машине еду, стараюсь включать те радиостанции, вещающие в диапазоне FM, где не музыка играет, а ведущие болтают.
— А как вы отдыхаете, как заряжаетесь энергией, чтобы потом начать творить?
— Теперь у меня есть дача. И все происходит там. (Смеется.) Я наконец-то получил маленький клочок земли, на котором можно что-то делать, копаться, что-то выращивать. Заниматься бытовыми вещами. Воздух, солнце и никто не стоит над душой. Красота! Потому что в городе ночью упираешься в монитор — и что дальше? Можно, конечно, книжки читать, но это ведь, по большому счету, тоже не развлечение. Это большой умственный труд, эмоциональный. Если это не дешевая литература. Взять того же Умберто Эко — там в одном абзаце порой столько информации, что поди в ней разберись! Так что это уже и не отдых. А какую-нибудь Дарью Донцову я бы читать, конечно, не стал.