Максима называют одним из самых востребованных актеров своего поколения, а еще он женат на талантливой петербурженке Елизавете Боярской и растит с ней двоих сыновей.
«Кино это просто кино»
— Максим, у вас за плечами множество ролей. Вы работаете в самых разных жанрах. У кого, как не у вас, спрашивать: какого жанра не хватает российскому кинематографу?
— Жанры не так уж важны. Мне кажется, я не ошибусь, если скажу, что отечественный зритель хочет прийти в кинотеатр и увидеть себя, посмеяться над собой или, если картина к тому располагает, — поплакать. Кстати, именно об этом свидетельствует успех фильма «Горько!». Мы все отягощены некими жизненными обстоятельствами, над которыми нужно работать. И лично для меня поход в кино и просмотр хорошего фильма равноценны походу к психологу. По сути, это одна из функций и актерской работы, и кинематографа в целом.
— А на какие фильмы вы сами с удовольствием ходите как зритель?
— На разные. Я в принципе люблю кино и не очень пока для себя понимаю разграничение по жанрам или по тому, какой аудитории оно предназначается, — мейнстрим это или артхаус. Для меня кино это просто кино. Даже если это какая-то голливудская высокобюджетная и высокотехнологичная фантастика. Она тоже производит на меня свое впечатление, как и картины российских режиссеров.
— Грубо говоря, вы считаете, что главное — снимать? А уж что именно — не так важно?
— Абсолютно. У всякого кино будет свой зритель! И всякий фильм будет востребован. Тому есть множество примеров… Тот же «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта провалился в прокате, но благодаря повторному релизу на DVD все поняли, что это классика, которую теперь используют в качестве учебного пособия. Поэтому тут не угадаешь. Если у режиссеров, у актеров есть внутренняя потребность, надо снимать!
«Актерская профессия строится на ошибках»
— К слову, в последнее время кино начинают активно снимать и актеры. Не задумывались о том, чтобы попробовать себя в роли режиссера?
— Думал об этом… Знаете, может быть, когда-то это и произойдет, но когда — пока не скажу. У меня есть истории, о которых мне хотелось бы рассказать зрителю, но пока я не знаю, как это сделать, не нахожу в себе сил. Пока есть моя актерская жизнь, которая требует того напряжения, которое я ей отдаю. И пока свои силы я расходую в этом направлении.
— Максим, что для вас театр?
— Сложный вопрос. Сейчас это что-то вроде дани уважения, некоего долга.
— Он не дает вам той отдачи, о которой говорит большинство актеров?
— В принципе, актерская жизнь циклична — вне зависимости от того, в театре она проходит или в кино. И иногда театр дает, а кино не дает, равно как и наоборот. И там, и там периодически предлагают интересные работы. И театр, если это работа с хорошим, интересным режиссером, над интересным материалом, конечно, это с моей актерской, эгоистической точки зрения, — тренинг, возможность ошибаться. Потому что актерская профессия строится на ошибках — ты должен пробовать, понимать, что движешься в неправильном направлении, и пробовать что-то другое. Как мне кажется, это наиболее верный путь постижения. А вот кино дает меньше возможностей для поиска.
«С Лизой советуюсь больше всего»
— Интересно узнать, как в вашей творческой семье проходят разговоры о работе. Советуетесь о чем-то с тестем, с тещей, ну и конечно же, с супругой по каким-то рабочим вопросам?
— С Лизой, конечно, больше всего. (Улыбается.) Но, имея в виду ее совет, решения все равно принимаю сам. Вообще все зависит от конкретной ситуации — если я на сто процентов понимаю, что это то, что мне нужно, и то, что я хотел бы сейчас сделать безотносительно чьего-либо мнения, я это делаю. Если в чем-то сомневаюсь, то, конечно, спрашиваю совета. И не так уж важно, чего он касается — материала, темы или еще чего-то.
— Сами Лизе что-то советуете? Может быть, высказываете свое мнение после просмотра какого-то фильма с ее участием?
— Да, но она профессионал, человек, который отвечает за свою работу. И высказывать ничего такого, слава богу, особенно не приходится. Зачастую я лишь подтверждаю ее мнение.
— В СМИ иногда пишут, что Лиза-таки перебралась в Москву, а иногда — что вы окончательно переехали в Петербург. Чему верить?
— Теперь я гораздо больше провожу времени в Петербурге, чем прежде. (Улыбается.) Правда, все мы, актеры, зависимы от профессиональных обстоятельств. Так что, если, к примеру, мне скажут ехать сниматься в Липецк, я туда поеду. Точно так же и Лиза.
«Петербург — город одиночек»
— Как вы относитесь к нашему городу на Неве?
— Петербург — чудесный город. Он мне в принципе очень близок, потому что я родился в Калининградской области, в Прибалтике — там такой же переменчивый, холодный и суровый климат, такое же холодное лето, холодная зима. Мне нравится такая погода. Петербург, конечно, более разнообразный город в плане людей, нежели Москва. Но лично для меня почему-то, несмотря на обилие креативных, позитивно настроенных людей, все равно остается городом одиночек — в хорошем смысле слова. Если человеку нужно побыть одному, абстрагироваться от каких-то своих повседневных дел, вдохновиться или просто отдохнуть, ему сюда. Местный ветер прекрасно выдувает из головы все предрассудки и все ненужные страхи!
— Какие места в Питере можете назвать любимыми?
— На Васильевском острове есть множество улочек и парков, где красиво и при этом уединенно. Они доставляют мне эстетическое удовольствие. Это мне гораздо ближе, нежели туристический центр. Ну и потом всегда можно уехать на север, выше по косе — в дачные старые поселки, где некогда жили наши художники и поэты. Там, конечно, ощущается колоссальная энергетика — и человеческая, и природная. И это для меня очень отрадно.