Актеры известного петербургского театра могут оказаться на улице

Как большой рубль убивает искусство

Знаменитый театр ЛДМ «Новая сцена» выгоняют из здания. Чиновники, охотно ходившие к артистам на спектакли, разводят руками и помогать отказываются.

Как большой рубль убивает искусство

ВНЕЗАПНОЕ РАСТОРЖЕНИЕ

Уведомление о расторжении договора аренды продюсер известного театра ЛДМ «Новая сцена» Ирина Афанасьева получила 30 июня 2021 года. Глава компании «ЛДС», у которой театр снимает помещение в Ленинградском дворце молодежи, Андрей Рождественский уведомил Афанасьеву, что намерен разорвать договор аренды с 1 июня 2022 года. Срок, казалось бы, длительный, но для полноценного театра с его оборудованием и потребностями — неизмеримо мал. За это время практически невозможно отыскать и подготовить новое помещение, да и сил и средств на это, признаются создатели музыкального театра, уже нет.

В здание Ленинградского дворца молодежи театр ЛДМ «Новая сцена» переехал в 2017 году, арендовав помещение у компании «ЛДС». Разработали проект, сделали ремонт, практически полностью перестроив зал, где проходят спектакли, настроили звуковое и световое оформление. В общем, создали одну из самых современных театральных площадок в городе. И стали работать.

ЛДМ «Новая сцена» — единственный в городе частный театр, который настолько успешен, что работает полностью без дотаций государства. И почти единственный, который ставит мюзиклы на уровне знаменитого нью-йоркского Бродвея.

Качество подтверждают регулярные приглашения на гастроли за рубеж, а представители Китая даже вели переговоры с театром о франшизе на как минимум два мюзикла.

— Переговоры активно шли перед началом пандемии коронавируса, но сейчас пока все в непонятной ситуации, ведь границы так толком и не открыты, — говорит Ирина Афанасьева.

В новом здании театр обрел второе дыхание. Артисты отмечают, что работать здесь им стало значительно комфортнее. Хотя прежняя площадка, где труппа показывала публике спектакли, тоже была очень качественной (театр выступал в «Мюзик Холле»), но собственный, хоть и арендованный угол, дает больше возможностей.

Зал, где сейчас проходят спектакли, был полностью переоборудован.

ТОЛЬКО БИЗНЕС

И вдруг уведомление о расторжении.

— Это шоковая ситуация. По сути, мы остаемся на улице — и артисты, и труппа, и создатели театра. Декорации, костюмы — все это некуда девать, — разводит руками Ирина Афанасьева.

Оставляя театр без помещения, бизнес обрекает его на гибель, а труппу — на безработицу. А ведь коллектив артистов, как рассказывает режиссер Иван Стависский, собирали буквально по крупинкам.

 Здесь уникальная труппа, — уверен режиссер, — среди них есть и звезды, и замечательные актеры второго эшелона, и несколько замечательных кордебалетов, есть даже детская труппа.

Мюзиклы ЛДМ «Новая сцена» быстро стали популярными у петербуржцев. Фото предоставлено ЛДМ «Новая сцена»

В пандемию труппу и репертуар удалось сохранить. Но вряд ли это будет возможно сделать, если театр лишится площадки для работы. По сути, Петербургу грозит остаться без театра, что, конечно, ударит по и без того пошатнувшемуся статусу города как культурной столицы.

— Если нас выгонят, что нам делать? Съезжать не хотелось бы, мы здесь уже четвертый сезон выступаем, и все было хорошо, — выражает мнение труппы актер Роман Никитин. — Мы ведь градообразующее предприятие, кто еще мюзиклами, кроме нас, занимается?

В театре не привыкли опускать руки. Первое, что сделала Ирина Афанасьева, — спросила у главы компании «ЛДС» Андрея Рождественского о причинах, по которым договор разрывается преждевременно. Тот долго молчал, а затем ответил, что сообщать о причинах разрыва договора компания не обязана, но претензий к арендатору у ООО «ЛДС» нет, а выселение связано исключительно с планами на развитие бизнеса.

Рождественский также сообщил, что, согласно договору, расходы на ремонт возмещаться не будут, но некую компенсацию компания готова выплатить.

Возможно, местоположение здания привлекло внимание строительного бизнеса? Ведь, как сообщает сайт «Канонер», еще в 2014 году компания «ЛДС» пыталась перевести весь надел в зону деловой постройки. В просьбе отказали, компания не смирилась и даже судилась с комитетом по строительству и архитектуре Петербурга в 2015 году. Возможно, 6 лет спустя попытки были возоб­новлены и увенчались успехом.

РАВНОДУШНЫ ДО ПОДЛОСТИ

Ирина Афанасьева обратилась за помощью к чиновникам с просьбой выделить театру ­какое-­нибудь помещение, чтобы труппа могла продолжать работать. В городском комитете имущественных отношений обращение изучили, но помочь отказались.

«По результатам анализа, проведенного комитетом имущественных отношений Санкт-­Петербурга в отношении свободных объектов нежилого фонда, находящихся в государственной собственности Санкт-­Петербурга, установлено, что объекты нежилого фонда, возможные к использованию (приспособлению) в качестве театральной площадки от 1000 посадочных мест, отсутствуют», — сообщил в своем ответе зампредседателя КИО Александр Якушев.

Афанасьева обратилась в комитет по культуре с просьбой о субсидии. Но и в этом ей тоже отказали. На вопрос о причинах отказа в комитете по культуре промолчали. А спустя несколько дней Ирине Афанасьевой позвонили и сообщили буквально следующее: чиновники не уверены, что ЛДМ «Новая сцена» является театром, и не знают, стоит ли разрешать ему работать и дальше.

Ирина Афанасьева опешила. И даже записала видеообращение, в котором попросила чиновников вспомнить, что они неоднократно приходили в ЛДМ «Новая сцена», просили билеты и с удовольствием посещали спектакли.

«И поскольку вы в течение всего локдауна неоднократно приходили к нам, то вы, наверное, успели заметить, что мы — театр. Что у нас есть стулья, сцена, труппа, звук, свет, спектакли. Пожалуйста, разрешите нам работать! — обратилась к чиновникам Ирина Афанасьева. — Константин Эдуардович Сухенко (председатель комитета по культуре. — Прим. ред.) был у нас, губернатор был у нас. К нам часто обращаются из комитета за билетиками, чтобы посетить наши спектакли. Я клянусь, мы — театр!»

На мюзиклы ЛДМ «Новая сцена» охотно приходил глава комитета по культуре Константин Сухенко. Но помощи от него театр не получил. Фото предоставлено ЛДМ «Новая сцена»

15 июля 2021 года, спустя две недели после получения уведомления о расторжении договора, Ирина Афанасьева попала на прием к вице-губернатору Петербурга Борису Пиотровскому.

— Разговор состоялся неконструктивный, — рассказала продюсер. — Обычно чиновники говорят: да, поможем, но не знаем как. Здесь нам сказали: свободных театров у нас нет, помещений никаких нет, ­какие-то полугосударственные дотации мы дать вам не можем, и почему вам отказали в дотации, мы не знаем.

— Отцы города бывают равнодушны до подлости к тому, что в этом городе происходит, — разводит руками режиссер Иван Стависский. — А ведь это единственный частный театр в Петербурге, который последовательно работает уже несколько лет и не покупает франшизу других театров, а все делает сам. Уникальный коллектив просто выбрасывают на улицу. Конечно, разорвать договор — право собственника здания. Но мне кажется, что город должен принять ­какое-то участие в судьбе коллектива.

Актеры от безразличия чиновников тоже в ужасе и умоляют о помощи.

— Нам бы хотелось не просить, не умолять, а быть услышанными, — актриса Маргарита Калганова говорит от лица всего коллектива. — Мы — частный театр, который сделал огромный рывок в плане мюзикла в Петербурге, да и во всей стране. Если бы руководство города или области нас услышало, предложило бы нам ­какое-то альтернативное решение, вышло на переговоры с нашим руководителем… Молчать об этом совершенно нельзя и просто невозможно, потому что речь идет не только о здании, но и о людях, которые по крупиночке создавали все, что происходило на этой сцене. Кричать можно сколько угодно, главное, чтобы это не было в спины людей. Пожалуйста, обернитесь к нам!

На отправленные 9 июля 2021 года запросы редакции о том, какую помощь город будет оказывать единственному частному театру, который никогда раньше ни о чем не просил, не ответил ни председатель комитета имущественных отношений Леонид Кулаков, ни вице-губернатор города Борис Пиотровский, ни глава Министерства культуры России Ольга Любимова. Хотя, согласно статье 40 закона о СМИ, ответы на письменные запросы должны быть направлены в семидневный срок со дня получения запроса. Если ведомство не может ответить своевременно или хочет отказать в предоставлении информации, уведомление об этом, согласно закону, нужно направить в редакцию в трехдневный срок. Ни того ни другого сделано не было.

Вывод из этого можно сделать только один: очевидно, искусство в уже почти бывшей культурной столице нынче не в чести.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру