«Брат» нового поколения: каким персонаж Сергея Бодрова был бы сейчас

Первой части скандального, местами шокирующего и даже некорректного, но ­все-таки культового диптиха Алексея Балабанова в этом году исполняется ровно четверть века. С тех пор как фильм вышел на экраны, воды, как говорится, утекло много: изменились некоторые законы, несколько поменялись наш быт и восприятие окружающего мира, другой стала даже мода. 

«Брат» нового поколения: каким персонаж Сергея Бодрова был бы сейчас
Кадр из фильма «Брат» (1997)

Впрочем, и сам Данила Багров, символ своего времени, вернувшись из зоны боевых действий, где получил опыт, о котором лучше не говорить, кажется, увидел уже другую страну. Парадоксально, но кинолента, однажды разлетевшаяся на цитаты, актуальна по сей день. А вписался бы паренек, который уверен, что знает, в чем сила, в современное общество?

«Плохой парень» vs пацифист

Данила Багров — типичный представитель первого постсоветского поколения молодых людей, родившихся, как еще говорят, «при той власти». Эти мальчишки вместо институтской скамьи попали за броню бэтээров, затем, вернувшись, были вынуждены жить по принципу «если не ты, то тебя». Так, дембель без определенных занятий, отслужив, как он сам утверждал, «писарем в штабе», однако научившись целиться, стал действовать во многом вопреки закону. В середине 1990‑х, когда «Брата» увидела широкая публика, этот персонаж воспринимался чуть ли не национальным героем.

«Я много раз задавался вопросом, почему не только молодежи, но и населению в целом, а особенно это выражено у девушек, нравятся так называемые плохие парни. Есть у нас ­какая-то тяга не к ученым, космонавтам или военным, а к криминальным авторитетам», — считает президент союза «Офицеры группы «Альфа» Алексей Филатов.

Речь, конечно, о кино и его главных героях, по-своему разграничивающих добро и зло (вспомнить хотя бы романтизацию бандитизма в той же «Бригаде»). Поскольку ментальность граждан, в частности зрителей, по словам нашего собеседника, за эти годы изменилась не сильно, скорее всего, вымышленный Данила Багров остался бы тем же. Но, будь он живым (да еще и современным) человеком, вел бы себя совершенно иначе.

«Мне легко об этом судить, поскольку я, наверное, ровесник этого персонажа. Думаю, настоящий Данила был бы более спокойным, так сказать, созерцателем жизни и вместе с тем уставшим столь бурно и деятельно реагировать на окружающую его несправедливость, — добавил Алексей, отметив, что опыт работы в горячих точках часто делает из людей пацифистов. — Знаю тех, кто долгое время держал в руках оружие, а потом отказался даже от охоты и просто стрельбищ. Так что Данила Багров, вымышленный или настоящий, и мухи бы не обидел».

Надежда обманутых дольщиков

Не разделяет эйфории и всеобщего обожания относительно главного персонажа «Брата» и переводчик, актер озвучивания Дмитрий Пучков, известный широкому зрителю под псевдонимом Гоблин.

«Сегодня Данила Багров точно был бы другим, — заявил он. — В оригинальном фильме это бандит и наемный убийца. Странно, что его считают героем. Хотя тогда времена были такие…»

В современной интерпретации, добавил наш собеседник, поскольку государство «крепко стоит на ногах», а правоохранительные органы как никогда сильны и собранны, Данила Багров версии «лихих девяностых» смотрелся бы неорганично и, может быть, даже фальшиво. Скорее всего, это был бы человек, вернувшийся из горячей точки и пытающийся устроиться на работу, чтобы «трудиться на благо Отечества».

А вот режиссер, кинопродюсер и кандидат экономических наук Мария Ламар уверена: в наши дни Данила Багров стал бы, так сказать, одним из бойцов невидимого фронта и, в соответствии с духом времени, использовал высокие технологии: «Сейчас герой Сергея Бодрова из фильма «Брат» был бы неуловимым хакером или создал тайную хакерскую группировку, действующую в стиле Робина Гуда. Например, благодаря взлому системы Данила Багров мог бы вернуть обманутым дольщикам строительства или обманутым вкладчикам «лопнувшего» банка, а также жертвам микрофинансовых организаций их кровные деньги».

Изменения претерпел бы и внешний вид молодого гангстера. Хотя бы потому, считает Дмитрий Пучков, что полки современных магазинов буквально ломятся от изобилия самой разной и, главное, финансово доступной одежды: «Всего очень и очень много. Поэтому ни в каких потрепанных свитерах никто бы не ходил».

Данила в «оверсайзе»

К слову, о свитере. Эпоху, в которую происходят действия «Брата», отражает и стиль Данилы Багрова. Недаром этот образ примеряют современные артисты, в том числе музыканты. Например, главный петербургский романтик Степан Ледков, который вместе с группой «Марсель» недавно презентовал клип на песню «Поколение Брата». Похожий на «тот самый» элемент одежды нашелся у саксофониста коллектива Мити.

