В 2010-е в Россию пришло увлечение музыкой и современной культурой Южной Кореи, которое по-прежнему набирает обороты. Тысячи молодых людей приходят на концерты азиатских музыкантов и устраивают свои тематические мероприятия. В онлайн-среде существует множество фан-клубов, которые обмениваются информацией о любимых дорамах, актерах и к-поп-исполнителях. Количество поклонников корейской культуры по всему миру превысило 150 миллионов человек, согласно докладу «Мировая статистика Халлю за 2021 год».
С чего все начиналось
В 1997 году — в разгар экономического кризиса — Южная Корея решила сделать ставку на развитие культуры и привлечение инвестиций в высокодоходную сферу шоу-бизнеса.
«С самого начала выход культуры в глобальный мир контролировало корейское государство. Без государственной финансовой поддержки, приоритетов и многолетних гарантий ничего бы не случилось. В конце 1990-х были сформулированы задачи, выделены средства, сформированы команды. Обозначены показатели успеха. И самое главное — было понимание, что работать предстоит десятилетия, двигаться методом проб и ошибок. Потому что в искусстве нельзя получать устойчивые результаты за год», — рассказал «МК в Питере» российский культуролог Георгий Цеплаков.
Уже спустя пару лет в соседних странах интерес к корейским сериалам (дорамам) и поп-музыке вырос. Это явление и назвали Халлю, что означается «корейская волна». В начале 2000-х она накрыла Китай, а после — Японию и Тайвань, затем перекинулась на всю Юго-Восточную Азию и постепенно докатилась до Америки, Европы и России.

«Интерес и бум к корейской волне, с другой стороны, кажется чудом или революционным прорывом. Будто бы мир сошел с ума и наряду с голливудской продукцией вдруг начал интересоваться всем, созданным в Южной Корее. А после победы фильма «Паразиты» в оскаровской гонке стало очевидно, что страна вышла на новый уровень на пути к культурному лидерству. Ведь даже американская киноакадемия поставила корейский фильм выше всех кинодостижений мира», — подчеркнул Георгий Цеплаков.
Дорамы
Корейские телесериалы — это в первую очередь возможность прикоснуться к южнокорейской культуре. Они привлекают зрителя своими сюжетами, где в разной доле присутствуют романтика, военный, исторический и социальный контекст и даже мистика. Все это придает дорамам свойственную только им специфику, которая, как показало время, цепляет зрителей по всему миру.
Любовь во всем мире к дорамам началась после того, как фильм «Что такое любовь» произвел фурор в Китае в 1997 году, а сериал «Зимняя соната» стал большим хитом в Японии в 2002 году. Эпический исторический сериал «Жемчужина дворца», который был показан в 2003-м и в 2004-м, был продан в 91 страну, включая Японию, Китай и Турцию. Именно этот фильм расширил рамки корейской волны, охватив кухню, моду и медицину, и привлек глобальный интерес к корейской культуре.

«Моя любовь к Корее проснулась с дорамы «Легенда синего моря». Мы сидели с друзьями в кафе, и все обсуждали дораму, обменивались фразами и восторгами. Кроме меня, — вспоминает собеседница издания Лиза, — тогда я не была знакома с корейским кинематографом, но в тот же вечер решила заполнить этот пробел и поняла, что пропала. Я начала смотреть одну дораму за другой. Когда я смотрю корейские сериалы или слушаю песни, мне становится хорошо, я чувствую себя собой, обретаю покой. Они помогают смотреть на жизнь проще», — поделилась она.
Поскольку большинство дорам производятся как контент для местного телевидения, на них действует запрет на демонстрацию жестокости. Даже в самых страшных и мрачных сериалах ножи, оружие, кровь и тела будут заблюрены. Цензура наложена и на демонстрацию секса — обычно влюбленные целуются, а затем экран интимно темнеет. При этом дорамы зачастую поднимают животрепещущие для молодого поколения темы: социального неравенства, зависимости от технологий, маниакальной заботе о своей внешности, пластической хирургии, принятии себя и месте женщины в современном мире.
Еще одной особенностью дорам является их малосерийность. Обычно у современных корейских сериалов есть только один сезон, в котором от 12 до 30 эпизодов длительностью не более часа.
К-поп
Безусловно, корейская поп-музыка — самая популярная часть культуры, пришедшей из Кореи, которая так же, как и дорамы, первым завоевала Китай. Определяющим событием стал концерт группы H.O.T в пекинском дворце спорта трудящихся в 2000 году. H.O.T продали больше 12 миллионов записей только в Южной Корее и стали первой успешной к-поп группой, которая завоевала популярность и в других странах. В 2009-м на американскую музыкальную сцену вышла группа девушек «Wonder Girls», они первыми в истории корейской музыки вошли в горячую сотню Billboard.

Пик популярности к-поп пришелся на 2012 год, когда исполнитель PSY выпустил вирусный трек «Gangnam Style» и клип на него. Песня сразу же взлетела на вершину музыкальных чартов Южной Кореи, а к концу года набрала более миллиарда просмотров на YouTube.
Успех и огромная популярность PSY проложили путь молодому поколению к-поп певцов, которые сегодня бьют музыкальные рекорды. Такие группы как Big Bang, 2PM, EXO, TWICE продолжают покорять мир. Успеха невероятного уровня достигла группа BTS. Они сами пишут большинство своих песен, а их тексты затрагивают важные для молодежи проблемы, такие как принятие себя, давление общества и взросление, чем, вероятно, и можно объяснить их огромную популярность.

По мнению Анны, фанатки к-поп музыки, корейская поп-культура цепляет смешением стилей, яркими и смелыми образами.
«Для многих фанатов к-поп — лекарство и мотиватор. В текстах песен можно найти поддержку, мотивацию, нужные слова. У каждой группы есть фандом, где люди обсуждают актуальные темы, вместе учат языки, развиваются. В корейской культуре принято взаимоуважение и внимание к мелочам. Их стремление к красоте притягивает людей со всего света, в том числе и меня», — рассказала она.
Участников к-поп-групп, называют не солистами, а возвышенным словом айдол (от английского Idol — кумир, идеал). Дело в том, что к-поп культура требует абсолютного идеала: чистого вокала, отточенной хореографии, внешности по стандартам южнокорейской красоты, соответствующих костюмов и аксессуаров.
«Заручившись государственной поддержкой, поставив четкие цели, поняв позиционирование на рынке — стать второй массовой глобальной музыкальной и кинематографической индустрией в мире — корейские продюсеры создали конкурентную и творческую среду. Чтобы получились шедевры, необходим, увы, отбор. Это сравнимо с юношеским спортом: сначала вы работаете со всеми желающими, потом отбираете талантов, потом калибруете лучших и так далее. О том, как работает в Южной Корее индустрия подготовки исполнителей или сериальных идей, говорить, пожалуй, излишне. Сейчас об этом знают не только специалисты по поп-культуре, но и фанаты корейской музыки или кино», — объяснил культуролог.
Косметика и еда
Увлечение корейской волной постепенно переросло в интерес к культуре страны в целом. Поэтому неудивительно, что «made in Korea» с каждым годом собирает все больше поклонников по всему миру. Зрители дорам, например, загораются желанием приобрести мобильный телефон, косметику или одежду, как у героев фильма. А яркие клипы к-поп исполнителей подталкивают поклонников к тому, чтобы выглядеть как кумиры.
По данным агентства Yonhap, последние десять лет корейский бьюти-рынок стабильно держится в десятке крупнейших в мире, хотя достаточно долгое время именно Франция и Япония считались символами косметического бизнеса. В 2019-м в Россию было экспортировано южнокорейской косметики на сумму $137,3 миллиона, что примерно в девять раз больше, чем в 2014-м. По итогам года Южная Корея стала вторым крупнейшим экспортером косметики на российском рынке, уступив лишь Франции, которая тогда поставила косметику на $329 миллионов.
Помимо этого, приобретает популярность и корейская кухня – по всему миру открывают множество ресторанов, где предлагают кимчи, пулькоги, пибимпап и другие блюда, любимые многими поколениями корейцев. А на полках магазинов появился большой выбор корейской лапши быстрого приготовления и корейского алкогольного напитка соджу.

«Национальная южнокорейская традиция не так известна в мире, она отражает больше традиционное обществе с важным для него религиозным контекстом. Корейская волна сделала ставку на глобального зрителя, массовые жанры, подростков. То есть на все то, где долгие годы безраздельно царили Голливуд и американская индустрия. У других стран, например, России, Франции или даже Китая такой прорыв бы не получился, потому что национальные культуры этих стран уже были связаны с определенными достижениями в эпоху технологий.
Скажем, Россия – это страна высокой, классической культуры: драматургии Чехова, прозы Толстого, русского балета, системы Станиславского, Чайковского, Тарковского, игольчатого экрана в анимации и так далее. Чтобы преуспеть в массовой культуре нам пришлось бы сильно постараться. У Кореи такой проблемы в позиционировании не было – она с нуля вошла в зону модерна, технологий и медиа», — считает культуролог Георгий Цеплаков.
Для тех, кто попал под влияние Халлю и стал фанатом и ценителем корейской культуры, в России проводят множество тематических мероприятий, в частности фестивалей, где можно приобрести мерч, косметику, попробовать национальную кухню, познакомиться с корейскими блогерами, танцорами, послушать музыкальные каверы и поучаствовать в танцевальных конкурсах. В Москве и Петербурга люди часто собираются на ивент-вечеринки, где слушают музыку, танцуют и, например, отмечают дни рождения любимых участников к-поп-групп.