«Мы, кстати, гуглили и выяснили, что в интернете можно за сумму от трех до шести тысяч руб­лей купить свитер как у Данилы Багрова», — рассказал Ледков «МК в Питере».

«Оверсайз (от англ. oversize — слишком большой; термин, используемый в мире моды для обозначения одежды свободного кроя. — Прим. ред.) и крупная вязка актуальны и сейчас», — отметила создательница и владелица бренда одежды ручной работы Värde Александра Данилина. Поэтому, считает она, к 2022 году внешне персонаж Сергея Бодрова кардинально бы не изменился: «Мода циклична, а сейчас так вообще не категорична: модно и актуально почти все и сразу, порой с отсылками или прямыми копированиями винтажа и ретростиля».

Так мог бы выглядеть Данила Багров сейчас. Коллаж «МК в Питере»

Так, не исчезли бы и армейские ботинки, в которых Данила шагал по хмурому Петербургу 1990‑х. Разве что их подошва стала бы чуть массивнее. А вот привычное черное пальто, скорее всего, заменила бы объемная кожаная косуха.

Неприметным, в простой одежде (вероятно, в плаще и берете) и очках с толстыми линзами современного «Брата» представляет себе Мария Ламар. Поскольку хакер не должен выделяться из толпы (мистер Андерсон из «Матрицы», пожалуй, не в счет), то и облик ему лучше оставить таким, каким он был в той сцене со стрельбой на рынке.

Смартфон вместо CD-плеера

По местам съемок фильма «Брат» в Петербурге водят экскурсии. Некоторые локации ­когда-то были любимы и самим Алексеем Балабановым. Одна из таких — Васильевский остров. А если точнее, многоэтажка «на ножках» на Морской набережной, 15. Там по сюжету происходит перестрелка Данилы с киллером. Негодяй стреляет Багрову в живот, но пуля застревает… в плеере. За такими сейчас охотятся коллекционеры. Однако теперешний персонаж русский рок, включая того же «Наутилуса», слушал бы на смартфоне, говорит клинический психолог Михаил Хорс.

Не секрет, что с народной любовью на «Брата» вылилась и изрядная доля критики. Основными претензиями кроме жестокости главного героя фильма, а также циничности была его нетолерантность. Сегодня терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам, а также народам, нациям и религиям одними порой возводится в абсолют, другими — полностью игнорируется. К Даниле Багрову, тому или нынешнему, уверен специалист, этот термин неприменим: «Это типичный представитель молодых брутальных парней со своими ценностями. Они такими же и остались. Отъедьте подальше от Петербурга или Москвы, и вы встретите все тех же Данил Багровых».

В чем феномен успеха, брат?

Данила Багров (впрочем, как и сам фильм) получил всепоглощающую любовь, особенно современников — людей, которым четверть века назад, в момент выхода на экраны картины, было всего 17 лет.

«Впервые «Брата» я посмотрел в 1997 году на видеокассете. Нам, тогда 17–18‑летним парням, Данила нравился лишь по одной причине, — вспоминает главный редактор «МК в Питере» Тимофей Шабаршин. — В обществе, где превалировала власть «братков», существовал сильнейший запрос на справедливость, а этот персонаж казался нам ее воплощением. Он выступал в роли этакого супермена, как бы сейчас сказали, защищающего обездоленных и наказывающего «плохих парней». Те, кто не застал «лихие» года, думаю, смутно представляют, насколько тяжело тогда жилось. Едва ли ­кто-то мог гарантировать тебе безопасность на улице — при походе в магазин или на прогулку. Между тем, если ­что-то происходило, скажем серьезное ДТП, вызывали не полицию (тогда милицию). Как правило, на место происшествия съезжались бандиты, которые «по понятиям», а не по правилам дорожного движения разбирались в том, кто прав, а кто виноват. В чью пользу решался вопрос — это уже другая история. Но это не самое печальное. Преступность была, если можно так сказать, настолько привычным явлением, что твоих обидчиков порой даже не искали, бумаги хоронили в архивах, а проблема размывалась в общей статистике. Поэтому мы боялись. Сильно и почти всего. Так вот, Данила Багров был для нас человеком, которому хотелось подражать, — сильным и справедливым. Но время прошло, и все поменялось. Я и сейчас восхищаюсь первым и вторым фильмами, но при этом понимаю, что больше не хочу походить на Данилу или ­кого-то еще, потому что полностью повзрослел. А ленты просто напоминают об опасном, но вместе с тем любопытном времени, когда те самые 17–18‑летние парнишки были молоды, полны сил и желания изменить мир. Несмотря ни на что, 1990‑е всегда останутся в памяти временем моей юности — дружбы, кутежа, первой любви. А «Брат» — это лишь возможность сравнить себя тогдашнего с собой нынешним. Сравнить и понять, что ты это пережил, остался собой, но мир вокруг при этом стал лучше».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру